Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Проезжие части дороги – проезжая часть, дорога, обочина, разделительная полоса с комментариями и картинками

Содержание

ПДД: что такое проезжая часть

Что такое проезжая часть? Таким вопросом задаются многие граждане нашей страны, которые не особо разбираются в правилах движения и не имеют водительских прав. Некоторые люди предполагают, что проезжая часть — это вся дорога, по которой двигаются пешеходы и транспортные средства. На самом деле все не совсем так. Проезжая часть — это всего лишь один из элементов дороги, предназначенный для движения безрельсового транспорта. Более подробно о данном понятии будет написано в настоящей статье.

Определение

Что такое проезжая часть? Для чего она предназначена? Здесь сразу можно сказать о том, что проезжая часть — это один из основных элементов дороги, необходимый для передвижения безрельсовых транспортных средств. Кроме того, если отсутствуют тротуары и обочины, по ней могут ходить люди, соблюдая при этом максимальную осторожность. Также здесь необходимо отметить, что по проезжей части вправе ездить и велосипедисты, т.к. специальные дорожки для этих участников движения существуют не во всех населенных пунктах. В данном случае им следует быть предельно внимательными.

С проезжей частью могут быть совмещены пути следования железнодорожного транспорта. В больших городах рельсы для движения трамваев просто пересекают асфальтовое полотно.

Поэтому те граждане, которые интересуются вопросом о том, что такое проезжая часть, должны знать, что это составляющий элемент дороги, необходимый для движения безрельсового механического транспорта (автомобилей, скутеров, мотоциклов, автобусов).

Как можно распознать

Что такое проезжая часть? Это один из элементов дороги, покрытый асфальтовым полотном и предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Кроме того, она может быть покрыта щебнем, брусчаткой или иметь просто грунтовую основу. Это все равно будет проезжая часть. Т.е. ее основным признаком является то, что она предназначена только для движения механического безрельсового транспорта.

Полосы

Что такое проезжая часть дороги? Это специальный ее элемент, необходимый для проезда безрельсового транспорта, который может быть разделен на полосы движения. Это очень удобно, особенно в больших городах.

Полосы движения проезжей части всегда имеют ширину, позволяющую двигаться транспорту в один ряд. Они необходимы для того, чтобы водителю не потеряться в пути на необъятном дорожном полотне. Полосы движения позволяют гражданину беспрепятственно и безопасно осуществлять проезд в своем направлении и не выезжать на «встречку».

Специальная разметка

Полосы проезжей части всегда разделяются специальной разметкой. В этом случае водителю проще ориентироваться в своем направлении движения. Но что же делать последнему в том случае, когда на улице зима или разметка просто отсутствует? Придется определять полосу движения самостоятельно. Для этого водителю нужно мысленно разделить проезжую часть пополам и выбрать правую полосу. Левое ее направление будет встречным. Т.е. предназначенным для движения транспорта с противоположной стороны.

Нужно знать

Что такое проезжая часть дороги? Определение ее достаточно простое. Проезжая часть — это элемент дороги, который предназначен для движения безрельсового транспорта. Трамвай к нему отношения не имеет.

Проезжая часть — это основа всей дороги. По бокам ее ограничивают обочины и тротуары. Ширина проезжей части зависит от интенсивности движения по ней транспортных средств. Она определяется специальной разметкой. Как правило, ширина проезжей части может быть такой, что по ней сможет передвигаться транспорт в нескольких направлениях. Это очень удобно для больших городов.

Дороги без проезжей части не существует. На ней может отсутствовать тротуар или обочина, что считается вполне естественным. Дорога без проезжей части будет лишена своего основного предназначения.

Что написано в ПДД

Правила движения определяют проезжую часть как элемент дороги, предназначенный для движения безрельсового транспорта. Трамвай к таковому не относится. Проезжая часть является лишь составляющей частью дороги. Она может быть покрыта асфальтом, гравием, щебнем, брусчаткой. Дорога, в свою очередь, включает в себя проезжую часть, тротуары и обочины. Основное ее предназначение — это передвижение транспортных средств.

Что такое проезжая часть? ПДД данное понятие расшифровывает как элемент дороги, который предназначен для передвижения безрельсового транспорта.

Расположение

Количество полос для движения по проезжей части определяется с помощью нанесенной разметки. При ее отсутствии водитель должен управлять транспортом, двигаясь по своей полосе и не создавая помех другим автомобилям. Левая сторона проезжей части на дорогах с двухсторонним движением считается встречной. Выезд на нее допустим только в случае совершения обгона.

На дорогах, где для движения в одном направлении существуют две и более полосы, выезжать на крайнюю левую допускается только в том случае, если все остальные полосы заняты. Так обычно происходит при интенсивном потоке транспорта.

Кроме того, автомобили, не способные развивать большую скорость, должны двигаться только по крайней, правой полосе проезжей части. Иное расположение транспортных средств допустимо при обгоне, перестроении, объезде.

Остановка

Постоянное и непрерывное движение транспорта очень утомляет водителя. Поэтому ему и технике просто необходим небольшой отдых. Для этого подойдет кратковременная остановка транспортного средства (до пяти минут). В этом случае также необходимо соблюдать правила движения. Не стоит останавливать свой автомобиль на проезжей части, если рядом есть обочина. Это может создать аварийную ситуацию при интенсивном и скоростном движении транспорта. Кроме того, каждый водитель должен помнить о том, что остановка разрешена только на правой стороне дороги. Но лучше всего заехать на обочину. Если же действие происходит в большом городе, то машину можно припарковать на краю проезжей части.

С левой стороны дороги можно остановиться в случае одностороннего движения. Это допускается только в населенном пункте. А также в случае, когда отсутствуют трамвайные пути.

Характеристика

Что такое проезжая часть? Определение ПДД описывает ее как элемент дороги, который предназначен для передвижения безрельсового транспорта. Трамваи к нему не относятся. Проезжая часть может быть покрыта асфальтом, щебнем, брусчаткой, а также иметь иную поверхность. Главное — она должна быть приспособлена для движения безрельсовых транспортных средств (машин, автобусов, мотоциклов). В том случае, если у дороги отсутствуют обочины и тротуары, то по краю проезжей части могут двигаться пешеходы. Последние также должны соблюдать ПДД. Таким же правом обладают велосипедисты.

Полосы движения на проезжей части определяются специальной разметкой. При ее отсутствии — водителем самостоятельно. Левая полоса двухсторонней проезжей части предназначается для движения транспорта встречного направления. Автомобили с низкой скоростью должны двигаться ближе к краю правой стороны дороги.

Что такое проезжая часть. Определение с фото

Очень часто данное понятие путают с дорогой. Тем не менее проезжая часть — это всего лишь ее элемент, предназначенный для движения безрельсового транспорта. Это тот самый асфальт, по которому ездят автомобили, мотоциклы, автобусы.

Но даже он не является основным критерием такого понятия, как проезжая часть. Ведь она может иметь грунтовое покрытие или из щебня, гальки.

Кроме того, проезжая часть всегда разделяется специальной разметкой на полосы движения. Это необходимо для удобства водителей, чтобы они не мешали друг другу и не создавали аварийную ситуацию на дороге.

Твердое покрытие

Многие граждане нашей страны, особенно те, которые проживают в городе, знают, что такое асфальт. Им обычно покрывают проезжую часть не только в населенных пунктах, но и за городом. Это является заключительным штрихом при проведении всех ремонтных работ.

Проезжая часть дороги с твердым покрытием позволяет водителям двигаться в своем направлении с наибольшей скоростью, что существенно сокращает время в пути следования. В настоящее время все автомагистрали облачены в асфальт.

Кроме того, многих граждан интересует вопрос о том, что такое проезжая часть дороги с твердым покрытием. Это часть земли, облаченная в асфальт, щебень или специальные плиты, предназначенная для передвижения безрельсового транспорта. Такая проезжая часть характерна как для населенных пунктов, так и для дорог, проходящих за городом.

Асфальт как твердое дорожное покрытие считается элитной «одеждой» любой дороги. Но перед его укладкой проводятся длительные ремонтные работы. Асфальт обычно прокладывают в три или четыре слоя. Это продлевает срок службы дорожного полотна.

