Элементами дороги являются – проезжая часть, дорога, обочина, разделительная полоса с комментариями и картинками
Основные элементы дорог и дорожные сооружения.
На автомобильных дорогах имеются дорожные устройства и комплексы основных и вспомогательных сооружений. К основным относятся сооружения, обеспечивающие организацию движения транспорта, а к вспомогательным — предназначенные для обслуживания транспорта и основных устройств: заправочные пункты, станции технического обслуживания, здания дорожно-ремонтной службы и т. д. Комплекс основных и вспомогательных сооружений зависит от назначения дороги.
Полосу местности, на которой размещаются основные и вспомогательные сооружения, а также дорожные устройства,- называют полосой отвода. Расположение оси дороги на местности называют трассой. В общем случае это пространственная линия, имеющая повороты в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Дорогу, как правило, проектируют по кратчайшему расстоянию между пунктами, которое называют воздушной линией. На местности всегда имеются естественные и искусственные препятствия, поэтому реальная дорога оказывается длиннее воздушной линии.
В плане трасса состоит из прямых участков и участков с постоянной кривизной (круговых кривых), соединенных переходными кривыми. Таксометр для андроид их также показывает. Наименьший допустимый радиус круговых кривых зависит от расчетной скорости движения автомобилей и регламентируется строительными нормами и правилами.
Переходные кривые, представляющие собой кривые переменного радиуса, строят обычно при соединении прямых участков с круговыми, имеющими радиус кривизны менее 2000 м.
Наличие переходных кривых обеспечивает плавное изменение центробежной силы при движении автомобиля, а также возможность плавного поворота управляемых колес автомобиля.
На автомобильных дорогах переходные кривые очерчиваются в основном по радоиде (клотоиде), кубической параболе, лемнискате. Кривизна переходной кривой в точке зависит от удаления последней от начала переходной кривой.
Наиболее часто переходные кривые на автомобильных дорогах делают по радоиде. При этом в случае движения автомобиля с постоянной скоростью переход от прямолинейного движения к круговому обеспечивается равномерным вращением управляемых колес. Кривые, описанные по кубической параболе, выполняют при небольших углах поворота переходной кривой, а по лемнискате — при малых радиусах и больших углах поворота.
Проекцию трассы на вертикальную плоскость называют продольным профилем дороги. Продольный профиль включает прямые участки и вертикальные кривые, обеспечивающие плавный переход между прямыми участками, имеющими различную крутизну.
Радиусы выпуклых кривых выбирают таким образом, чтобы обеспечить видимость дороги водителем на длине пути торможения автомобиля. При расчетах высоту зрения (возвышение глаза водителя над поверхностью дороги) принимают равной 1,2 м, что соответствует высоте зрения водителя легкового автомобиля.
Вогнутые кривые делают для смягчения толчка на соответствующем переломе профиля, при проезде которого возникает центробежная сила, дополнительно нагружающая мосты автомобиля. Радиус вогнутой кривой рассчитывают таким образом, чтобы дополнительная нагрузка не превосходила 5 % статической нагрузки, приходящейся на мост при движении автомобиля с расчетной скоростью.
Конструкции дорог. Дорога сооружается на земляном полотне, представляющем отсыпанную и спланированную полосу грунта. Для создания земляного полотна в зависимости от рельефа местности устраиваются насыпи или выемки. К земляному полотну также относят боковые канавы и резервы, из которых берут грунт при строительстве. Земляное полотно сооружается из прочных грунтов, предусматривается отвод от него поверхностных и грунтовых вод. Конструкция земляного полотна зависит от гидрогеологических условий местности.
Основными элементами дороги являются: проезжая часть, обочины и боковые канавы (кюветы). Проезжая часть предназначена для движения автомобилей. К проезжей части примыкают обочины. Их используют для остановок автомобилей, для складывания дорожно-строительных материалов во время строительства и ремонта дорог, а также для расширения проезжей части при реконструкции дороги. Расположенные за обочинами канавы, или кюветы, служат для отвода воды от дороги и прилегающих участков.
Прочность проезжей части зависит от материалов дорожной одежды, которая воспринимает усилия от транспортных средств и передает их на земляное полотно. Дорожная одежда является важнейшим и дорогостоящим элементом автомобильной дороги, затраты на ее устройство достигают 50…60 % сметной стоимости дороги.
Дорожная одежда состоит из нескольких конструктивных слоев, уложенных на земляное полотно. Основными требованиями, которым должна удовлетворять конструкция дорожной одежды, являются: высокая прочность и долговечность, ровность поверхности покрытия, хорошая сцепляемость шины с дорогой при любых погодных условиях, малое сопротивление движению автомобиля. Движение автомобиля не должно сопровождаться сильным шумом и запылением воздуха. Верхний слой дорожной одежды должен легко и минимальными затратами восстанавливаться при ремонте, по возможности без прекращения движения. Дорожную одежду проектируют в комплексе с земляным полотном.
По способности воспринимать растягивающие напряжения и накапливать пластические деформации дорожные одежды подразделяют на жесткие и нежесткие. К жестким относятся дорожные одежды, устраиваемые из бетона или железобетона. Они хорошо сопротивляются изгибу, и в них не накапливаются пластические деформации. К нежестким дорожным одеждам относят все остальные конструкции из щебня, гравия и других материалов. В таких конструкциях при многократном воздействии нагрузок накапливаются пластические деформации, что приводит к появлению волнистости на дорожной поверхности. В конструкции дорожной одежды различают два основных слоя: покрытие и дорожное основание.
