Прилегающей – прилегающей
правила, движение, развороты и выезд, парковка и стоянка, ДТП
Во дворах домов, на стоянках и въездах на АЗС правила для транспортных средств совсем иные, чем на обычных дорогах. Но водитель не всегда может понять, находится ли на проезжей части или уже нет, как следует передвигаться по этому участку. О том, чем отличается прилегающая территория, ПДД на ней и ошибках, способных привести к штрафам и авариям, читайте в статье.
Читайте в этой статье
Обозначение прилегающей территории в ПДД
Само понятие и его расшифровка есть в пункте 1.2 Правил:
Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
То есть это путь, дающий возможность подъехать к какому-либо объекту (дому или предприятию, парковке, заправке и т.д.). Но его нельзя использовать для следования из пункта L в N, если оба они располагаются за пределами примыкающей зоны.
Этот участок иногда легко перепутать с перекрестком. Отличить его помогают некоторые дорожные знаки:
- 5.21 и 5.22. Первый сигнализирует о начале жилой зоны, второй – о ее окончании.
- 7.3. Его ставят там, где находится въезд на АЗС.
- 3.2. Запрещает сквозное следование.
- 3.1. Сигнализирует о том, что въезжать на участок через эту дорогу нельзя.
Но перечисленные символы не всегда устанавливаются на первой границе примыкающей зоны, их может не быть вообще, а ехать через нее все равно нельзя. Кроме того, 7.3 не исключает того, что перед участком все еще идет проезжая часть, где действуют иные правила. А еще
- 2.1;
- 2.3.1-2.3.7;
- 2.4;
- 2.5;
- 3.16;
- 3.20;
- 3.22;
- 3.24;
- 3.26-3.30;
- 4.11.
Ведь в ГОСТе Р 52289-2004 есть, например, такое требование:
Допускается не устанавливать знаки 2.1, 2.3.1-2.3.7 … перед примыканиями к дороге выездов с прилегающих территорий, если все перечисленные признаки примыкающих дорог могут однозначно распознаваться водителями транспортных средств, следующих по главной дороге в светлое и темное время суток.
То есть наличие знака указывает на то, что это перекресток. Но его отсутствие еще не свидетельствует о том, что к основной дороге примыкает прилегающая зона.
Правила движения
Различать перекресток и прилегающую зону очень важно. Ведь на одном из участков разрешено то, что не допускается на другом. Правила ПДД на прилегающей территории строги, так как по большей части это запреты:
- нельзя въезжать на нее со скоростью более 20 км/ч;
- недопустимо использовать участок как площадку для обучения вождению;
- не разрешается стоять с работающим мотором более 5 минут;
- нельзя проезжать через нее, как сквозь транзитную дорогу;
- непозволительно парковать грузовики массой больше 3,5 т, если нет разрешающего знака или разметки.
Кроме того, движение по прилегающей территории по ПДД должно осуществляться с учетом приоритета пешеходов. А разрешенные здесь маневры выполняются в соответствии с особыми правилами.
Как осуществлять развороты, выезд
Главное отличие правил на перекрестке и в примыкающей зоне – покидать их следует по-разному. Выезд с прилегающей территории ПДД определяют следующим образом: при его выполнении следует уступать всем прочим участникам движения. Приоритет имеют автомобили и другие ТС, въезжающие на участок или следующие по дороге мимо пересечения. Необходимость диктуется пунктом 8.3 Правил:
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней…
Развороты с прилегающих территорий ПДД разрешены. Главное условие – пространство должно хорошо просматриваться по всем сторонам. Не менее важно отсутствие запрещающих разворот знаков. Удобнее использовать примыкающий участок, находящийся слева от основной проезжей части. Ведь разворачивающееся на нем ТС обязано при выезде уступать всем другим автомобилям и пешеходам. А выполнить условие проще, когда при этом необходимо поворачивать направо.
Нужно въехать в примыкающую зону, включить левый поворотник, совершить маневр и покинуть ее.
Если примыкающий участок находится справа от дороги, лучше проследовать мимо въезда на него и остановиться примерно в метре. Затем надо сдать задом и таким образом оказаться на прилегающей территории. При этом необходимо пропустить только возникших на пути пешеходов. А при выезде уступать ТС, как указано в пункте 8.3 ПДД.