Иногда проезжую часть покрывают утрамбованной щебенкой. В некоторых случаях она заменяет асфальтирование. Кроме того, проезжая часть с таким твердым дорожным покрытием может прослужить достаточно долго. Щебнем обычно укладываются загородные трассы между несколькими небольшими населенными пунктами. Также дороги покрываются данным материалом при проведении ремонтных работ на определенный период времени.

fb.ru

Граница пересечения проезжих частей по ПДД

Введение

На первый взгляд пересечение проезжих частей не вызывает никаких вопросов. И все, кто хоть немного готовился к экзаменам для получения прав с легкостью отвечали на вопросы о количестве проезжих частей и о количестве их пересечений на простых и сложных перекрестках.

Но вдруг в один прекрасный момент, уже забыв про экзаменационные билеты, вы совершаете разворот на дороге с разделительной полосой, и едва закончив маневр, вас уже встречает инспектор ДПС с уже заполненным протоколом по части 4 статьи 12.15 и составленной схемой. Ему туда остается вписать фамилию и данные о водителе. И вот так обычный разворот может закончиться лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Вас обвинят в нарушении пункта 8.6 Правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

Нарушение этого пункта ПДД, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г. N 18, однозначно определяет состав правонарушения по части 4 статьи 12.15.

Вам напомнят или вы сами вспомните картинки из экзаменационных билетов ПДД, убедят, что вы не разворачивались, а совершили два поворота, и для полной убедительности покажут фото маневра, где ваш автомобиль находится на левой стороне перекрестка на пересекаемой дороге после совершения поворота.

Такое количество доводов не в вашу пользу и фактор неожиданности, несомненно, отобьет желание поиска истины.

Именно для того, чтобы жест инспектора не был для вас неожиданностью, и чтобы правду вы не искали уже под давлением сотрудника ДПС, постараемся в этой статье вместе отыскать решение и определить границы пересечения проезжих частей.

Мы не будем рассматривать разворот по большому и малому радиусу, так как главный вопрос это определить момент выезда с пересечения проезжих частей, и найти разницу между разворотом и двумя поворотами налево, а для этого нам необходимо определить границы пересечения проезжих частей, и тогда вопрос разворота по большому и малому радиусу отпадет сам собой.

Абсолютное большинство комментариев к определению пересечения проезжих ссылается на иллюстрации в экзаменационных билетах, как на единственный более менее официальный источник хоть как то поясняющий этот вопрос. Сразу отметим, это определение не верно!

Если следовать определению пересечения проезжих частей по иллюстрациям в билетах, то разворот по малому радиусу запрещен всегда без исключений. Но практика, как водительская, так и судебная показывает обратное.

К содержанию

ПДД о пересечении проезжих частей

  • Определения Правил дорожного движения, которые нам понадобятся для решения поставленной задачи:

    «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    Обратите внимание, определения идут не в алфавитном порядке, а в порядке вложенности, Т.е. дорога включает в себя проезжую часть, проезжая часть в свою очередь разделяется на полосы.

    «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    Тут отметим, что на перекрестке имеются закругления проезжих частей, соответственно кроме прямых проезжих частей расположенных на дорогах, есть еще и закругленные проезжие части расположенные непосредственно на самом перекрестке. Это ключевой момент в решении задачи.

    Определения «Пересечение проезжих частей» в ПДД РФ нет.

    Это все условия, которые нам даны в Правилах дорожного движения для решения нашей задачи.

    Естественно их недостаточно, поэтому придется прибегать к каким либо логическим заключениям. Мы постараемся сделать эти заключения максимально близкими к существующим определениям и никоим образом не противоречащие им.

    К содержанию

    Простой перекресток

    Давайте начнем с простого перекрестка двух дорог, имеющих по одной проезжей части.

    Обратите внимание! На этом изображении, и на всех последующих отсутствует какая либо дорожная разметка. Объясняю почему. Все просто, если дорога не односторонняя и по ней не организован особый режим движения, встречная полоса в соответствии с п.9.1 ПДД существует всегда независимо от того есть разметка на дороге или нет.

    Посмотрим на иллюстрацию пересечения проезжих частей, которую нам предлагают экзаменационные билеты:

    Во-первых, при таком определении, в случае наличия на дороге двух проезжих частей невозможно выполнить разворот по малому радиусу ни при каких обстоятельствах, на сколько узкой или широкой не была бы разделительная полос. При развороте мы всегда совершим выезд с пересечения проезжих частей, не покинув перекрестка, и если при этом окажемся на встречной полосе пересекаемой дороги это уже будет поворот, и нарушение п.8.6 ПДД .

    Наша задача опровергнуть это определение.

    Второй момент это по неизвестным причинам оставленный без внимания участок перекрестка на закруглении проезжих частей.

    Давайте еще раз по-новому взглянем на перекресток:

    Перекресток — это пересечение двух дорог, соответственно и пересечение двух проезжих частей этих дорог, также на перекрестке есть еще  проезжие части на закруглениях, расположенные только на перекрестке, соединяющие пересекающиеся проезжие части дорог.

    Например рассмотрим маневр поворот, он состоит из трех этапов

    1. Движение по полосе дороги 1
    2. Движение по полосе на перекрестке
    3. Движение по полосе дороги 2

    По определению полосы движения:

    «Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    — противоречия в нахождении полосы движения на перекрестке нет. В случае поворота наша полоса параллельна закруглению проезжей части на перекрестке.

    По определению проезжей части:

    «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    — сомнений, что участок перекрестка вдоль закругления является проезжей частью нет.

    Есть мнение, что перекресток дорогой не является — оно не верно!.

    Пересечение не может разделить дорогу на части, и на пересечении дорога также продолжается, со своей проезжей частью и полосами движения на этой проезжей части

    Определение перекрестка необходимо для регулирования дорожного движения на пересечении дорог, а равно на пересечении проезжих частей, равно на пересечении полос движения. Все элементы дороги пересекаются, а не разделяются. Единственный случай прерывания проезжей части — это перекресток с круговым движением, но дорога при этом не прерывается.

    В итоге схема пересечения проезжих частей согласно определениям ПДД выглядит так:

    Расположение транспортных средств на перекрестке не регулируется, но надо понимать, что на перекрестке дорога не заканчивается и необходимо выполнять все требования расположения транспортных средств вне перекрестка, а маневры выполнять в соответствии с требованиями маневрирования и проезда перекрестков. И помнить, маневрирование на перекрестке осуществляется также на проезжей части, расположенной на перекрестке и по полосам движения, которые определяются в соответствии с п.9.1 ПДД. Просто на простых перекрестках эти проезжие части менее выявлены и находятся в основном в зоне пересечения, а на сложных перекрестках наличие отдельных проезжих частей уже более выражено, яркий пример этому — перекресток с круговым движением или дорожные развязки на трассах в одном уровне.

    Если бы составителями экзаменационных билетов не было навязано ошибочное толкование Правил дорожного движения, количество спорных ситуаций на перекрестках значительно бы уменьшилось.

    Простыми словами:

    «Пересечение проезжих частей» — это зона пересечения, примыкания или разветвления проезжих частей на перекрестке.

    В одном из государств содружества это уже прописано в ПДД и нет необходимости выводить определение такими обширными теоретическими рассуждениями.

    Цитата из ПДД Эстонии:

    78) проезжая часть – часть дороги, предназначенная для движения транспортных средств. Велосипедная дорожка и велосипедно-пешеходная дорожка не являются проезжей частью. Дорога может включать в себя несколько проезжих частей, разделенных разделительными полосами. Пересекающиеся на одном уровне проезжие части образуют зону пересечения проезжих частей. Границы проезжей части обозначаются соответствующей дорожной разметкой, а при ее отсутствии границей служит край обочины, разделительной, озеленительной или иной полосы, дно сточной канавки либо бордюрный камень. Если трамвайные пути обоих направлений, расположенные на одном уровне с проезжей частью, находятся по одну сторону проезжей части, то границей проезжей части для безрельсовых транспортных средств служит ближайший к проезжей части рельс трамвайного пути;

    Вот так просто в ПДД Эстонии решен вопрос и с пересечением проезжих частей и с трамвайными путями.

    Далее мы рассмотрим уже простые для нас пересечения проезжих частей на сложных перекрестках.

    К содержанию

    Пересечение проезжих частей на дороге с разделительной полосой

    Одно пересечение проезжих частей, разворот по малому радиусу разрешен.