Покрытие — верхняя часть дорожной одежды, непосредственно воспринимающая механические усилия от транспортных средств и атмосферные воздействия. Покрытие должно быть прочным, износостойким, устойчивым к пластическим деформациям, водонепроницаемым, ровным, шероховатым и беспыльным. Оно может состоять из одного или нескольких конструктивных слоев. Верхний слой покрытия, периодически восстанавливаемый в процессе эксплуатации дороги, называют слоем изнашивания.
Дорожные покрытия подразделяют на усовершенствованные капитальные, усовершенствованные облегченные, переходные и низшие. Качество покрытия и определяет в основном транспортно-эксплуатационные свойства дороги.
К покрытиям усовершенствованного капитального типа относятся цементо и асфальтобетонные покрытия. Наиболее прочными и долговечными являются цементобетонные покрытия, механические свойства которых мало зависят от температуры и влажности воздуха. Асфальтобетонные покрытия склонны к размягчению при высоких температурах и к хрупкости — при низких.
Цементобетонные покрытия могут быть монолитными из бетонной смеси, которую привозят или готовят непосредственно на месте работ, или сборными из плит, изготовленных на заводах.
Жесткие бетонные покрытия чувствительны к деформациям основания, поэтому их устраивают только на достаточно прочных и жестких основаниях. Толщина бетонных покрытий в зависимости от категории дороги и жесткости основания должна быть 18…24 см.
Для предотвращения образования в покрытии трещин, возникающих при колебаниях температуры воздуха, усадке бетона при твердении и неравномерной осадке основания, в процессе строительства делают продольные и поперечные деформационные швы, делящие монолитное покрытие на отдельные плиты. Для того чтобы в деформационные швы не попадали вода, песок, грязь, их заполняют герметизирующими материалами: битумной или резинобитумной мастикой, полимерными герметиками и др.
Покрытия усовершенствованного облегченного типа устраивают с применением прочного щебня, гравия илиминеральных смесей различной зернистости, обработанных органическими вяжущими материалами. В качестве,’ вяжущих материалов применяют различные типы битумов.
Покрытия усовершенствованного облегченного типа обладают достаточ-i, ной прочностью в условиях переменных влажности и температуры.
Покрытия переходного типа изготовляют из щебня, гравия, шлака без обработки вяжущими материалами. Эти покрытия обладают малым сопротивлением изнашиванию, так как касательные силы, действующие на покрытие при движении автомобиля, оказывают разрушительное действие на верхний слой вследствие слабого сцепления между каменными частицами, из которых состоит этот слой. К этой же группе покрытий относятся мостовые, устраиваемые из отдельных, уложенных впритык друг к другу, естественных или искусственных камней соответствующей формы.
Покрытие низшего типа устраивают из грунтов, укрепленных различными материалами (песок, гравий и др.). При добавке этих материалов в глинистые, суглинистые, пылеватые грунты увеличивается сопротивление изнашиванию таких покрытий, особенно во влажном состоянии. Для повышения связности песчаных грунтов применяют глинистые или суглинистые добавки.
Покрытие укладывается на дорожное основание — нижнюю часть дорожной одежды. Оно служит для передачи усилий от покрытия на земляное полотно. Основание, как правило, устраивают из нескольких слоев. Для устройства верхних слоев используют более прочные и морозостойкие материалы с обработкой или без обработки их вяжущими материалами (битумом, цементом). Для нижних слоев используют более слабые и менее морозоустойчивые материалы. Уменьшения толщины и обеспечения хороших дренирующих и морозозащитных свойств дорожного основания достигают устройством дополнительных нижних слоев основания из песка, гравийно-песчаных смесей и других материалов.
Ширину проезжей части дороги принимают с учетом количества полос и расчетной скорости движения. Строительными нормами и правилами установлены требуемое количество полос движения, и ширина проезжей части в зависимости от категории дорог. На дорогах с большой интенсивностью движения для обеспечения его безопасности устраивают разделительные полосы, ширина которых принимается не менее 5 м.
Поперечный профиль проезжей части проектируют так, чтобы обеспечить сток воды с поверхности дорожного покрытия, безопасное движение и снизить интенсивность изнашивания шин автомобилей. Поперечный профиль бывает односкатным, двускатным и параболическим. В большинстве случаев на дорогах с твердым покрытием применяют двускатный профиль. Односкатный профиль имеют дороги на закруглениях (виражах) и при раздельных проезжих частях. Параболический профиль устраивается на широких проезжих частях городских улиц. Такой же профиль обычно имеют грунтовые и щебеночно-гравийные дороги.
Поперечный уклон на прямых участках дороги зависит от типа покрытия. На дорогах с асфальтобетонным и цементобетонным покрытиями уклон делают 15…20 %о, у щебеночно-гравийных дорог — 20…30 %о, а на грунтовых — 30…40%о- Поперечные уклоны обочин делают на 10…30 %о большими, чем уклоны проезжей части.
По народнохозяйственному значению автомобильные дороги в СССР делятся на общегосударственные, республиканские, областные и краевые, местные (районные и сельскохозяйственные) и ведомственные (промышленные, лесхозные и др.). Выделяют также курортные дороги, используемые преимущественно для пассажирских сообщений в курортных районах.
В зависимости от степени технического совершенства автомобильные дороги бывают пяти технических категорий. При отнесении дороги к той или иной категории учитывают ее народнохозяйственное значение и перспективную расчетную интенсивность движения, которая рассчитывается на 20 лет вперед от года ввода дороги в эксплуатацию.
Для каждой категории дорог строительными нормами и правилами установлены определенные технические нормативы, на основе которых проектируют и строят дороги и искусственные сооружения на них.