А здесь подробнее о том, как правильно ездить на территории действия знака «Жилая зона».
Парковка и стоянка на прилегающей территории
Примыкающая зона может пригодиться и для того чтобы оставить на ней автомобиль на продолжительное время.
- Нельзя оставлять ТС с включенным двигателем. То есть если оно находится без движения больше 5 минут, это уже стоянка, а не остановка, и мотор следует заглушить. Не имеет значения, происходит ли все во дворе дома, на парковке, принадлежащей предприятию, или заправке.
- Нельзя загораживать проезд с участка и на него другим автомобилям. Если это произошло, машину могут эвакуировать.
- Если речь о дворе жилого дома, предприятия, учреждения, стоянка на прилегающей территории по ПДД должна располагаться не ближе 10 м от стены. А при наличии на ней более 50 мест дистанция увеличивается до 15 м.
- Нельзя ставить на примыкающем участке грузовики массой выше 3,5 т. Для них должны быть специального отведенные места, разграниченные разметкой или знаками.
Возможные ДТП и их последствия
ДТП на прилегающей территории ПДД дополнительно не описываются. Но они, конечно, там случаются. И бывают связаны с тем, что водители расходятся во мнениях, перекресток это или примыкающий участок. Ведь правила там и здесь разные. Какие аварии типичны в такой ситуации:
- Автомобиль L собирается развернуться и въезжает на примыкающую территорию задним ходом. Оттуда следует машина F, водитель которой уверен, что следует через перекресток. Поэтому он не уступает оппоненту, в результате происходит столкновение. Если это примыкающий участок, накажут второго автомобилиста. Он должен был пропустить машину L. Если речь о перекрестке, вину возложат на водителя первой машины. На этом участке езда задним ходом запрещена.
- Автомобиль L, выезжая с примыкающей зоны, поворачивает направо. Машина F едет ему навстречу и намеревается уйти влево. Если первый уверен, что все происходит на перекрестке равнозначных путей, а второй оценивает участок, как примыкающую зону, возможно столкновение. Когда прав водитель L, оппонент должен его пропустить в соответствии с пунктом 13.12 ПДД:
При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо.
Но когда речь о прилегающей территории, первым должен проследовать именно автомобиль F. Ведь L покидает ее, значит, он уступает всем иным ТС.
- Автомобиль L въехал на АЗС, заправился, развернулся и собрался покинуть ее тем же путем. В это время туда следует машина F, и происходит авария. Водитель L здесь неправ. Если выезд разрешен одним и тем же путем, он обязан пропустить F. Но иногда покидать АЗС необходимо вообще по другой дороге. И выходит, что L ехал по встречному ряду при одностороннем движении.
Мнение эксперта
Надежда Смирнова
Эксперт по автомобильному праву
Если автомобилист не может определить, действительно ли находится на примыкающем участке, лучше проезжать так, как будто это перекресток равнозначных путей. Потому что правила в данном случае строже, то есть при их соблюдении меньше вероятность аварии.
Прилегающая территория в ПДД разграничена с проезжей частью, на ней участники движения должны вести себя иначе. И это справедливо, ведь здесь решаются другие цели: заправка авто, ожидание, пока водитель или пассажир вернется из дома либо учреждения. Если не спешить, контролировать дорогу, уважать других участников движения, удастся избежать неприятностей с ними и ГИБДД.
Полезное видео
Смотрите в этом видео о правилах выезда с прилегающей территории:
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по телефону:
+8 (800) 500-27-29
Это быстро и бесплатно!