    Разворот в данном случае будет совершаться в три этапа:

    1. Движение по полосе дороги 1
    2. Движение по полосе на перекрестке
    3. Движение в обратном направлении по полосе дороги 1.

    Обратите внимание, отсутствует движение по дороге 2, в данном случае эта дорога пересекается, точно так же, если бы отсутствовала разделительная полоса.

    Выезд с пересечения проезжих частей осуществляется одновременно с выездом с перекрестка.

    К содержанию

    Видеоматериал

    Наиболее активная борьба с «разворотом по малому радиусу» началась в Санкт-Петербурге. Активисты группы «Юридическая грамотность автомобилистов» делятся с водителями успешным опытом по данной теме.

    К содержанию

    Пересечение проезжих частей на дороге с разделенными проезжими частями (аллеей, бульваром и т.п.)

    Как видим в этом случае появилась явно выраженная проезжая часть на перекрестке. И не смотря на то, что она находится на пересечении дорог и принадлежит пересекаемой дороге, она не является частью пересечения проезжих частей, т.к. направление проезжей части на данном участке параллельно и совпадает с направлением проезжей части пересекаемой дороги и соответственно при параллельном расположении пересечения быть не может

    Движение по этому участку проезжей части осуществляется прямолинейно и уже осуществляется поворот на пересекаемую дорогу. Выезд с пересечения проезжих частей совершается на перекрестке и транспортное средство при движении по проезжей части на перекрестке уже находится на пересекаемой дороге.

    Разворот в данном случае будет произведен в 5 этапов:

    1. Движение по полосе дороги 1
    2. Поворот налево по полосе на перекрестке
    3. Движение по полосе дороги 2
    4. Поворот налево по полосе на перекрестке
    5. Движение в обратном направлении по полосе дороги 1.

    Таким образом в данном случае разворот производится путем совершения двух поворотов налево.

    В этой ситуации разворот по малому радиусу запрещен.

    К содержанию

    Противоречия данной теории с действующими ПДД или наоборот?

    Что же может измениться в действующих ПДД, если применить этот способ толкования пересечения проезжих частей?

    6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

    • на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;

    Пересекаемая проезжая часть также проходит по пересекаемой дороге, с той лишь разницей, что теперь она не является границей пересечения проезжих частей.

    Противоречия нет

    8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

    Теперь исключено двоякое толкование этого пункта ПДД, то, ради чего и была написана эта статья.

    9.8. При повороте на дорогу с реверсивным движением водитель должен вести транспортное средство таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство заняло крайнюю правую полосу. Перестроение разрешается только после того, как водитель убедится, что движение в данном направлении разрешается и по другим полосам.

    Занять полосу при повороте на дорогу возможно только после окончания маневра, когда транспортное средство займет соответствующее положение параллельное направлению дороги. А при повороте направо, в случае большого радиуса закругления, по старому понятию, можно было вообще миновать пересечение проезжих частей и совершить поворот, не выезжая на это пересечение.

    Теперь это противоречие исключено.

    13.2. Запрещается выезжать на перекресток или пересечение проезжих частей, если образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении.

    Вроде изменилась зона на которую запрещается выезжать, но создать помеху транспортным средствам в поперечном направлении возможно только, заняв проезжую часть пересекаемой дороги.

    Противоречия нет.

    А как выехать только на перекресток, не выезжая на пересечение проезжих частей и создать помеху для движения транспортных средств в поперечном направлении, независимо от толкования пересечения проезжих частей, вопрос остается открытым.

    Действие знаков  

    3.18.1,  3.18.2 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.

    Действие знаков  

    4.1.1-4.1.6 распространяется на пересечение проезжих частей, перед которым установлен знак.

    Принципиальной разницы в размере и форме зоны пересечения проезжих частей нет. Будь она ровным прямоугольником или фигурой с закругленными внутрь углами.

    Противоречия нет

    К содержанию

    Вывод

    Не стоит забывать, что теория и практика очень часто расходятся, тем более когда практика достаточно давно сложилась в противоречие теории. И следует помнить, что большинство сотрудников ДПС не достаточно компетентны в знании теоретической части и абсолютно всегда склонны толковать любую ситуацию не в пользу водителей. Поэтому даже будучи уверенным в своей правоте разворот лучше всегда совершать по большому радиусу, это займет несколько больше времени, но зато гарантирует избежать внимания сотрудников ДПС.

    Дорог вам без препятствий!

    К содержанию

    ruspdd.ru

    Боковой и местный проезды, дороги или проезжие части?

    Здравствуйте, уважаемые читатели! Темой для статьи, послужил заданный вопрос, на которой трудно сразу ответить однозначно. Являются ли боковые и местные проезды отдельными дорогами или это проезжие части одной дороги, вместе с центральной проезжей частью дороги? Для чего это необходимо знать, например, чтобы остановиться в боковом проезде не нарушая Правил дорожного движения.

    12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.

    На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

    Сначала, попробуем разобраться с определениями и назначением проездов. Сложность в том, что в Правилах дорожного движения, определение проезда отсутствует. Из немного количества официальных источников, где дано более менее понятное описание и предназначение разных видов проездов (боковые и местные), таким является «РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ГОРОДСКИХ УЛИЦ И ДОРОГ» (составлено к СНиП II-60-75 «Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов»).

    Проезд местный — дополнительный проезд, параллельный магистральной улице, расположенный вблизи линии застройки.

    3.15. Местные проезды предусматриваются на МРД (магистральная улица регулируемого движения) при необходимости транспортного обслуживания прилегающей застройки и интенсивности движения, близкой к расчетной. Ширина местных проездов принимается в размере 6-7,5 м в зависимости от климатических и других местных условий.

    Расстояние между примыканиями местных проездов к основной проезжей части следует принимать через 300-400 м и, как правило, в узлах со светофорным регулированием. При расстояниях между такими узлами более 300-400 м допускается примыкание на перегоне с организацией только правостороннего поворотного движения.

    Радиус сопряжения местных проездов с проезжей частью магистральных улиц должен быть не менее 20 м, на примыканиях предусматривают бордюры высотой не менее 15 см.

    Боковой проезд — назначение проезда, пропуск транспортных потоков при ограниченной пропускной способности центральных проезжих частей магистральных улиц непрерывного (МНД) и регулируемого движения (МРД). Боковые проезды проектируют в виде отдельной проезжей части для одностороннего движения преимущественно общественного транспорта, а также грузовых и легковых автомобилей, обслуживающих прилегающую застройку.

    При высокой интенсивности движения по магистральным улицам и дорогам общегородского значения непрерывного или регулируемого движения, предусматривается устройство боковых проездов в виде отдельной проезжей части.

    3.14. В случаях, когда расчетная интенсивность движения всех видов транспорта на восьмиполосных проезжих частях МНД и МРД превышает 75 % их пропускной способности, параллельно основным проезжим частям предусматривается устройство боковых проездов с односторонним движением. Если же устройство боковых проездов не может обеспечить перспективную интенсивность движения, то следует предусматривать дублер.

    Ширина проезжей части бокового проезда принимается не менее 7,5 м при двух полосах движения и 11,25 м при трех полосах движения. На участках МНД и МРД вблизи крупных административно-общественных и промышленных зданий ширина бокового проезда определяется расчетом и может достигать 15 м.

    При изучении руководства по проектированию городских улиц и дорог, а именно при обращении к основным исходным данным, в классификации улиц и дорог указано, что боковые и местные проезды относятся к категории улиц и дорог.

    Из следующего пункта руководства следует, что боковые проезды являются элементами городской улицы.

    Элементы городских улиц и дорог.

    2.5. Элементами городской улицы являются одна или несколько проезжих частей, предохранительные полосы, тротуары, пешеходные дороги, велодорожки, трамвайные пути, полосы зеленых насаждений, центральные разделительные полосы между проезжими частями встречных направлений движения, разделительные полосы между центральной проезжей частью и боковыми проездами, между тротуаром и проезжими частями, откосы насыпей и выемок, подпорные стенки, технические полосы, резервные полосы, остановочные и конечные площадки общественного транспорта и т.д.

    На рисунке приведен типовой профиль общегородской магистрали непрерывного движения с обустройством боковых проездов (2).