Автомобильные дороги с большой интенсивностью движения, предназначенные исключительно для автомобильного движения, называют автомагистралями.
maestria.ru
Проезжая часть и полоса движения
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
На первый взгляд достаточно простые термины, но тем не менее есть вопросы, которые вызывают долгие споры.
Проезжая часть
Элементы дорогиАкцент в этом термине на безрельсовые транспортные средства.
Трамвайные пути — не являются проезжей частью.
По трамвайным путям в особых случаях разрешено движение безрельсовых транспортных средств, но они для этих целей не предназначены. Трамвайные пути находятся не «на» проезжей части, а «слева от» — в случаях, когда допускается движение по ним.
Рельсы слева от проезжей части»Полоса проезжей части
Из определений «дорога» и «проезжая часть» — «полоса движения» является третьим по вложенности элементом дороги.
Основной элемент — дорога, включает в себя проезжую часть, а элемент проезжей части — это полоса движения. Исходя из этих терминов существование полосы движения невозможно без дороги. Долгое время существовал спор о наличии проезжих частей во дворах и на других прилегающих территориях.
Вопрос этот закрыт Решением Верховного суда РФ по делу № АКПИ12-205 от 17 апреля 2012 года с рассмотрением противоречий Правил дорожного движения РФ и конвенции о дорожном движении. В частности данное решение содержит, что элементы улично-дорожной сети могут располагаться на прилегающих территориях.
на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет собой дорогу согласно определению термина «дорога» в пункте 1.2 Правил
С одной стороны это выходит за строгие рамки описанных элементов по тексту, с другой стороны входит в логические рамки. Прилегающие территории предназначены в том числе и для движения транспорта, там же происходят дорожно-транспортные происшествия и движение регулируется этими же правилами. В конфликт вступают нормативные документы по строительству дорог, а следом и средства организации дорожного движения. Иногда невозможно визуально отличить дорогу и прилегающую территорию без выяснения за кем определен конкретный участок земли. На прилегающих территориях не строят дороги, как линейные строительные объекты, но отдельные элементы могут образовать дорогу в контексте Правил дорожного движения. За организацию движения на прилегающей территории отвечают иные ведомства, которые занимаются движением на улично-дорожной сети.
Возвращаясь к полосам движения их также зачастую невозможно разметить по нормативным документам (например обеспечить ширину в 3 метра, обозначать соответствующими знаками пересечения и так далее. Но опять же в контексте терминов ПДД полосы движения есть и на прилегающих территориях.
Обозначенная или не обозначенная разметкой
Из абзаца выше, по нормативным документам возможно обозначить только полосы на соответственно «нормативных» дорогах. Средства организации дорожного движения на прилегающих территориях также могут применяться, но в зависимости от ситуаций требования их могут отличаться. Например, часто можно увидеть на заправках и парковках знак 5.5. «Одностороннее движение», но так как «нормативной» дороги нет, то и двигаться по одностороннему движению с нарушением тут не получится. На этой же парковке с противоположной стороны висит «Кирпич» — он уже не привязан к дороге, и за нарушение этого знака выпишут правомерный штраф. На парковка часто можно встретить разметку узких полос и никто не будет выписывать штраф за нарушение такой разметки и выезды на встречку за пересечение сплошной линии. Предписывающие знаки и знаки приоритета необходимо выполнять. И так далее, случаев много.
Продольная полоса
И даже в «продольности» полосы возникают споры. Есть продольная полоса в профиле «нормативной» дороги, а есть продольная полоса по направлению дороги.
Продольная полосаТут следует посмотреть от противного и представить не продольную полосу — вариант подходящий для ПДД станет очевидным.
Профиль проезжей части с продольной полосойПродольная полоса проезжей частиВполне подходит к определению, полоса идет вдоль поверхности проезжей части. Это выглядит нелепо, до тех пор пока физически ширина дороги не изменяется. При сужении дороги кто то допускает такое расположение полосы движения поперек проезжей части.
Сужение дорогиШирина полосы движения
Тут спор вызывает некий вывод о запрете движения двух автомобилей в одной полосе. Такой вывод не имеет оснований. Термин определяет полосу движения. И если ширина достаточна для движения автомобилей в один рад — это полоса движения, если недостаточно — это не полоса движения. В различных условиях количество полос может изменятся при сохранении ширины. Основа выбора количества полос — это соблюдение безопасного интервала между транспортными средствами.
Пример увеличения количества полос при сохранении исходной ширины в проекте probok.net:
Добавление полосы движения за счет сужения других полосНа этом материал в рамках данной темы завершен. Благодарю за интерес.
ruspdd.ru
Дорога и ее элементы, проезжая часть, разделительная полоса
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
(Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу)
Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы).Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.
Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на рис. 1 и 2.
рис. 1. Дорога в населенном пункте
рис. 2. Дорога в населенном пункте
рис. 3. Дорога вне населенного пункта
На рис. 1-3 приняты следующие обозначения:
1 — проезжая часть;
2 — полоса движения;
3 — разделительная полоса;
4 — тротуар;
5 – обочина.
Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины (рис. 3). Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (обозначена цифрой 1 на рис. 1-3).
Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей (рис. 4). Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением (пп. 8.5 и 9.6 Правил).
рис. 4. Разделение дороги на проезжие части
«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Разделительная полоса (рис. 2) почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.
Трамвайные пути, расположенные на разделительной полосе, использовать для движения безрельсового транспорта не допускается (рис. 5).
рис. 5. Трамвайные пути на разделительной полосе
На рис. 6 изображен фрагмент Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Посередине дороги проходит разделительная полоса. Следовательно, на МКАД две проезжие части.