Похожие статьи
-
Кто уступает дорогу во дворе: движение при въезде…
В ПДД размыто описано, кто уступает дорогу во дворе, хотя эти правила крайне важны. Например, пешеходу надо уступать всегда, как и велосипедисту, спец транспорту. Движение при въезде и выезде в очень узком двора регулируется правилом трех Д. Как обозначается въезд во двор. Где проезжая часть, считается ли выезд перекрестком, как реагировать на помеху справа. Что делать, если машина перекрыла въезд во двор. -
Знак «Одностороннее движение»: начало, выезд с дороги…
Встречается знак «Одностороннее движение» довольно часто, поэтому необходимо знать, где начало и конец его действия, как осуществлять выезд с дороги и на перекрестке согласно ПДД. За нарушение предусмотрен немаленький штраф. -
Знак платной парковки: зона действия в ПДД, разметка…
Нередко в городе можно встретить знак «Платной парковки». Чтобы не растеряться, стоит знать зону его действия согласно ПДД, где конец, как понимать для инвалидов, автобусов, что делать, если с табличкой или нет знака, разметкой, а также как осуществляется парковка перед ним. -
ДТП, главная — что будет за аварию на главной дороге…
Если случилось ДТП на главной, при выезде, разбираться в степени ответственности будет непросто, особенно на нерегулируемом перекрестке. От этого будет также зависеть выплата по страховке. Что обозначает в ПДД. Как понять направление, начало и конец главной дороги. Как заметить изменения, пересечения со второстепенной. Кто кому уступает на главной, как выполнить разворот на дороге.
avto-urist.online
Правовой статус прилегающей территории.
Суть спора, о котором большинство юристов наверняка слышало и который затронул вопрос, до сих пор не урегулированный федеральным законодателем, заключался в следующем.
ЗАО «Тандер» (тот самый «Магнит») посчитало, что нормы правил благоустройства г. Брянска (а правила типовые) нарушают их права и возлагают необоснованную обязанность по пресловутой уборке прилегающей территории. Эти нормы признаны несоответствующими ст. 71 Конституции РФ, ст. 210 Гражданского кодекса, ч. 4 ст. 7 и ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Максимально коротко: прилегающая территория — собственность муниципалитета, поэтому в силу ст. 210 ГК РФ бремя ее содержания несет именно он, а в отсутствие федеральной нормы или договора насильно заставить кого-то за ней ухаживать никак нельзя. На стороне Брянска, кстати, была Генеральная прокуратура, которая после принятия решения судом логичным образом изменила свою позицию и поручила нижестоящим прокурорам «зачищать» местные правила по благоустройству от таких норм.
Ссылочки:
http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70791918/
https://pravo.ru/court_report/view/116543/
Следом беда пришла, откуда совсем уж не ждали — свинью подложил Минюст РФ в другом деле, добившись признания недействующими Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству Минстроя (которые, к тому же, обладая признаками нормативно-правового акта, не были зарегистрированы в Минюсте):
http://prokhmao.ru/legal-advice/mo-help/4/?ELEMENT_ID=50061
Таким образом, ВС РФ широким жестом (и формальным подходом\буквальным толкованием норм права) разрешил довольно давний и довольно тонкий вопрос. Пресечена в том числе и соответствующая административная практика. Но, как известно, у любой медали есть две стороны.
Фактически использование прилегающих (кроме МКД) территорий — это обычай и сформировался он еще в советские времена (о царской России судить не возьмусь). В меньшей мере это касается городов, в большей — мелких населенных пунктов, так как в городе на счету каждый клочок земли (да и объем таких прилегающих территорий минимален), а вот в поселениях эта территория довольно обширна и активно используется.
Гражданами, а не муниципалитетом. И если де-юре тот же «Магнит» не виноват в захламлении такой территории, пока не будет доказано обратное в судебном или административном порядке, то де-факто очевидно, что товарные упаковки, коробки и просто мусор на такой территории возникли либо по его прямой вине, либо в связи с массовым посещением гражданами этого магазина.
Пункт 2 Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25 разъяснил, что под обычаем, который в силу статьи 5 ГК РФ может быть применен судом при разрешении гражданско-правового спора, следует понимать не предусмотренное законодательством, но сложившееся, то есть достаточно определенное в своем содержании, широко применяемое правило поведения при установлении и осуществлении гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей не только в предпринимательской, но и иной деятельности, например, определение гражданами порядка пользования общим имуществом, исполнение тех или иных обязательств.
Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации. Доказать существование обычая должна сторона, которая на него ссылается (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
Но с оговоркой, что согласно пункту 2 статьи 5 ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
К сожалению, ВС РФ (с молчаливого попустительства Брянска и Генпрокуратуры) вопрос отнесения спорной нормы к обычаю и, соответственно, вопрос противоречия ее основным началам гражданского законодательства (к которым, мне кажется, можно отнести и принцип распределения бремени содержания имущества), не рассмотрел. А жаль.
В какой-то мере формализм был верным выходом, так как правовые механизмы недопущения использования прилегающих территорий (которые являются при этом ведь и территориями и землями общего пользования) есть. Но это нарушает тот тонкий баланс, который достигался годами: ты вправе использовать прилегающую территорию без договора, на основании одного лишь владения смежным участком, а взамен ты осуществляешь его благоустройство. Потому что при формальном причислении такой территории к землям общего пользования (предназначенных, как известно, для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц), фактически эту территорию использует исключительно собственник домовладения\иного объекта. Более того (с известной долей допущения), ст. 304 и 209 ГК РФ защищает такого собственника соответствующего участка (и одновременно — формально владеющего несобственника) от посягательств в виде какого-либо занятия этой территории, так как она обеспечивает проход и проезд от дома к дороге, улице. Или позволяет выгнать машину из гаража, использовать ее как т.н. гостевую стоянку.
Сработал также классический принцип, согласно которому недостаточность бюджета не освобождает муниципалитет от исполнения каких-либо обязанностей, при том что объективно ни одно поселение не в состоянии обеспечить надлежащее содержание всех территорий общего пользования.
Да, запрещена стоянка и хранение машин. Да, запрещено самовольное занятие земельного участка. И мусорить запрещено. И цветочки сажать. Но проигнорировав принцип разумной сдержанности, так любимый Конституционным Судом, ВС РФ не подумал о последствиях. Ведь не имея законной возможности повлиять на людей, муниципалитету, как собственнику земель общего пользования, остается только путь запрещения.
Между тем, Минстрой в данной ситуации смиренно принял судебные акты и разрабатывает новые методические рекомендации (во многом аналогичные старым). К федеральному законодателю с довольно очевидным предложением определить наконец особый правовой статус прилегающих территорий, никто не обращается.
Муниципалитеты находят выход в принятии нормативных актов, согласно которым прилегающие территории использовать запрещено без заключения соответствующего договора пользования\аренды, при этом сталкиваясь с проблемой, вытекающей из того, что такие территории необходимо как-то индивидуализировать, причем с большой долей вероятности — путем кадастрового учета. При этом такая земля не занята соответствующим объектом недвижимости, что вызывает и вопросы возможности предоставления ее в таких общеполезных, казалось бы, целях, без проведения торгов (хотя опять же, проведение торгов здесь объективно неуместно по причине крепкой связи домовладения и прилегающей к нему территории).
Логично предположить, что платность такого пользования для физических лиц практически исключена — это породит социальную напряженность и банальный отказ граждан от принятия на себя такого бремени — ведь проще будет обратиться в суд или к прокурору, который обяжет администрацию, к примеру, покосить соответствующую территорию.
В любом случае, как и до принятия этих неоднозначных решений, в целом вопрос соблюдения банальной чистоты остается на совести самих жителей, как и раньше. Кто убирал за собой — продолжит убирать, ему не нужны для этого нормы права. Кто был замарахой и соседом, которого никто не любит — им и останется.
А вот «Магнитам» в Брянске, я думаю, теперь намного труднее будет объяснить, почему их фуры разгружаются на территории муниципалитета, равно как и выпросить разрешить там же размещение стоянок для клиентов.
zakon.ru
Прилегающая территория — это… Что такое Прилегающая территория?
- Прилегающая территория
Прилегающая территория
Территория, прилегающая непосредственно к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств
7.13. Прилегающая территория — территория вне контура застройки здания, в пределах которой проектом строительства предусмотрено благоустройство (территория благоустройства).
2.3. Прилегающая территория — территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц.
Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. academic.ru. 2015.