    1 — основная проезжая часть; 2 — боковые и местные проезды; 3 — предохранительные полосы; 4 — тротуары; 5 — разделительные полосы и полосы озеленения; 6 — ограждения пешеходов; Т — телефонные кабели; В — водопровод; В-К — водопровод и канализация; К — канализация; КС — кабели связи; КО — кабели освещения; ГНД — газопровод низкого давления; ГСД — газопровод среднего давления; ККТ — коллектор электрических и телефонных кабелей

    Следующие документы позволяют частично подтвердить, что проезд является отдельной дорогой.

    СВОД ПРАВИЛ СП 42.13330.2011

    ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.
    ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

    Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*

    4.10 Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

    а) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

    4.12 В составе территориальных зон могут выделяться земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами, предназначенными для удовлетворения общественных интересов населения. Порядок использования земель общего пользования определяется органами местного самоуправления.

    13.3 Отвод поверхностных вод следует осуществлять со всего бассейна (стоки в водоемы, водостоки, овраги и т.п.) в соответствии с СП 32.13330, предусматривая в городах, как правило, дождевую канализацию закрытого типа с предварительной очисткой стока.

    Применение открытых водоотводящих устройств — канав, кюветов, лотков допускается в районах одно-, двухэтажной застройки и в сельских поселениях, а также на территории парков с устройством мостиков или труб на пересечении с улицами, дорогами, проездами и тротуарами.

    В настоящем своде правил также применены следующие термины и их определения:

    Красная линия — граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях;

    Видим, что проезды в СП 42.13330.2011 упоминаются независимо от присутствия в описании дорог и улиц.

    ГОСТ 33100-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог.

    3.31 поперечный профиль: Сечение автомобильной дороги в границах полосы отвода, перпендикулярное к ее оси, включающее проезжую часть, разделительные полосы, обочины, краевые полосы безопасности, дополнительные полосы движения и местные проезды, велосипедные дорожки, пешеходные дорожки и тротуары, удерживающие устройства, кюветы и водоотводные канавы и др.

    Из определения термина из ГОСТ 33100-2014, тоже следует, что проезжие части и проезды разделены на отдельные элементы.

    В справочнике дорожных терминов, составленном МАДИ (Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет) и предназначенном для специалистов-дорожников, в определении проездов сказано, что они являются разновидностью городской автомобильной дороги.

    Проезд боковой — разновидность городской автомобильной дороги. Служит для пропуска транспортного потока при ограниченной пропускной способности центральных проезжих частей магистральных улиц.

    Проезд внутриквартальный — разновидность городской автомобильной дороги, обеспечивающая местную транспортную связь внутри кварталов, микрорайонов и с улицами местного значения, а также с магистральными улицами районного значения. Служит иногда подъездом к отдельным промышленным или строительным объектам.

    Теперь, рассмотрим несколько пересечений проезжих частей, где присутствует боковой проезд.

    На снимке (ниже), дорога с несколькими пересечениями проезжих частей. Первое пересечение с боковым проездом, второе с основной проезжей частью. Как видим, на первом пересечении, боковой проезд является второстепенной дорогой. На втором пересечении проезжих частей, основная проезжая часть является главной, по отношению к пересекаемой дороге в соответствии с установленными знаками.

    На снимке, пересечение (первое) с боковым проездом.

    Первое пересечение:

    ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

    5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

    В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350х350 мм.

    Второе пересечение:

    5.3.6 Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 — транспортным средствам, движущимся по главной дороге.

    Знак устанавливают непосредственно перед выездом на дорогу в начале кривой сопряжения, по которой знаками 2.1 или 2.3.1-2.3.7 предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, а также перед выездами на автомагистраль.

    5.3.3 Знак 2.2 «Конец главной дороги» устанавливают в конце участка дороги, где она утрачивает статус главной.

    Если дорога, обозначенная знаком 2.1, оканчивается перед пересечением с дорогой, по которой предоставлено преимущественное право проезда данного перекрестка, то знак 2.2 вне населенных пунктов размещают на одной опоре со знаком 2.4, установленным предварительно с табличкой 8.1.1 или 8.1.2, в населенных пунктах — за 25 м от перекрестка либо со знаком 2.4 или 2.5. Вне населенных пунктов знак 2.2 допускается устанавливать повторно со знаком 2.4 или 2.5, а в населенных пунктах — предварительно с табличкой 8.1.1 на расстоянии 50-100 м до основного знака (рисунок В.4б).

    Следуя установленным знакам и ГОСТ Р 52289-2004, пересечения проезжих частей (на снимке выше) с боковым проездом и основной проезжей частью (дорогой) образуют два перекрестка, соответственно перед нами две дороги одной улицы.

    Еще один пример, когда пересечение (примыкание) с боковым проездом, в соответствии с установкой дорожных знаков, образует перекресток. На снимке (ниже), боковой проезд (идет параллельно магистральной улице) примыкает к другой проезжей части. Данное примыкание образует перекресток.

    На снимке, примыкание бокового проезда к другой проезжей части, вместе образующие перекресток.

    ГОСТ Р 52289-2004. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.

    5.3.2 Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков.

    В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге. Перед нерегулируемыми перекрестками, на которых главная дорога проходит в прямом направлении, а пересекающая дорога имеет не более четырех полос, допускается устанавливать знак размером 350х350 мм.

    Знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестками, на которых главная дорога изменяет направление, а также перед перекрестками со сложной планировкой. В населенных пунктах знак 2.1 с табличкой 8.13 устанавливают перед перекрестком, а вне населенных пунктов — предварительно на расстоянии 150-300 м до перекрестка и перед перекрестком (рисунок В.4а).

    5.9.17 Табличку 8.13 «Направление главной дороги» применяют со знаками 2.1, 2.4, 2.5 для указания направления главной дороги на перекрестке, где она изменяет свое направление.

    В завершении обзора, вернемся к началу нашей темы, а именно к пункту 12.1 Правил, в котором сказано, что остановка и стоянка разрешаются на правой стороне дороги. Если считать боковой или местный проезды проезжей частью одной дороги (вместе с основной проезжей частью), а не отдельной дорогой, то в этом случае, остановка и стоянка будут разрешены только на правой стороне проезда и запрещены на основной проезжей части дороги, так как именно правый край проезжей части проезда будет являться правой стороной дороги.

    И последний пример (на снимке ниже), если бы боковой или местный проезды, являлись проезжей частью одной дороги вместе с основной проезжей частью, то необходимость в установке знаков, запрещающих стоянку на левой стороне проезда отсутствовала, так как Правилами остановка  и стоянка разрешаются именно на левой стороне дороги, а не проезжей части (в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления и на дорогах с односторонним движением).

    На снимке, местный проезд, ограничении стоянки в котором, обозначено запрещающими знаками.

    Подведем итоги, основываясь на рассмотренным выше материалах, можно с большой уверенностью сказать, что боковые проезды являются самостоятельной дорогой в пределах магистральной улицы.

    Уважаемые читатели, если у Вас остались вопросы или другое мнение по данной теме, пишите, попробуем вместе разобраться. Всем безопасной дороги!

    instructor53.ru

    Трамвайные пути посередине дороги

    Трамвайные пути — один из самых неоднозначных элементов дороги. При движении по ним возникает огромное количество вопросов, на некоторые из них в Правилах дорожного движения можно найти ответы, на некоторые нет. В одной из предыдущих статей мы рассмотрели маневр «разворот» через трамвайные пути, где получилось найти все ответы в тексте правил. В этой статье мы увидим достаточно забавную ситуацию, когда трамвайные пути расположены посередине дороги.

    Итак, у нас есть дорога, на которой посередине расположены трамвайные пути:

    «Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

    Отметим элементы на нашей дороге:

    Теперь обратимся к определениям этих элементов в Правилах дорожного движения:

    «Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

    «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    Определения трамвайных путей в правилах нет, однако из определения проезжей части очевидно, что трамвайные пути не являются проезжей частью, даже не смотря на то, что в некоторых случаях допускается движение безрельсовых транспортных средств по ним, трамвайные пути и проезжая часть остаются независимыми элементами дороги, и проезжей частью трамвайные пути быть не могут, так как это будет противоречить определению проезжей части.