рис. 6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)
При отсутствии разделительной полосы — на дороге одна проезжая часть. ВНИМАНИЕ: любые линии разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой. На рис. 7 по центру дороги проходит сплошная двойная линия разметки это не разделительная полоса. Поэтому на такой дороге всего одна проезжая часть. Однако , в некоторых случаях разделительная полоса может быть организована с помощью линии разметки 1.2.1, в этом случае линии находятся на достаточном удалении друг от друга.
рис. 7. Двойная сплошная линия разметки — не делит дорогу на проезжие части!
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
При определении количества полос учитывайте, что их подсчет ведется по всей ширине дороги (от левого тротуара или обочины до правого тротуара или обочины). Поэтому на МКАД (рис. 6) десять полос движения. А на дороге, изображенной на рис. 7, — четыре. Полоса движения предназначена для движения автомобилей в один ряд (друг за другом). Мотоциклы могут двигаться по одной полосе и в несколько рядов, так как их ширина не принимается в расчет при определении количества полос на дороге.
Если разметка не видна или отсутствует и нет знаков 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, то количество полос для движения, в соответствии с п. 9.1 Правил, определяется габаритными размерами автомобилей с учетом безопасного бокового интервала между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева (рис. 8).
рис. 8. Определение числа полос
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.
На рис. 9 изображен нерегулируемый пешеходный переход.
рис. 9. Нерегулируемый пешеходный переход
Понятие «Пешеходный переход» включает в себя и регулируемые переходы, иными словами, такие, на которых порядком движения пешеходов и транспорта управляют светофоры либо регулировщики.
Рассматриваемое понятие «Пешеходный переход» охватывает только наземные переходы, то есть случаи, когда в установленных местах пешеходы переходят проезжую часть.
Однако наиболее безопасны подземные и наземные переходы, которые обозначаются знаками 5.17.1, 5.17.2 и 5.17.3, 5.17.4
При наличии в зоне видимости подземного или надземного переходов пешеходам переходить проезжую часть разрешено только по ним.
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (рис. 10).
рис. 10. Автомагистраль
Автомагистрали — высококачественные дороги, по которым возможно безопасное движение транспорта с высокими скоростями. На них должно быть не менее двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки отделены друг от друга разделительной полосой, пересечения с другими дорогами выполняют в виде развязок на разных уровнях (мосты, эстакады, тоннели и т. д.). Не случайно на знаке 5.1 «Автомагистраль» изображена дорога с разделительной полосой и мост через нее. Водители могут определить принадлежность дороги к автомагистрали только по наличию знака 5.1. Иные перечисленные выше признаки не позволяют водителю делать вывод о том, что дорога, по которой он едет, является автомагистралью. Порядок движения по автомагистралям изложен в 16 разделе Правил.
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) (рис. 10, 11), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге (рис. 12), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий (рис. 18—20).
рис. 11. Варианты обозначения главной дороги
Если знаков, указанных в определении «Главная дорога», перед перекрестком нет, а пересекающие (примыкающие друг к другу дороги) имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными. В этом случае пересечение грунтовых дорог также считается равнозначным.
Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает такую дорогу равной по значению с пересекаемой.
Покрытие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком предотвращает попадание грязи с грунтовой дороги на главную, выполняя функцию своеобразного половичка (рис. 12).
рис. 12. Грузовик на второстепенной дороге
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не преданная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Въезды на прилегающие территории не считаются перекрестками. Следовательно, в таких местах дорожные знаки, требования которых распространяются до ближайшего перекрестка, своего действия не прекращают.
Далее — Виды пересечений. Населенные пункты.
Уроки ПДД
Урок 1 — Общие положения
1pdd.ru
Из каких элементов состоит автомобильная дорога?
ПДД, как и любая область знаний, имеет свою систему терминов. В Правилах все формализовано, упорядочено и доступно. Но из-за «сухости» и четкости иногда бывает нелегко разобраться в том, чем, например, отличаются «стоянка» и «остановка». Поэтому нужно анализировать основные термины, чтобы рядовой ученик автошколы мог все понять с самого начала. В частности, нужно разобраться в том, что есть дорога и из чего она состоит.
Понятие «дорога»
Правила дорожного движения Украины гласят, что автомобильной дорогой (дорогой) называется часть территории, созданная для движения разного рода транспортных средств, а также пешеходов, вместе со всеми дислоцируемыми на ней сооружениями (путепроводами, мостами, пешеходными переходами, эстакадами) и средствами организации и упорядочивания дорожного движения, одновременно с этим ограниченная по ширине тротуарами или краем полосы отвода.
Из первой части определения следует, что дорогой будет считаться территория, которую специально обустроили, то есть создали необходимую инфраструктуру и организовали движение по этой поверхности. Дорога может быть городской, загородной, искусственной, а именно искусственно созданной поверхностью – путепроводом, эстакадой, мостом. Дорога может быть временной, созданной для сезонной езды. Такой дорогой называется проделанная грейдером или бульдозером траншея в снегу. Из второй части определения следует, что нужно дать определения таких понятий: проезжая часть, тротуар, обочина, разделительная полоса, трамвайные пути. Именно эти термины определяют элементы дороги.Это интересно! Первые дороги появились еще в 4 тысячелетии до н.э. Самая древняя дорога Европы находится в Великобритании и называется Свит-Трек. В Швейцарии обнаружили часть дороги, которая вымощена колодами в 1700 г до н.э. Подобным образом начали оформлять дороги в Голландии, но на 200 лет позже. «Матерью» современных дорог считается дорога из камня толщиной почти 1 м, созданная в 312 г до н.э. древними римлянами.