- Прилегание конуса калибра по краске
- прилегающие защитные очки
Смотреть что такое «Прилегающая территория» в других словарях:
ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, к строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц (… … Экологический словарь
прилегающая территория — – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного проезда транспортных средств (из ПДД). EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
ПРИЛЕГАЮЩАЯ ТЕРРИТОРИЯ — Территория, непосредственно примыкающая к границам здания, сооружения, ограждения, к строительной площадке, объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, владении, аренде, на балансе у юридических или физических лиц… … Словарь бизнес-терминов
прилегающая территория — (напр. к ТЭС, АЭС, на которой плотность населения, окружающая среда и природные ресурсы могут рассматриваться с точки зрения применения аварийных мер) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN… … Справочник технического переводчика
Прилегающая территория — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Правила, утвержденные постановлением Совета Министров… … Словарь юридических понятий
Прилегающая территория к дороге — Прилегающая территория территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории… … Официальная терминология
территория, прилегающая к площадке — (ТЭС, АЭС) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN laydown area … Справочник технического переводчика
территория, прилегающая к учреждению — (напр. научно исследовательскому институту и др.) [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN precinct … Справочник технического переводчика
Территория, прилегающая к участку строительства — территория в границах, определенных в установленном порядке на основе градостроительной документации, подлежащая защите в период строительства от неблагоприятных воздействий, связанных с выполнением работ по строительству, реконструкции,… … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью
Территория приграничная (пограничная зона) — полоса таможенной территории, прилегающая к сухопутной границе, протяженность которой (полосы) оговорена в национальном законодательстве и пределы которой позволяют отличить пограничные перевозки от других видов перевозок;… Источник: Приказ ФТС … Официальная терминология
normative_reference_dictionary.academic.ru
Прилегающая территория – это не просто | 74.ru
Для начала приведу определение: «Прилегающая территория» – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами».
Казалось бы, все просто. Но как показывал раньше, на дороге могут быть «стояночные полосы», которые хотя и не предназначены для сквозного движения, но являются частью дороги.
И, наоборот, на прилегающих территориях могут быть дороги. Например, дома должны располагаться на расстоянии не менее 25 метров от магистралей, и до прилегающей территории «двор» ведет дорога, в официальных документах именуемая «проездом».
Чтобы разобраться с термином «прилегающая территория», внимательно прочитаем Конвенцию о дорожном движении, которая была принята в 1968 году и ратифицирована в СССР в 1974 году.
Конвенция регулирует отношения, возникающие только на дороге. Собственность священна. Никаких попыток, регулирующих движение в «придорожных владениях», в тексте Конвенции нет. Сфера действия Конвенции заканчивается на «въездах» в придорожное владение. Например, перед поворотом «для въезда в придорожное владение» водитель обязан занять крайнее положение на проезжей части.
Сохранить термин «придорожное владение» в ПДД СССР было невозможно. Собственность была только одна – государственная. Потому в наших ПДД появился термин «прилегающая территория», который официального определения не имел и применялся исключительно для описания въезда и выезда с прилегающих территорий. Можете взять нынешний текст ПДД, воспользоваться поиском и убедиться, что термин до сих пор используется именно в этом контексте.
Определение «прилегающая территория» появилось в наших ПДД только в 1993 году. Фразу «Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами» добавили в 2003 году. По всей видимости, это было связано с законом «Об ОСАГО», чтобы стали возможны выплаты пострадавшим в случае ДТП во дворах, на АЗС, стоянках, территориях предприятий.
Как ездили по прилегающим территориям до 2003 года? Применяли аналогию закона. Нужно определить очередность проезда? Разъезжаемся по помехе справа. Нужно определить место для стоянки инвалидов? Ставим знак «Стоянка» с табличкой «Инвалиды». И т.д. и т.п.
Законодательство о страховании автогражданской ответственности с 2003 года доработали. Судебная практика устоялась. Определение «прилегающей территории» пора менять. Организовывать движение на стоянках и АЗС, территориях предприятий и во дворах должны сами собственники территории. Иначе ПДД входят в противоречие с Конституцией, которая гарантирует охрану частной собственности.