  • Отметим, что трамвайные пути не могут являться разделительной полосой:

    «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2.1, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

    Что же получается в итоге? Дорога без разделительной полосы, без разметки, имеющая две проезжие части.

    Определим количество полос и направление движения по этой дороге. Это регламентировано в п.9.1 ПДД:

    9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств).

    Получается по определениям правил дорожного движения такая дорога имеет две двухсторонние проезжие части:

    Безусловно, выглядит это абсурдно, но тем не менее мы пришли к этому строго по определениям правил дорожного движения.

    Дорог Вам без препятствий!

    ruspdd.ru

    Сколько пересечений проезжих частей имеет перекресток?

    Добрый день, уважаемый читатель.

    В этой статье будут рассмотрены понятия перекресток и пересечение проезжих частей, используемые в правилах дорожного движения.

    В большинстве случаев границы перекрестка не совпадают с границами пересечения проезжих частей. Кроме того, перекресток может включать в себя несколько пересечений.

    На стандартных «квадратных» перекрестках поиск границ не составляет труда. Однако на сложном пересечении дорог ориентирование становится весьма непростой задачей.

    Однако водитель должен уметь находить и границы перекрестка, и пересечение проезжих частей, т.к. в пределах указанных зон действуют различные требования правил дорожного движения.

    Содержание статьи:

    Понятия перекресток и проезжая часть

    Понятия перекресток и проезжая часть приведены в пункте 1.2 ПДД:

    «Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

    «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    Границы перекрестка

    Чтобы определить границы перекрестка, нужно в первую очередь найти его центр.

    Обратите внимание, понятие центр перекрестка не расшифровывается в правилах дорожного движения, поэтому на практике при поиске этой точки могут возникнуть трудности.

    Если перекресток стандартный (квадратный), то центр его находится в центре квадрата. С этим проблем не возникает. Если же перекресток имеет сложную конфигурацию (например, большая площадь, где соединяются несколько дорог под разными углами), то однозначно определить центр не получится. Что делать в данном случае, правила не объясняют.

    Далее необходимо соединить противоположные, наиболее удаленные от центра начала закруглений проезжих частей. Эту фраза далеко не каждый водитель может понять с первого раза, поэтому разберем ее поподробнее.

    Выберите одну из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Найдите закругления проезжих частей, относящиеся к этой дороге (их будет 2). У каждого из закруглений есть 2 начала (это точки, где закругление переходит в прямую). Нужно взять по одной точке от каждого закругления. И это должны быть точки, которые находятся на границах выбранной проезжей части.

    В общем, посмотрите на картинку ниже. Перекресток выделен желтым цветом, а его граница — синей линией.

    Пересечение проезжих частей

    Данное понятие в правилах дорожного движения 2019 года не расшифровывается. При обучении правилам дорожного движения пересечение проезжих частей понимается следующим образом. Возьмите каждую из проезжих частей, примыкающих к перекрестку. Продолжите их на перекресток. Найдите места, где пересекаются 2 или более проезжих частей. Это и будет пересечением.

    На рисунке выше пересечение проезжих частей обозначено синим цветом.

    В рамках всех статей на pddmaster.ru также используется именно это значение.

    Однако существует и альтернативное понимание определения «пересечение проезжих частей». Оно будет рассмотрено в конце данной статьи.

    Примеры перекрестков

    Рассмотрим несколько перекрестков и найдем на них пересечения проезжих частей.

    Квадратный перекресток без закруглений

    Первый на очереди — «самый простой перекресток» без закруглений:

    Границы данного перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей.

    Такой вариант на практике встретить довольно сложно, т.к. для удобства выполнения поворотов перекрестки снабжаются закруглениями.

    Перекресток с разделительной полосой

    Еще один достаточно популярный вариант — одна из дорог имеет 2 проезжие части:

    Похожее изображение можно встретить в экзаменационных билетах. Вопрос при этом звучит следующим образом: «Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?». В данном случае ответ очевиден — 2 пересечения проезжих частей (выделены синим).

    Однако на практике у водителей зачастую возникает вопрос выбора правильной траектории для разворота на таком перекрестке. Этот вопрос подробно рассмотрен в рамках отдельной статьи:

    Выше были рассмотрены простые перекрестки, на которых водители могут сориентироваться без проблем. Перейдем к более сложным.

    Разделительная полоса на одной из дорог

    Итак, на данном перекрестке только одна из дорог имеет разделительную полосу перед перекрестком:

    Определить границы перекрестка в данном случае несложно. А вот с пересечением проезжих частей возникают трудности.

    Вариант 1:

    Вариант 2:

    С точки зрения ПДД может иметь место любой из этих вариантов. Что же делать водителю на практике?

    Исходите из того варианта, который является наихудшим для Вас в данной ситуации.

    Например, при повороте на перекрестке используйте вариант 2, т.е. с каждого из пересечений проезжих частей выезжайте на попутную полосу движения.

    Если же Вы паркуете автомобиль рядом с перекрестком, то используйте вариант 1. И отсчитывайте 5 метров от «большого» пересечения проезжих частей.

    Подобный подход позволит Вам в любом случае избежать штрафов ГИБДД.

    Перекресток нескольких дорог

    Еще один интересный перекресток — пересечение пяти дорог:

    Этот перекресток интересен тем, что границы пересечения проезжих частей выходят за пределы перекрестка:

    Обратите внимание, по рисунку кажется, что здесь только одно пересечение проезжих частей. Если же рассмотреть ситуацию с другой стороны, то можно понять, что здесь 3 пересечения проезжих частей, границы которых сливаются.

    Еще раз напоминаю, что на практике нужно исходить из наихудшего варианта. Т.е. с каждого из пересечений проезжих частей нужно выезжать на попутную сторону движения.

    Выше были рассмотрены несколько перекрестков. Для наглядности все дороги на рисунках пересекаются под прямыми углами, а сами рисунки симметричные. Т.е. границы перекрестков и пересечения проезжих частей при желании можно найти.

    На практике некоторые перекрестки имеют более сложную конфигурацию. Например, дороги могут пересекаться под острыми углами. Образуются пересечения одновременно трех и более проезжих частей. Закругления проезжих частей могут иметь разный радиус. Все это создает сложности для участников дорожного движения.

    Несмотря на все перечисленное, водитель должен уметь находить границы перекрестка и пересечения проезжих частей, так как многие пункты правил связаны с этими понятиями.

    Правила для пересечения проезжих частей

    • При выезде оказаться на стороне попутного движения (8.6).
    • При въезде на дорогу с реверсивным движением оказаться на крайней правой полосе (9.8).
    • Остановка и стоянка запрещены ближе, чем в 5 метрах от пересечения (12.4, 12.5).
    • Знаки 3.18.1, 3.12.2, 4.1.1-4.1.6 действуют на пересечение проезжих частей.

    Правила для перекрестка

    • Пешеходы должны переходить дорогу на перекрестке по линии тротуаров или обочин (4.3).
    • Запрещено движение задним ходом (8.12).
    • Нужно выехать с перекрестка, независимо от сигнала светофора (13.7).
    • Уступить дорогу участникам дорожного движения при включении разрешающего сигнала светофора (13.8).
    • Знаки 5.15.1, 5.15.2 действуют на весь перекресток.

    Правила и для перекрестка, и для пересечения проезжих частей:

    • Запрещается въезжать, если образовался затор.
    • При запрещающем сигнале светофора нужно остановиться на перекрестке перед пересекаемой проезжей частью.

    Альтернативное понимание пересечения проезжих частей

    В завершение данной статьи предлагаю рассмотреть альтернативный вариант понимания понятия «пересечение проезжих частей»:

    Обратите внимание на розовые уголки. Они предназначены для движения автомобилей, т.е. они либо являются самостоятельными проезжими частями, либо относятся к проезжим частям одной из пересекающихся дорог (понятие «проезжая часть» приведено выше).

    При таком подходе получается, что границы перекрестка совпадают с границами пересечения проезжих частей. А это ведет к тому, что водители по-другому выполняют требования приведенных выше пунктов правил.

    Еще раз подчеркну, что данная точка зрения является альтернативной. Не нужно опираться на нее при сдача экзаменов на права или спорах с сотрудниками ГИБДД.

    Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

    Ну а чтобы закрепить полученные знания, предлагаю Вам самостоятельно решить пару вопросов из экзаменационных билетов:

    Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

    Билет 23, вопрос 1 (комплекты ABM и CD).