Проезжая часть
Определение в Правилах: проезжая часть – это составляющая часть дороги, которая предназначена для передвижения нерельсовых транспортных средств. На дороге может быть несколько проезжих частей, причем между собой они разделены полосами (разделительными).
Новички, которые только сели за руль, ошибочно думают, что дорога – это часть заасфальтированной земли, по которой ездит транспорт. Но тогда что такое проезжая часть? Под этим термином подразумевается заасфальтированный участок, то есть участок дороги, отведенный под безрельсовый транспорт.
Полоса движения
Автомобили передвигаются по проезжей части, она, в свою очередь, делится на полосы движения. Согласно ПДД, полосой для движения называется продольная полоса шириной не меньше 2,75 м на проезжей части, выделенная или не выделенная дорожной разметкой и отведенная под нерельсовый транспорт. То есть, на одной полосе движения может ездить только одна машина.
Зачастую для обозначения полос движения используют разметку, но могут использоваться и специальные дорожные знаки. В комплексе эти методы выделения используются на перекрестках для выделения количества полос движения на проезжей части.
Если разметка и знаки отсутствуют, то водителю придется самостоятельно определять число полос движения. В Разделе 11 Правил дорожного движения написано, что водитель должен вычислить количество полос для движения, ссылаясь на габариты транспортных средств, ширину проезжей части, безопасное расстояние между машинами. То есть определение делается приблизительно, несмотря на то, что так требует ПДД.
Разделительная полоса
Согласно ПДД, разделительная полоса – это выделенная конструктивно или с помощью узкой и широкой сплошных линий часть автодороги, разделяющая соседние проезжие части. Разделительная полоса нужна для разграничения транспортных потоков (с противоположными направлениями) для безопасной езды. Этот элемент является обязательным для автомагистрали, так как вероятность наезда на встречную полосу – минимальна.
Что касается выделения, то оно может быть конструктивным, то есть разделительная полоса оформляется в виде железобетонной, металлической и другого рода конструкцией. Кроме того, выделение может быть логистическим, то есть с помощью сплошных полос.
Нельзя путать разделительную линию с двойной сплошной разметкой. Если интервал между сплошными линиями совпадает с шириной любой из них, то это – двойная сплошная. Если расстояние больше, то это разделительная линия.
В ПДД сказано, что на разделительной полосе нельзя останавливаться и по ней нельзя передвигаться. Ели на полосе есть тротуар, то по нему могут передвигаться пешеходы.
Обочина
Обочина – это выделенный конструктивно или с помощью сплошной линии разметки элемент автодороги, примыкающий непосредственно к внешнему краю проезжей части, находящийся с ней на одном уровне и не предусмотренный как место для движения автомобилей и другого транспорта, кроме случаев, которые предусматривают ПДД.
Также в Правилах указано, что на обочине можно делать стоянки и остановки, по ней можно ходить пешеходам, по ней могут ездить велосипеды, мопеды, если нет специальных дорожек, а также сани. Зачастую обочину выделяют таким образом, чтобы она не сливалась с проезжей частью, то есть покрывают гравием, щебнем, песком и т.д. На больших трассах есть разметка по краю проезжей части для отметки обочины. Обочина есть не на всех автодорогах.
Пешеходный переход
В ПДД сказано, что пешеходный переход является инженерным сооружением или участком проезжей части, которое предназначено для пешеходов, чтобы они могли переходить через дорогу. Для выделения и обозначения пешеходных переходов используют разметку, специальные дорожные знаки и пешеходные светофоры.
Если пешеходный переход не выделен, то его вычисляют по интервалам между знаками или светофорами. На перекрестках в случае отсутствия каких-либо знаков, светофоров и разметки используется ширина тротуара или обочины.
Пешеходный переход называется регулируемым, если движение по нему регулируется с помощью светофора или регулировщиком. В противном случае переход называется нерегулируемым. Если светофоры работают на желтом сигнале или выключены, то переход также нерегулируемый.
Тротуар
В ПДД дано следующее определение тротуара: тротуар — это составная часть дороги, которая выделена под движение пешеходов. Тротуар примыкает к проезжей части или отделяется от нее с помощью газона. По тротуарам в некоторых случаях разрешено движение и стоянка.
Трамвайные пути
Трамвайный путь является элементом дороги для передвижения рельсового транспорта. Он ограничен по ширине и выделяется или посредством дорожной разметки, или отмосткой трамвайной линии. Движение рельсового транспорта регламентируется Разделом 11 ПДД.
Это интересно! До сих пор окончательно не выяснены причины волноподобного продольного износа трамвайных реек. Именно из-за этого явления трамвай во время езды сильно трясет.
Что же такое дорога? Дорога – это совокупность ряда элементов или терминов, каждый из которых имеет четкие границы, четкое определение и предназначение. Любой уважающий себя водитель должен знать и помнить о составляющих частях автомобильной дороги для обеспечения максимально безопасной езды и для себя, и для других водителей, и для пешеходов.
Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.
auto.today
Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения
Содержание программы обучения детей 7—10 лет
- Понятие «участник дорожного движения»: пешеход, водитель, пассажир.
- Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полоса движения).
- Назначение бордюра, пешеходного ограждения.
- Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет).
- Правила движения пешеходов по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.
Ход занятия
В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.
Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».
- Пешеход — человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.
- Водитель — человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.
- Пассажир — человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).
Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).
После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».
Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.
Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (необязательно), разделительная полоса (необязательно).
Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (необязательно).