Например, дворы. Если ПДД в них действуют в полном объеме, то необходимо выполнять и требовании п. 12.4 ПДД: «Остановка запрещается на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении». Непаханое поле для эвакуаторов. Тем более что Верховный суд признал: «На прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет дорогу согласно определению термина «дорога» в п. 1.2 Правил», – решение ВС АКПИ12-205 от 17.04.2012 г.
Но во дворах собственник согласно Конституции имеет право разрешить стоянку даже при видимости менее 100 метров. Тогда не придется искать утром автомобиль на штрафстоянке.
Или возьмем прилегающую территорию «больничный городок». Там и дорог полно, и стоянок, и пешеходов много. Отнести больничный городок к двору или к «жилой зоне» невозможно. Но было бы вполне логичным разрешить пешеходам ходить по всей ширине проезжей части, предоставив им преимущество, как в «жилой зоне».
По дорогам на внутренней территории предприятий передвигается много различного транспорта, в том числе весьма специализированного, который на обычные дороги выпускать нельзя. На предприятиях действуют свои правила техники безопасности, которые вполне могут войти в противоречие с ПДД. И чем руководствоваться?
В заключение. Для того чтобы муниципальные власти получили право штрафовать нарушителей правил стоянки, в Градостроительный кодекс ввели понятие «Парковка», параллельно изменив название знака 6.4 на «Парковка (парковочное место)». Привожу нудное определение, но самое важное для целей статьи выделил.
«Парковка (парковочное место) – специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения».
Пора, пора менять в ПДД определение «прилегающая территория».
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.
74.ru
Разворот с использованием прилегающей территории
Как выполнить разворот с использованием прилегающей территории.
Как выполнить разворот с использованием прилегающей территории
Разворот – это маневр, часто вызывающий у новичков трудности. В поле развернуться просто, но что делать, если необходимо развернуться на дороге с узкой проезжей частью, где нет возможности провести маневр на самой дороге. Необходим разворот с использованием прилегающей территории. Причем, разворот можно выполнять при наличии прилегающей территории, как справа, так и слева.
Оценка дорожной обстановки
Хочу сразу предупредить: при большом потоке машин, развернутся легче и проще, если прилегающая территория находиться слева. Почему? Если прилегающая территория слева, то при маневрах, Вам придется следить и уступать дорогу транспорту, только одной полосы. Если справа, то при выезде необходимо уступить дорогу транспорту, движущемуся в обоих направлениях, что для новичка – проблематично. Оценивайте ситуацию и выбирайте верное место разворота.
Прилегающая территория справа
Идеальный вариант: на прилегающую территорию можно въехать передом, развернуться там, и остановиться у проезжей части уже передом автомобиля. Но такое бывает редко.
Для правильного разворота необходимо выполнить следующие действия:
— включаем правый поворот и останавливаемся ЗА прилегающей территорией, примерно в метре;
Не старайтесь остановиться вплотную к бордюру: без опыта, сдавая задним ходом, велика вероятность наехать на бордюр.
— убедившись в отсутствии помех сзади, медленно, задним ходом, въезжаем на прилегающую территорию. Обязательно пропустить пешеходов;
— остановились, оценили обстановку (движущийся транспорт), включили левый поворот, и в просвете в потоке авто, закончили маневр.
Вот что важно: при выезде с прилегающей территории, важно остановится в непосредственной близости у края проезжей части – для того, чтобы Вы видели поток авто в обоих направлениях.
Прилегающая территория слева
1. Включаете поворот, занимаете крайний левый ряд, и останавливаетесь у поворота на прилегающую территорию.
2. Пропустив встречный транспорт, заезжаете передом.
3. При заезде необходимо прижаться к правой стороне прилегающей территории.
4. Как только автомобиль полностью спрятался, необходимо задним ходом выехать на проезжую часть.
5. Будьте внимательны, и не выезжайте перед носом у движущегося автомобиля.
6. Подъехали задним ходом к проезжей части, остановились, оценили обстановку (движущиеся авто), и плавно выезжаете на полосу движения.
7. Ну а дальше – движение вперед.