    • Одно.
    • Два.
    • Четыре.

    Комментарий:

    Ситуация регламентирована пунктом 1.2 ПДД:

    «Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

    «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

    На дороге справа есть разделительная полоса, разделяющая дорогу на 2 проезжие части. На перекрестке образуется 2 пересечения проезжих частей.

    Сколько пересечений проезжих частей имеет этот перекресток?

    Билет 38, вопрос 1 (комплекты ABM и CD).

    • Одно.
    • Два.
    • Четыре.

    Комментарий:

    Ситуация регламентирована пунктом 1.2 ПДД:

    «Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, а также проезжую часть и трамвайные пути и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.

    На одной из дорог есть разделительная полоса. Поэтому дорога имеет две проезжие части. Соответственно, на перекрестке образуются два пересечения проезжих частей.

    Если Вы хотите повторить и другие правила дорожного движения, то рекомендую Вам самостоятельно прорешать экзаменационные вопросы:

    Удачи на дорогах!

    pddmaster.ru

    что это такое по ПДД

    Для большинства людей проезжая часть – это и есть сама дорога. Однако данная трактовка является далеко не полной, а ведь для водителя крайне важно понимать структуру разделения дороги.

    Изучение терминологии ПДД является крайне важной частью обучения будущих водителей и является отнюдь не лишней информацией даже для пешеходов, ведь понимание структуры движения на дороге может спасти жизнь как водителя, так и пассажира или перехода.

    Основная терминология

    Базис терминологии ПДД  включает в себя понятие «дорога» и все, что к нему прилагается.

    Дорога – обусловленная или обустроенная часть поверхности. Полоса, по которой происходит движение. В понятие дороги входит несколько элементов, каждый из которых будет перечислен далее в подразделах.

    Каждый из этих элементов составляет собой дорогу, на которой необходимо ориентироваться как пешеходам, так и водителям личных и общественных транспортных средств, ведь непонимание структуры разделения дороги может привести к смертельным случаям.

    Однако стоит понимать, что дорога – это не только устеленная асфальтом полоса. Она может представляться в множестве видоизменений:

    • существует городская дорога с тротуарами;
    • существует и пригородный вид дороги, у которой нет тротуаров, но есть обочины;
    • есть подвесные дороги;
    • к дорогам можно причислить и мосты, по которым проходит движение машин;
    • прожженную широкую полосу среди степи или «проезженную» полосу среди снега за городом, которые так часто встречаются, можно считать дорогой, такие дороги называются сезонными или временными и служат до момента, пока не будут заменены полосой, более оптимально оборудованной для передвижения транспортных средств, но это все равно дорога и на ней действуют те же правила, что и на городской.

    Проезжая часть

    Проезжая часть является основной полосой деятельности водителей транспортных средств и предназначается для передвижения их по ней. В сборнике понятий ПДД также уточняется «безрельсовых». Таким образом из всего списка транспортных средств, которым предписано движение по проезжей части, исключаются трамваи.

    Из приведенного ранее термина можно понять, что проезжая часть является одной из основных частей дороги. А точнее говоря, без нее существование дороги, как таковой, в принципе невозможно.

    Те части пути, что укрыты асфальтом или предназначены для передвижения и являются проезжей частью, для понимания функционирования которой необходимо разобраться в оставшихся понятиях.

    Разделительные полосы

    Разделительные полосы — это элемент дороги, разделяющий единую проезжую часть. Создается конструктивно или с помощью установленной разметки. Не предназначается для совершения по ней движения или совершения остановок.

    Разберем понятие. Полосы разделяют одну единую проезжую часть на несколько, что создает разные потоки движения. Именно это и является исконным предназначением разделительной полосы, поскольку она должна делить дорогу на разные потоки машин и препятствовать аварийным ситуациям.

    Создаваться она может, как было указанно, двумя способами. Первый – конструктивный. В данном случае две или более проезжих части отделяются друг от друга газонами, металлическими заборами или бордюрами.

    Разметка же с помощью линий называется логической и закреплена в положениях правил. В таком случае дорога с полосами движения разделяется с помощью начерченных на ней линий.

    Не стоит путать линию, начерченную пунктиром, а также с двойной сплошной. Чаще всего неопытные водители путаются именно со вторым. Отличить достаточно просто. Двойная сплошная представляет собой две линии, промежуток между которыми составляет ширину одной линии. У разделительных полос ширина намного выше.

    На видео о проезжей части

    Подводя итоги, проезжие части – составляющие дорожного движения, которые отделяются с помощью разделительных полос. Подходят для езды любых транспортных средств, кроме трамваев.

    ru-act.com

    § 3. Проезжие части улиц и дорог

    Количество полос,
    ширина их, а также ширина полос безопасности
    (предохранительных полос) в соответствии
    со СНиП П-60-75* приведены в табл. 13.

    Ширину проезжей
    части городских улиц и дорог в одном
    направлении движения 5, м, определяют,
    исходя из расчетной перспективной
    интенсивности движения транспорта и
    пропускной способности одной полосы,
    по формуле

    Л * В=——-——Ь+2п,
    N
    •(>

    где А
    расчетная
    интенсивность (перспективная) движения,
    привел. авт/ч( N
    пропускная
    способность одной полосы движения на
    перегоне, привел. авт/ч(

    /г и — число полос;
    у — коэффициент многополосности; „ —
    коэффициент, учитывающий влияние
    многополосности на пропускную способность:
    при одной по-

    2 3 лосе
    он равен 1; при двух полосах «г’03
    1,052; при 3 полосах п—,
    1,11; при
    че-

    4 ‘ А1г
    тырех полосах
    о-е- = 1,143; Величина тг- округляется до
    целого числа полос; Ь

    ширина одной полосы
    движения, м; п
    ширина
    предохранительной
    полосы
    (полосы
    безопасности), м.

    Полосы безопасности
    устраиваются только на городских
    скоростных дорогах и магистральных
    улицах общегородского значения, поэтому
    для остальных категорий улиц и дорог
    последний член этой формулы исключается.

    Величину расчетной
    перспективной интенсивности движения
    определяют при проектировании генплана
    и ПДП и уточняют на стадии разработки
    проекта планировки магистрали, улицы
    и площади. Для стадии разработки проекта(
    технического) городской улицы или дороги
    эти данные должны содержаться в задании
    на проектирование.

    Ширина проезжих
    частей боковых проездов определяется
    по той же формуле, но в качестве расчетной
    интенсивности движения принимается та
    часть перспективной интенсивности,
    которая превышает пропускную способность
    основной проезжей части.

    Боковые проезды
    предназначаются для одностороннего
    движения (общественного, грузового и
    местного транспорта), и ширина их проезжей
    части должна быть не меньше двух полос,
    т. е. 7,5 м. Такая наименьшая ширина
    диктуется необходимостью пропуска
    общественного транспорта с остановками
    для посадки и высадки пассажиров и для
    остановок местного транспорта у подъездов
    зданий и для въездов в квартал.

    Местные проезды
    вдоль магистральных улиц служат только
    для обслуживания прилегающей застройки.
    Вдоль магистральных улиц общегородского
    значения их следует проектировать при
    наличии жилой застройки, независимо от
    величины расчетной интенсивности
    движения. Разумеется, если жилая или
    другой вид застройки не имеет входов в
    здания с проектируемой улицы и заезды
    в квартал примыкают к другим улицам
    (параллельным или перпендикулярным к
    проектируемой), необходимость в устройстве
    местных проездов отпадает. Исключением
    из этого правила может служить лишь
    частое примыкание жилых улиц к
    магистральным улицам общегородского
    значения. В этих случаях чтобы уменьшить
    частоту этих примыканий, также следует
    проектировать местные проезды.