Назначение элементов дорог
- проезжая часть предназначена для движения безрельсовых транспортных средств, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;
- тротуар (фр. trottoir от trotter — быстро ходить) предназначен для движения пешеходов, транспортным средствам двигаться по тротуару запрещено. Тротуар строится таким образом, чтобы он был выше уровня проезжей части;
- трамвайные пути предназначены для движения трамваев, остальным транспортным средствам разрешается въезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, если при этом транспортное средство не создаёт помех для движения трамвая;
- обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено двигаться по обочине, соблюдая правила безопасности;
- кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) предназначен для сбора и отвода воды с дорожного полотна;
- разделительная полоса (не путать с разделительной линией!) разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение бордюра и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что бордюр — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейтральная полоса. Поэтому двигаться по бордюру пешеходу нельзя, очень опасно. Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по бордюру опасно для пешеходов. Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нём.
После того, как названия и назначение элементов дороги изучены, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны определить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар. На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городской дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом). Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители». Им предлагается занять своё место на дороге. Когда «водители» определятся, всем остальным задаётся вопрос: «Правы ли наши водители, нет ли у вас замечаний?»
Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне, замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чём каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге.
Далее педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части. Детям задаётся вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители Правила дорожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.
Выводы
- по дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне проезжей части;
- пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.
Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде. Так как по дороге, а именно по проезжей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14-летнего возраста. Детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам для пешеходов. Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.
Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать). Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городской (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятельно показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашаются «пешеходы». Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транспортным средствам.
Закрепление
Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изображением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог. Например, проезжую часть — серым, тротуар — зелёным, обочину — жёлтым, кювет — голубым, и обязательно найти бордюр и раскрасить его красным цветом. Далее на тротуаре и обочине красной точкой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.
После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.
Другие статьи по теме: Методика работы
www.dddgazeta.ru
Элементы автомобильных дорог и их характеристика.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 10Следующая ⇒
Любая дорога имеет план, характеризуется продольным профилем, продольным уклоном и поперечным профилем.
План автомобильной дороги – проекция трассы на горизонтальную плоскость.
Трасса– положение геометрической оси дороги в пространстве.
Угол поворота – изменение направления трассы, который измеряют между продолжением направления трассы и новым ее направлением.
Переходные кривые – кривые переменного радиуса, его устраивают на обоих концах круговой кривой.
В целях обеспечения безопасности движения автомобилей на кривых малого радиуса устраивают односкатный поперечный профиль – вираж, с уклоном проезжей части и обочин к центру кривой.
Продольный профиль дороги – графическое изображение разреза автомобильной дороги вертикальной плоскостью вдоль ее оси.
В местах переломов линий продольного профиля, образующихся при изменении уклона, устраивают вертикальные кривые, которые смягчают профиль.
Дорога состоит из комплекса основных сооружений, элементов благоустройства, линейных зданий, сооружений и различных устройств.
Основными сооружениями дороги являются:земляное полотно, дорожная одежда, водоотводные сооружения, путепроводы, тоннели, подпорные стены.
К элементам обустройства дороги относится комплекс сооружений: автобусные остановки, переходно-скоростные полосы, площадки для остановки, стоянки и отдыха, устройства для освещения дорог, дорожная связь, дорожки для пешеходов, велосипедов и т.д.
К дорожным устройствам относятся: ограждения, дорожные знаки, древонасаждения, скамейки, беседки, плакаты и т.д.
Земляное полотно – сооружение, на котором расположена проезжая часть дороги.
Проезжая часть – основной элемент дороги.
Дорожная одежда – многослойная (однослойная) конструкция, воспринимающая нагрузку от автомобилей и передающая ее на грунтовое основание или на подстилающий грунт.
Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения.
Обочины – полосы, которые примыкают с двух сторон к проезжей части.
Кромка проезжей части – линия, разделяющая проезжую часть обочины.
Кюветы– их устраивают для отвода воды с полотна дороги по обеим ее сторонам.
Обрезы– располагают за кюветом, для различного дорожного обустройства, а также для эксплуатационных целей и для устройства запасного грунтового пути.
Разделительные полосы устраивают на дорогах с большой интенсивностью для безопасности движения автомобилей между полосами проезжей части.
Влияние дорожных условий на безопасность движения.
Обочина нужна для того, чтобы случайно сошедший с проезжей части автомобиль остался в пределах земляного полотна,а не съехал в кювет.
Съезжая на обочину при возникновении опасной ситуации на проезжей части, нужно снизить скорость, если она была близка к мах допустимой. Обочина, покрытая жидкой грязью или толстым слоем песка, представляет большую опасность – авто может занести в кювет или выбросить на проезжую часть.
Краевые полосы – на автомагистралях их выкладывают из белых бетонных плит, на других дорогах – из различных каменных материалов и окрашивают в контрастный цвет. В случае их отсутствия , водитель должен внимательно следить за краем проезжей части дороги, не допуская съезда колес на обочину.
Кюветы, у которых наружный откос более пологий, чем внутренний, считаются наиболее безопасными – кюветы с трапециевидного сечения и кюветы лотки. Наиболее опасные – с круглым поперечным профилем, т.к. они имеют наибольшую ширину и крутые стеки.
Опасные участки автомобильных дорог.
На любой дороге некоторые ее элементы и прилегающие к ним участки считаются опасными и требуют от водителя повышенного внимания. К ним относятся:
1)пересечение дорог в одном уровне с прилегающими к ним участками на протяжении 50м в 1 и другую сторону;
2)кривые с радиусом закругления менее 100м и кривые с недостаточной видимостью подходов к ним на расстоянии 100м в каждую сторону;
3)подъемы и спуски, а также участки, простирающиеся на 100м за вершиной подъема и на 150м перед ней;
4) железнодорожные переезды и участки, расположенные на расстоянии 100м до и после них;
5)мосты, путепроводы, дамбы, высокие насыпи и прилегающие к ним по 75м в обе стороны.