Как видите, маневр не сложный. Единственное, на что хочу обратить внимание: научитесь думать вперед. Например: Вам нужно въехать на территорию слева. Дождавшись просвета в потоке машин, вы начинаете движение, выезжаете на встречную, а по прилегающей территории топает пешеход. Вы обязаны его пропустить. Получается, Ваш автомобиль остановился поперек встречной полосы – не совсем приятно. Посему, перед маневром убедитесь в отсутствии помех, которые могут возникнуть: пешеходы, другой автотранспорт, животные и так далее.
Соблюдая нехитрые правила, Ваше движение и маневры будут простыми и уверенными.
zarulposle30.ru
Выезд с прилегающей территории | AVTONAUKA.RU
Вопрос: Считается ли выезд из арки жилого дома на главную дорогу перекрестком неравнозначных дорог или это выезд с прилегающей территории?
Ответ. Обратимся к определению терминов «Прилегающая территория» и «Перекресток», данным в пункте 1.2 ПДД:
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
Правила движения во дворах и жилых зонах (в т.ч. на прилегающих территориях) рассмотрены в одноименной статье – Движение во дворах и жилых зонах.
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Согласно определению, двор жилого дома относится к прилегающей к дороге территории. Таким образом, въезд и выезд из двора это есть въезд на прилегающую территорию и, соответственно, выезд с прилегающей территории.
Выезд с прилегающей территории перекрестком НЕ считается (это следует из определения термина «перекресток»). Следовательно, выезд из арки жилого дома НЕ считается перекрестком.
Любому выезду с прилегающей территории (любому выезду из двора) присвоен статус второстепенной дороги. В связи с этим перед выездом из двора, некой территории, площадки и прочих примыкающих к дороге объектов, нередко можно встретить установленный знак 2.4 «Уступите дорогу».
Наличие перед выездом на дорогу знака 2.4 в указанных! условиях НЕ делает данное пересечение перекрестком. Знак 2.4 на выезде из двора или прилегающей территории применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге.
Выдержка из ГОСТ Р 52289-2004: «Знак 2.4 устанавливают перед выездами с грунтовых дорог на дорогу с твердым покрытием, а также в местах выезда на дорогу с прилегающих территорий, если признаки примыкающих дорог могут неоднозначно распознаваться водителями транспортных средств, выезжающих на главную дорогу в светлое и темное время суток».
Кроме этого пункт 8.3 ПДД обязывает водителя:
- при выезде на дорогу с прилегающей территории (выезжая из двора) — уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней;
- при съезде с дороги (въезжая на прилегающую территорию, во двор) — уступить пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Выезжая из двора или с прилегающей территории на дорогу с двухсторонним движением, в первую очередь нужно обратить внимание на дорожное пространство с левой стороны, поскольку именно оттуда другой едущий автомобиль окажется ближе всего к вам (в нашей стране правостороннее движение).
Поэтому, поворачивая из двора направо, следует сначала контролировать левую сторону дороги, одновременно посматривая в правую сторону – еще нужно видеть, куда поворачивает ваш автомобиль. На левом повороте из двора придется уступать едущим машинам и слева, и справа, так что сначала целесообразно убедиться в том, что путь свободен.
Будьте внимательны за рулем.
avtonauka.ru
Действие дорожных знаков на прилегающей территории
Здравствуйте, дорогие читатели! Тема сегодняшнего разговора, действие дорожных знаков на прилегающей территории. Попробуем разобраться с вопросом, могут ли дорожные знаки применяться на прилегающей территории (дворы, АЗС, территории торговых центров и т.д.). И насколько законным является привлечение к административной ответственности, за нарушение требований дорожных знаков на прилегающей территории.
Дорожные знаки, по которым чаще всего возникают вопросы на прилегающих территориях, это знаки 3.27 -3.30, запрещающие остановку и стоянку.
На снимке, знаки 3.28 «Стоянка запрещена» установленные во дворе жилого дома.
Связано это с тем, что в Правилах дорожного движения и ГОСТ Р 52289-2004 (Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств) сказано, что действие указанных знаков (3.27-3.30) распространяется на ту сторону дороги, на которой они установлены.
Действие знаков 3.10, 3.27 – 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.
А в общих положениях Правил, прилегающая территория и дорога, это разные определения.