    Вдоль магистральных
    улиц районного значения местные проезды
    как
    правило, не проектируются. Движение
    местного, обслуживающего застройку
    транспорта, осуществляется с проезжей
    части районной магистрали. Однако
    возможны случаи, когда интенсивность
    движения не обеспечивается пропускной
    способностью центральной проезжей
    части тогда в целях уменьшения этой
    расчетной интенсивности, а также лик-

    Т а б л и ц а 13.
    Ширина и количество пол

    нос движе

    ния для ра

    13ЛИЧНЫХ

    категорий
    городских улиц и дорог

    Число по

    ДОС ДВИЖ&-

    Ширину

    ОДНиЙ

    ния нроез 8 обои»

    жей части
    направле-

    Ширина

    Категории улиц
    и ворог

    ПОЛОСЫ

    н

    иях

    . февдхра
    нител|,нов

    движения,

    м

    наимень

    о учетом

    яолоаы, и

    шее

    резерв

    Скоростные
    дороги

    3.75

    6

    8

    1

    Магистральные
    улицы и дороги;

    общегородского
    значения:

    непрерывного
    движения

    3,75

    6

    8

    0,75

    регулируемого
    движения

    3,75

    4

    6

    0,5

    районного
    значения

    3,75

    4

    6

    дороги грузового
    движения

    3,75

    2

    4

    •—

    Улицы и дороги
    местного значения;

    жилые улицы

    3

    2

    4

    , дороги
    промышленных и

    3.75

    2

    4

    коммунально-складских
    районов

    поселковые улицы
    и дороги

    3,50

    2

    2

    видации задержек
    из-за остановок местного транспорта у
    застройка проектируются местные проезды.

    Ширина местных
    проездов, как правило, не превышает двух
    полоо от
    3,5 до 3 м каждая в зависимости от местных
    условий. В городах, расположенных в
    климатических районах, где отсутствуют
    значительные снегопады, и в случаях,
    когда необходим подъезд только легковым
    автомобилям, полосы принимаются шириной
    по 3 м. В городах, расположенных в районах
    со значительным снегопадом, а также в
    тех случаях, когда необходим подъезд
    грузового транспорта (магазины, торговые
    центры, промпредприятия и т.
    д.),
    ширина
    полос принимается 3.5 м.

    Таким образом
    определяется ширина проезжей части
    городских улиц и дорог в обычных условиях.
    На отдельных участках улиц из-за ряда
    местных условий производится уширение
    проезжей части, К таким условиям относятся
    длительные затяжные подъемы, кривые
    малых радиусов, подходы к перекресткам,
    климатические районы со значительным
    снегопадом, размещение остановок
    общественного транспорта, большая
    интенсивность движения общественного
    или грузового транспорта, примыкания
    и съезды и т. д.

    При затяжных
    подъемах на двухполосных городских
    улицах и дорогах на участках длиной
    более 300м, при продольном уклоне 40и/оо
    проезжая часть уширяется в сторону
    подъема на одну полосу движения, т. е.
    на 3,75 м. Такое же уширение выполняется
    также при продольном уклоне 30°/оо и
    длине участка 1 км.

    Длина участка зоны
    перехода от двухполосной проезжей части
    к трехполосной должна быть не менее 70
    м, а длина участка уширения после
    окончания подъема в зависимости от
    интенсивности движения назначается от
    50 до 200 м.

    В климатических
    подрайонах 1Б, 1Г из-за значительных
    снегопадов предусматривается уширение
    проезжей части на 3 м для укладки
    сметаемого снега

    На скоростных и
    грузовых дорогах, проходящих вне
    территории застройки и на территориях,
    не подлежащих застройке, где проектируются
    обочины и кюветы, дополнительные полосы
    для складирования снега предусматривать
    не надо, так как в этих условиях снег
    перебрасывается за кювет

    В IV климатической
    зоне при наличии арыков на районных
    магистральных улицах и дорогах, не
    имеющих бортового окаймления, следует
    уширять проезжую часть на 0,5—0,75 м для
    создания дополнительной полосы
    безопасности Поперечные профили такого
    типа довольно часто встречаются в
    городах республик Средней Азии, однако
    проектировать новые улицы и реконструировать
    старые, сохраняя такой профиль, очевидно,
    нецелесообразно Мелиоративную канаву-арык
    не следует использовать для отвода
    поверхностных вод. Для этой цели
    параллельно с арыками надо прокладывать
    ливневую канализацию

    Для обеспечения
    нормальных условий движения при въездах
    и съездах на скоростные дороги и
    общегородские магистрали с непрерывным
    движением устраивают уширения проезжих
    частей для разгона (нч въезде) и для
    торможения (на съезде), чтобы исключить
    помехи для основного потока Такие полосы
    называются иереходно-скоростными.
    Наиболее часто они устраиваются на
    подходах к транспортным пересечениям
    в разных уровнях

    СНиП 11-60 75* для
    городских условий предписывают устройство
    переходно-скоростных полос только для
    скоростных дорог, где расчетная скорость
    движения составляет 120 км/ч. Однако надо
    считать целесообразным и необходимым
    устройство их в крупных и крупнейших
    городах и на магистральных улицах
    общегородского значения с непрерывным
    режимом движения транспорта, где
    расчетная скорость ра;зна 100 км/ч

    Переходно-скоростная
    полоса слагается из двух частей (рис.
    13):

    участка с полной
    ее шириной (5р или 5^) и участка, где
    проезжая часть постепенно уширяется
    до полной ширины Этот участок называется
    отгоном полосы (5ш)

    На рис. 13 приведены
    схемы устройства переходно-скоростных
    полос- а—в
    зоне остановок; б—на пересечениях; е—на
    съездах и въездах В зависимости от
    расчетной скорости движения на остальной
    магистрали и ее продольного уклона
    длину переходно-скоростных полос и
    длину участка отгона следует принимать
    по табл. 14.

    Переходно-скоростные
    полосы полной ширины отделяются от
    основной проезжей части разделительной
    полосой шириной не менее 0,75 м.

    При движении по
    улице маршрутных автобусов и троллейбусов
    90 ед/ч и выше следует выделять для них
    пециальную полосу проезжей части. В
    ряде случаев для ликвидации или снижения
    задержек

    Рис. 13. Схема
    переходно-скоростных полос

    в местах расположения
    остановок общественного транспорта
    иногда устраивают местные уширения
    проезжей части, так называемые «карманы».
    Различают карманы двух типов: закрытые
    и открыгые. Закрытые карманы отделены
    от основной проезжей части поднятой
    разделительной полосой (рефюжем) или
    полосой с разметкой шириной 2 м. Открытые
    карманы отделяются от основной проезжей
    части голько пунктирной размегкой.

    Ширина проезжей
    части в закрытом кармане должна быть
    не менее 7 м, чтобы в случае необходимости
    идущий сзади автобус (троллейбус) мог
    бы объехать остановившийся впереди. В
    открытом кармане ширина проезжей части
    3,5 м и объезд осуществляется благодаря
    увеличению общей ширины проезжей части.

    Закрытые карманы,
    как правило, могут быть рекомендованы
    для применения только на поселковых
    дорогах. Открытые карманы допу-

    Табл

    и ц а

    4. Пере

    ХОДНО-СК

    оростные

    ПОЛОСЫ

    и ,

    я

    Длина

    полосы

    2 » ^ 2 ^40.

    я

    3 0

    Цлнлл

    полисы

    о v

    к .

    01 Л
    В &-

    у

    ПОЛНОЙ III

    Ирины, м

    0 0.0 «

    2 &- К

    в

    к .. я
    л
    я ь-

    5»°

    полной т

    1ИрИНЬ!, М

    ч я
    «• 3 ар » а ^ я

    Ей 0 0- 0.3-

    11

    для

    для

    -опав xv
    <и я о
    ^ ^

    |- и <и о

    ЕГ 0.=Г

    0 с

    для

    для

    га я я Э

    а в — а» а ° ^1

    » 0 -^

    « я г

    ^»3

    разго

    тормо

    Д^ёо

    и о ^

    я а Я

    я-§

    разго

    тормо

    ^ ^ я ^

    ^
    0 0

    и- и ^

    ^ >1

    на

    жения

    «=(3 Е 2

    д. и
    ^

    С >,

    на

    жения

    С(в I» Я

    —40

    140

    110

    80

    100

    0

    130

    75

    60

    -20

    160

    105

    80

    +20

    150

    70

    60

    0

    180

    100

    80

    +40

    170

    65

    60

    120

    +20

    200

    95

    80

    —40

    30

    50

    30

    +40

    230

    90

    80

    —20

    35

    45

    30

    —40

    110

    85

    60

    80 и 60

    0

    40

    40

    30

    100

    —20

    120

    80

    60

    +20

    45

    35

    30

    +40

    50

    30

    30

    скаются лишь на
    поселковых улицах и поселковых и грузовых
    дорогах, а также, как исключение, на
    улицах и дорогах местного значения.