Для безопасного проезда опасных мест характерна необходимость существенного снижения скорости потока автомобилей из-за неожиданного ухудшения дорожных условий или необходимости перестроений транспортного потока, связанных с изменением ранее сложившегося режима движения.
6)резкие изменения направления дороги и места, где у водителей создается неправильное представление о дальнейшем направлении дороги,— поворот дороги непосредственно за вершиной выпуклой вертикальной кривой, скрытый поворот основной дороги в сторону с примыканием по прямому направлению второстепенной дороги; примыкание второстепенных дорог к магистральным дорогам на кривых;
7)зигзагообразные повороты для пересечения малых водотоков или железных дорог под прямым углом;
8)места, где часть транспортного потока изменяет скорость или совершает перестроение,— участки дороги без переходно-скоростных полос перед съездами с дороги, затяжные крутые подъемы, которые автомобили с малым запасом тяги преодолевают на пониженных передачах с значительно сниженной скоростью, особенно опасные при пересеченном рельефе и недостаточной видимости в продольном профиле, что приводит к столкновениям при обгонах; 9)перекрестки и примыкания в одном уровне и особенно неорганизованные («дикие») съезды, стихийно возникающие при уборочных работах в сельскохозяйственных районах; кривые малых радиусов перед мостами и пересечения с местными дорогами в конце затяжных спусков;
10)места, где дорожные условия и придорожная обстановка способствуют значительному превышению безопасной скорости движения,— затяжные спуски на пересечениях глубоких речных долин, а также длинные прямые участки в открытой степной местности, где однообразный придорожный ландшафт, отсутствие подъемов и спусков приводят к потере водителями контроля за скоростью;
11)места значительного ухудшения в неблагоприятную погоду условий движения на коротких участках дорог — пересечения дорогой пониженных участков местности, где образуются ночные туманы; подверженные образованию гололедицы около расположенных у дороги градирен промышленных предприятий и на проезжей части мостов, скользкие после дождей свежеуложенные асфальтобетонные покрытия;
12)места разделения, слияния и пересечения транспортных потоков— пересечения в одном уровне, переходно-скоростные полосы;
13)места, где на дороге могут неожиданно появляться пешеходы, велосипедисты и дикие животные, примыкающие к населенным пунктам участки дорог, автобусные остановки без уширения проезжей части для заезда автобусов, пересечения заповедников.
Опасными участками на дорогах являются не только сами места ухудшения дорожных условий, но и примыкающие к ним участки дорог, на которых транспортные потоки снижают скорость,
протяженностью до 1—2 км. Они не одинаковы для разных мест. При выявлении опасных участков большую- пользу может принести учет мнений водителей и анализ линейных графиков распределения происшествий по протяжению дороги.
БИЛЕТ 12
12. Значение разметки в общей системе организации движения. Назначение, цвет и применение каждого вида горизонтальной разметки. Действия водителей в соответствии с требованиями горизонтальной разметки. Назначение, цвет и условия применения каждого вида вертикальной разметки.
Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях. Последовательность осмотра дороги при приближении к перекрестку. Движение по регулируемому и не регулированному перекрестках.
Пользование дорогами в различных погодно-климатических условиях.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
Общие положения ПДД
В этом разделе мы познакомимся с основными положениями, понятиями и терминами, которые используются при изучении Правил Дорожного Движения.
1. Общие положения
1.1 Настоящие Правила дорожного движения (в дальнейшем просто Правила) устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
Местным органам власти разрешено вводить свои коррективы и дополнения в организацию дорожного движения. Примером тому может служить изменение скоростного режима на отдельных участках дорог крупных городов — вместо положенных 60 км/ч (см. п. 10.2), бывает разрешено 80 км/ч и более. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться порядок, предусматривающий наличие у водителей велосипедов и мопедов документа, подтверждающего знание ими ПДД, а у самих велосипедов и мопедов наличие — специального регистрационного знака (см. п. 24.1).
В то же время ПДД запрещают какую-либо самодеятельность, которая явно противоречит требованиям настоящим Правил.
1.2 В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
АВТОМАГИСТРАЛЬ — дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделённые друг от друга разделительной полосой (а при её отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений ав одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
АВТОПОЕЗД — механическое транспортное средство, сцеплённое с прицепом (прицепами).
Данное определение относится к любым механическим транспортным средствам. Например, легковой автомобиль с прицепом пусть даже с небольшим, тоже будет являться автопоездом.
ВЕЛОСИПЕД — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.
Глава 24 ПДД предписывает велосипедистам двигаться по специально выделенной для них дорожке, которая обозначается соответствующим дорожным знаком 4.4 «Велосипедная дорожка». Но в реальной жизни такие дорожки встречаются нечасто, поэтому двигаться велосипедистам приходится по проезжей части дороги.
Водителям других транспортных средств необходимо знать и помнить о том, что велосипедист является полноправным участником дорожного движения.
ВОДИТЕЛЬ — лицо, управляющее каким—либо транс портным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Водитель любого транспортного средства является главным действующим лицом на дороге. Он отвечает за безопасность дорожного движения и несет полную ответственность за нарушения ПДД в соответствии с действующим законодательством (административная, гражданская и уголовная ответственность).
ВЫНУЖДЕННАЯ ОСТАНОВКА — прекращение движения транспортного средства из—за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Остановка у магазина или киоска с мороженым будет не вынужденной, а преднамеренной (см. термин «Остановка»).