“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
По данному вопросу, идет очень много споров и основное мнение, что дорожные знаки не могут устанавливаться на прилегающей территории, так как в соответствии с ПДД, она не является дорогой. Но в тоже время, на прилегающих территориях могут быть проезжие части (проезды, подъезды). В «Указаниях по применению дорожных знаков» отмечено, что под определением дороги понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд.
«Указания по применению дорожных знаков»
(утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983)
1.1. Дорожные знаки устанавливают на дорогах1 для повышения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, информации пользователей дорог об условиях и режимах движения и ориентирования их в пути следования.
1 Под «дорогой» в Указаниях понимается любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд.
На снимке, дорожные знаки установлены на прилегающей территории торгового центра.
Нужно обратить внимание, что не смотря на дату «Указаний по применению дорожных знаков» и действующий сегодня ГОСТ Р 52289-2004, документ является действующим. Это следует из письма МВД России от 05.05.2012 N 13/6-3222 «О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах».
Письмо МВД России от 05.05.2012 N 13/6-3222
«О применении дорожных знаков на автомобильных дорогах»
Обращение в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России в рамках компетенции рассмотрено.
Применение дорожных знаков на автомобильных дорогах регламентируется ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств».
Действующие «Указания по применению дорожных знаков», утвержденные Минавтодором РСФСР 31.05.1983 и МВД СССР 16.06.1983, содержат подробные рекомендации по применению знаков на автомобильных дорогах с учетом дорожных условий и потребностей организации движения. Кроме того, в Указания включены рекомендации по маршрутному ориентированию на дорогах, в которых содержатся основные принципы расстановки указателей направлений и расстояний, варианты их размещения и компоновки.
На основании изложенного полагаем возможным использование Указаний в части, не противоречащей ГОСТ Р 52289-2004.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автомобильных дорогах находятся в компетенции Минтранса России.
Первый заместитель начальника
Главного управления
по обеспечению безопасности
дорожного движения
генерал-лейтенант полиции
В.В.ШВЕЦОВ
В «Руководстве по проектированию городских улиц и дорог», приведено определение проездов, которые как следует из «Указаний по применению дорожных знаков», попадают под определение дороги.
Проезды внутримикрорайонные (внутриквартальные):
Главные — Транспортная связь нескольких групп жилых домов с улицами местного значения и с магистральными улицами районного значения. Могут рассматриваться как жилые улицы.
Основные — Транспортная и пешеходная связь отдельных групп жилых домов, а также общественных и культурно-бытовых учреждений между собой, с главными проездами, жилыми и магистральными улицами районного значения
Подъезды к отдельным домам, служебные, хозяйственные и пожарные проезды.
Читаем ГОСТ Р 52289-2004, в пункте 4.1 говорится о том, что допускается применять технические средства организации дорожного движения (техническое средство организации дорожного движения — дорожный знак, разметка, светофор, дорожное ограждение и направляющее устройство), к которым относятся и дорожные знаки, в случаях не предусмотренных настоящим стандартом.
4.1 Технические средства организации дорожного движения допускается применять в случаях, не предусмотренных настоящим стандартом, если необходимость их применения обоснована конкретными условиями движения.
Из пункта 4.1 следует, если присутствует необходимость в применении дорожных знаков, не предусмотренных стандартом, то такое применение допускается.
Снова обратимся к определениям Правил дорожного движения, которые прямо указывают, что участники дорожного движения обязаны знать и выполнять требования Правил.
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В определении «Прилегающая территория», также сказано, что движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
“Прилегающая территория” – территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
На снимке, знак 3.27 «Остановка запрещена» установлен на прилегающей территории.
Подведем итоги, знаки могут быть установлены на прилегающей территории и водители обязаны выполнять требования знаков, независимо, находятся они на дороге или у торгового центра. Следовательно и административное наказание за нарушения требований дорожных знаков установленных на прилегающей территории, будь то двор или АЗС, является законным.
В связи с растущим количеством транспорта, организация движения на прилегающей территории при помощи дорожных знаков, сегодня, является наверное единственным решением.
Уважаемые читатели, если у Вас другое мнение по рассмотренному сегодня вопросу, пишите. Всем, удачной дороги!
instructor53.ru