    При реконструкции
    улиц и дорог в старых городах, а также
    на I очередь строительства, т. е. когда
    интенсивность движения еще не достигла
    перспективных расчетных размеров, общую
    ширину городских улиц и дорог допускается
    уменьшать до 10,5 м при двустороннем
    движении троллейбусов, до 9 м при
    двустороннем движении автобусов.

    В местах расположения
    углов поворота трассы городской улицы
    или дороги, сопрягаемых горизонтальными
    кривыми, при малых радиусах этих кривых
    необходимо увеличить ширину проезжей
    части (см.
    § 7 настоящей главы).

    $
    4. ТРОТУАРЫ, ПЕШЕХОДНЫЕ И ВЕЛОСИПЕДНЫЕ
    ДОРОЖКИ

    Тротуары, как
    правило, проектируют параллельно
    проезжей части, а пешеходные дорожки
    могут иметь самостоятельное направление.
    Ширину тротуаров и пешеходных дорожек
    следует назначать в зависимости от
    размеров пешеходного движения с учетом
    категории городской улицы. Полоса
    движения на тротуарах всех типов
    принимается равной 0,75 м, пропускная
    способность полосы тротуаров разных
    типов приведена ниже:

    Пропускная
    способность одной полосы Тип тротуара
    движения чел.-ч

    Тротуар, расположенный
    вдоль красной линии при наличии в
    прилегающих зданиях магазинов с витринами
    ……… 700

    Тротуар, отделенный
    от
    зданий с
    магазинами
    800

    Тротуар в пределах
    зеленых насаждений улиц и

    дорог .
    ……… 1000

    Пешеходная дорожка
    . . …… 600

    В условиях
    реконструкции городских улиц встречается
    еще один вид тротуара, когда он
    непосредственно примыкает к зданиям,
    не имеющим магазинов. Разумеется, при
    новом строительстве располагать тротуары
    таким образом не следует и пешеходов
    необходимо отделять от окон жилых и
    служебных (учебных, лечебных и т. д.)
    помещений полосой хотя бы с посадкой
    кустарника. В условиях реконструкции
    • это не всегда удается. Пропускную
    способность таких тротуаров следует
    принимать порядка 700—750 пешеходов в 1 ч
    на одну полосу. Если нет магазинов в
    первых этажах домов, наименьшее расстояние
    тротуаров от застройки рекомендуется
    принимать 10 м.

    Установив тип
    проектируемого тротуара и соответствующую
    пропускную способность, определяют
    ширину тротуара по формуле

    о———

    где 0 — расчетная
    интенсивность движения пешеходов в час
    пик; N —
    пропускная способность одной полосы
    пешеходов в час; Ь
    ширина
    одной полосы, равная 0,75 м.

    Таблица 15.
    Наименьшие ширины трот)

    уаров

    Ширина л

    вотуара, м

    Категории улиц
    и дорог

    на первую очередь

    | на расчетный
    срок

    Магистральные
    улицы

    4,5

    7,5

    общегородского
    значения

    4,5

    7,5

    районного
    значения

    3

    6

    Жилые улицы

    2,25

    45

    Дороги промышленных
    и коммунально-

    1.5

    1,5

    складских зон

    Поселковые улицы

    3

    4,5

    Данные о расчетной
    интенсивности пешеходного движения,
    как
    правило,
    должны содержаться в задании на
    проектирование

    Нормируемая СНиП
    П-60-75* ширина тротуаров приведена в в
    табл 15 Эти размеры относятся к так
    называемой ходовой или рабочей части
    тротуара Мачты освещения, опоры контактной
    сети, опоры различных указателей и
    знаков надо размещать за ее пределами.
    В условиях реконструкции допускается
    размещать их на тротуарах на расстоянии
    0,35—0,50 м от бордюрного камня, увеличивая
    в этом случае общую ширину тротуара на
    0,5—1,2 м.

    У объектов массового
    посещения (театры, кинотеатры, рынки,
    вокзалы, станции метрополитена и т. п.)
    необходимо предусматривагь местные
    уширения тротуаров с учетом наибольшего
    возможного скопления пешеходов из
    расчета 0,15 ^
    на 1 чел При этом особенно важно учесть
    период эвакуации, когда интенсивность
    пешеходного движения будет наибольшей
    Для периода эвакуации посетителей из
    театров, кинотеатров, стадионов пропускную
    способность одной полосы движения
    пешеходов принимают 1000 чел.-ч.

    Скамьи, рекламные
    и газетные стенды, всевозможные киоски
    следует размещать на специальных
    уширениях с таким расчетом, чтобы
    остановившиеся возле них пешеходы
    оказались вне ходовой ширины тротуара.
    При посадке на тротуарах деревьев в
    лунках с приствольными решетками полоса,
    занятая деревьями, также не включается
    в ходовую (рабочую) ширину тротуара.

    На поселковых
    улицах и пешеходных дорожках в тех
    случаях,
    когда

    интенсивность движения пешеходов не
    превышает 100 чел.-ч, допускается устройство
    тротуаров шириной 1 м

    В местностях с
    большим снегопереносом наименьшую
    ширину
    тротуаров

    следует принимать 3 м

    При кюветном
    водоотводе на городских дорогах и
    поселковых улицах тротуар следует
    располагать за кюветом, предусматривая
    между краем кювета и тротуара берму не
    менее 0,5 м. Для перехода через кюветы
    устраивают пешеходные мостики или в
    кювет укладывают перепускную 1рубу и
    засыпают его грунтом.

    Нормативы для
    определения ширины пешеходных улиц при
    новом строительстве в настоящее время
    отсутствуют. При расчете ее рекомендуется
    принимать пропускную способность полосы
    не более 400
    чел.-ч.

    На пешеходных
    улицах обязательно должна быть
    предусмотрена возможность для проезда
    транспорта специального назначения
    (аварийный, пожарный, медицинской помощи
    и т. п.).

    Велосипедный
    транспорт у нас в стране не имеет
    значительного распространения. В
    прибалтийских республиках уровень
    использования велосипедного транспорта
    несколько выше, чем в целом по Союзу, но
    также невысок. Причинами этого явления
    служат, вероятно, неблагоприятные для
    велосипедного движения климатические
    условия, сложившиеся издавна традиции,
    а также отсутствие специальных
    велосипедных дорожек.

    В современных
    условиях велосипед во всем мире переживает
    как
    бы второе
    рождение. В нем справедливо видят не
    только средство, компенсирующее
    недостаток движения у современного
    горожанина, но и средство, уменьшающее
    транспортную нагрузку на улицах города
    и снижающее отрицательное воздействие
    транспорта на окружающую среду.

    В связи с этим при
    проектировании городских улиц и дорог
    требуется уделять серьезное внимание
    велосипедному транспорту.

    На основе тщательного
    изучения передвижения населения с
    учетом климатических и других местных
    условий необходимо проектировать
    специальные велосипедные маршруты.
    Такими маршрутами могут быть направления,
    соединяющие селитебную территорию
    города с местами приложения труда, с
    зонами отдыха, с торговыми и
    культурно-общественными центрами. Эти
    маршруты должны быть оборудованы
    удобными стоянками для хранения
    велосипедов.

    Велосипедные
    дорожки следует проекгировать, как
    правило, для .одностороннего движения.
    Они должны быть отделены разделительными
    полосами от проезжих частей, предназначенных
    для других видов транспорта, и от
    тротуаров. Ширину велосипедной дорожки
    рекомендуется принимав для одностороннего
    движения 1,5—2 м; для двустороннего —
    2,5— Зм.

    Расчетная скорость
    движения велосипедов принимается 25
    км/ч, радиус горизонтальных кривых без
    виража — не менее 150 м, а с виражом — 50
    м. Расстояние от стоянок, зеленых
    насаждений и других элементов до края
    велосипедной дорожки должно быть
    не
    менее 0,5
    м.

    Расчетную пропускную
    способность одной
    полосы

    движения на
    велосипедной
    дорожке СНиП нормируют 300 ед/ч.

    studfiles.net

  • admin / 22.04.2018 / Разное

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о