Остановка у красного сигнала светофора или перед пешеходным переходом, с целью уступить дорогу пешеходам и т.п. — не вынужденная и не преднамеренная. Такую остановку можно назвать «служебной», но соответствующего определения в ПДД, к сожалению, нет.
Главная дорога
ГЛАВНАЯ ДОРОГА — дорога, обозначенная знакам 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто— и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием н делает ее равной по значению с пересекаемой.
Рассмотрите рисунки:
Обозначение «Главная дорога» дорожными знаками
определите какие изображены дорожные знаки, обратите внимание на стрелки, которые показывают направление движения. Выясните, в каких ситуациях Вы сможете спокойно проехать через перекресток по главной дороге, а водители, пересекающие вашу дорогу или поворачивающие на нее, не должны создавать вам помех.
Как же определить главную дорогу при отсутствии дорожных знаков? Рассмотрите рисунки
Определение главной дороги при отсутствии знаков
Дорога с альфальтовым покрытием по отношению к грунтовой считается главной. Мы находимся на главной дороге, но скорость движения придется снизить, чтобы появилось время внимательно разглядеть пересекаемые дороги и убедиться в нашем приоритете.
Варианты перекрёстков равнозначных дорог
Внимание! При движении через перекрестки, изображённые на рисунке можно допустить трагическую ошибку. Ширина дорог, наличие трамвайных путей, конфигурация перекрестка и т.п. не определяют главную дорогу! Поэтому придется еще снижать скорость, чтобы разобраться в ситуации.
Оказалось, что это перекрёстки равнозначных дорог. Покрытие (то чем покрыли грунт) может быть выполнено из любого твёрдого материала и вовсе не обязательно, что это будет именно асфальт. А узкая дорога на рисунке является полноправной дорогой независимо от ширины.
И в том, и в другом случае необходимо применять правила проезда нерегулируемых перекрёстков равнозначных дорог (см. раздел 13 «Проезд перекрёстков»).
ДНЕВНЫЕ ХОДОВЫЕ ОГНИ — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
ДОРОГА — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Элементами дороги являются:
Элементы дороги
- — тротуары в населённых пунктах или обочины за городом;
- — проезжая часть (может быть одна или несколько проезжих частей;
- — разделительная полоса (может не быть, а может быть несколько).
Дорога может также включать в себя трамвайные пути, по которым движение безрельсовых транспортных средств регулируется отдельными правилами (см. п. 8.5 и 9.6).
На следующих рисунках посмотрите примеры дорог без разделительной полосы
1 — тротуары, 2 — проезжая часть дороги.
и с разделительными полосами
- 1 — тротуары,
- 2 и 4 — четыре проезжие части дороги,
- 3 и 5 — три разделительные полосы.
Как видно из примеров, дорога может иметь две и более проезжие части, отделённые друг от друга разделительными полосами.
ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Любой водитель может значительно уменьшить вероятность участия в дорожно-транспортном происшествии. Глубокое знание ПДД, умение прогнозировать развитие дорожной ситуации, чувство автомобиля и дороги, ощущение скорости, пространства и времени, а также положительные качества предусмотрительного и рассудительного водителя являются залогом долгой безаварийной езды.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
Железнодорожный переезд является одним из наиболее опасных мест на дороге и требует от водителя не только знаний правил проезда через него, но и повышенного внимания к состоянию переезда, так и своего автомобиля.
Тормозной путь современного железнодорожного состава составляет не менее 800 метров, и отсюда надо сделать для себя серьёзные выводы и уметь правильно действовать (см.15.5)
МАРШРУТНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Поскольку такси (и маршрутные такси в том числе) не имеют обозначенных остановок, то они не являются «маршрутными транспортными средствами».
МЕХАНИЧЕСКОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.
МОПЕД — двух- или трехколесное транспортное средство, приводимое в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 куб. см и имеющее максимальную конструктивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.
МОТОЦИКЛ — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.
НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТ — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
Населенный пункт
НЕДОСТАТОЧНАЯ ВИДИМОСТЬ — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
ОБГОН – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
ОБОЧИНА — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
Обочина
ОГРАНИЧЕННАЯ ВИДИМОСТЬ — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ДВИЖЕНИЯ — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
ОПАСНЫЙ ГРУЗ – вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
ОПЕРЕЖЕНИЕ — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕРЕВОЗКА ГРУППЫ ДЕТЕЙ — специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОЛОННА — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПЕШАЯ КОЛОННА — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
ОСТАНОВКА — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
ПАРКОВКА (парковочное место) — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
ПАССАЖИР — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
ПЕРЕКРЕСТОК — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
ПЕРЕСТРОЕНИЕ — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
ПЕШЕХОД — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.
ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 (здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2) и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пешеходный переход
ПОЛОСА ДВИЖЕНИЯ — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
Дорожные знаки, по которым можно определить количество полос
ПРЕИМУЩЕСТВО (приоритет) — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
ПРЕПЯТСТВИЕ — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
ПРИЦЕП — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
ПРОЕЗЖАЯ ЧАСТЬ — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ПОЛОСА — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
Разделительная полоса
РАЗРЕШЕННАЯ МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
РЕГУЛИРОВЩИК — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей.
СТОЯНКА — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажира либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
ТЕМНОЕ ВРЕМЯ СУТОК — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
ТРОТУАР — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.
УСТУПИТЬ ДОРОГУ (не создавать помех) — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
УЧАСТНИК ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Перейдите по ссылке к разделу 2. Общие обязанности водителей ПДД
Поделиться в соц. сетях
natalianakonechnaja.com