Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Дорожная разметка это – Знаки ПДД — Дорожная разметка

Содержание

Дорожная разметка — это… Что такое Дорожная разметка?

Дорожная разметка Перекрёсток с множеством дорожных разметок

Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.

Дорожные разметки появились в начале XX века на асфальтовых и бетонных дорогах.

История

Эдвард Н. Хайнз (Edward N. Hines, 1870—1938), член дорожной комиссии Wayne County в штате США Мичиган, считается изобретателем дорожной разметки. Он в 1911 году предложил нанести на первую бетонную дорогу мира, Woodward Avenue в Детройте, центральную линию для разделения полос движения. [1]

10 лет спустя (1921) в английском городке Sutton Coldfield, пригороде Бирмингема, появилась первая маркировка Великобритании. Этот эксперимент для повышения безопасности на дорогах был таким успешным, что впоследствии белая маркировка дорог стала стандартом в Великобритании и множестве других государств.[2]

Цвет

Жёлтая временная разметка (Германия) Чёрная разметка (Германия, около 1938 г.)

Разметка может быть постоянной или временной. Для постоянной разметки в большинстве стран используют белую краску или пластиковые материалы. Временная разметка используется при строительных работах. Она часто жёлтого (Германия, Эстония), оранжевого или красного (Австрия, Швейцария) цвета, чтобы указать на то, что постоянная разметка временно недействительна.

В принципе можно использовать любой цвет для маркировки. Но из-за нужного контраста к дорожному покрытию не все цвета одинаково пригодны. В Германии в 1930-х годах использовали даже чёрную разметку на автобанах для повышения контраста к светлому бетону покрытия.

Типы

Продольная разметка

разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения.

Поперечная разметка
  • сплошная линия

  • прерывистая линия

Стрелы
Пиктограммы

Литература

  • ГОСТ Р 51256-99 Разметка дорожная. Типы основные параметры. Общие технические требования
Нанесение дорожной разметки устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств и пешеходов. Дорожная разметка является средством визуального ориентирования водителей и применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами с целью повышения безопасности организации дорожного движения, увеличения скорости движения автомобилей и пропускной способности дороги.

См. также

Нефтеполимерные смолы — используются в краске, применяемой для дорожной разметки.

Ссылки

Примечания

dic.academic.ru

Дорожная разметка.

 

На сегодняшний день дорожная разметка является необходимой и привычной частью дорожного дизайна для автолюбителя. Она с легкостью позволяет увеличить скорость движения транспорта и пропускную способность дороги, при этом исключает большие финансовые затраты. Дорожная разметка отлично организовывает и контролирует движение автомобильных потоков. Доказано, что качественная дорожная разметка сокращает количество ДТП на 20%. Кроме этого разметка дорог очень часто применяется при выполнении строительства или ремонта трасс.

 

Дорожная разметка и основные сведения о ней

 

ГОСТ Р 51256-99 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы и основные параметры. Общие технические требования», ГОСТ 13508-74 «Разметка дорожная» и ВСН 23-75 «Указания по разметке автомобильных дорог» устанавливают местоположение разметки, вид наносящейся разметки, размеры и формы фигур, линий и надписей и цвет.

 

Чаще всего на дорогах можно встретить желтую и белую разметку. Однако существуют специальные случаи, в которых она может быть другого цвета. Большое количество дорожных лакокрасочных материалов позволяют воплотить в жизнь все необходимые цвета.

 

Существует временная и постоянная горизонтальная дорожная разметка. Временная разметка наносится на период проведения ремонтно-строительных работ или других событий, при которых необходимо было ее ввести. Функциональная долговечность подобной разметки ограничена. В ГОСТе Р 51256-99 сказано, что временная разметка должна быть выполнена в оранжевом цвете специальными материалами, которые потом можно быстро устранить.

 

Эффективная разметка должна быть хорошо заметна в любое время суток, при любой погоде и в любое время года. Также дорожная разметка должна обеспечивать хорошее сцепление колес автомобиля с дорогой. По зарубежным стандартам она должна быть пригодной не менее одного года и отвечать в это время всем поставленным требованиям.

 

Долговечность и состояние разметки чаще всего определяются свойствами материала, который был использован и условиями эксплуатации. Под этими условиями подразумевается: ширина проезжей части, интенсивность движения, наличие разворотов и искривлений на дороге, климатические условия и назначение линии разметки (ее рисунок и положение).

 

На сегодняшний день какие-либо нормативные документы, которые устанавливают связь между качеством и условиями эксплуатации используемых материалов, в России отсутствуют.

 

Однако подобные нормы предусмотрены в стандартах Австрии ONORM B 2440 «Разметки дорожных покрытий. Требования к материалу и его нанесению». Согласно данному документу маркировочные материалы делятся на четыре класса, которые зависят от группы их использования. Группа в свою очередь связана с назначением линии дорожной разметки и интенсивностью ее изнашиваемости.

Для того чтобы определить группу использования необходимо оценить уровень воздействия вышеизложенных факторов, которое имеет определенное количество баллов.

 

К примеру, среднесуточная интенсивность движения подразделяется на три уровня:

 

1 балл – менее 5 тыс. авто в сутки;

2 балла – от 5 тыс. до 10 тыс. авто в сутки;

3 балла – более 10 тыс. авто в сутки.

3 балла – ширина полосы движения до 3 м и ширина проезжей части до 6 м;

1 балл – ширина полосы движения от 3 м до 3,5 м и ширина проезжей части от 6 м до 7,5 м;

0 баллов – выше 3,5 м и 7 м.

0 баллов – краевые линии;

2 балла — разметка мест на парковке;

3 балла — разметка на пересечениях дорог в секторе разворотов;

4 балла — на осевых линиях и искривлениях радиусом до 70 м.

5 баллов — линии поперечной разметки, по которым ездят периодично;

10 баллов — постоянно.

 

Баллы суммируют и получают 4 группы применения разметки:

 

1-я группа (эксплуатационная нагрузка наименьшая) — 1-4 балла;

2-я группа — 5-8 баллов;

3-я группа — 9-12 баллов;

4-я группа (эксплуатационная нагрузка наибольшая) — более 12 баллов.

 

Материал соответствует каждой группе и обладает необходимыми оптимальными свойствами, которые обеспечивают долговечность дорожной разметки на протяжении определенного срока.

 

Разметка может функционировать от 12 до 48 месяцев. Для этих сроков и установлены четыре класса.

 

Для определения класса и набора, данных статистики по изнашиваемости материалов проводят специальные испытания на стендовом оборудовании, где моделируют условия эксплуатации на дороге.

 

Материалы, которые применяются для дорожной разметки

 

Существует большое количество материалов, которые применяются для дорожной разметки: холодный пластик, термопластичная лента, спрей-пластик, термопластик, устойчивая краска и в некоторых особых случаях – керамическая и клинкерная брусчатка, фарфоровая крошка, разметочные блоки и плиты, штучная форма, которая изготовлена из белого полимербетона и цементобетона, цветного асфальтобетона, металлические кнопки и много других материалов.

 

Несмотря на этот длинный список, наиболее популярными среди всех материалов являются краски и термопластики.

 

Маркировочные лакокрасочные дорожные материалы различают по химическому составу, по технологии нанесения и длительности службы разметки.

 

Технология нанесения и долговечность разметки, как правило, определяется химическим составом разметки. Обычный маркировочный материал может содержать от четырех до шести компонентов и более, в числе которых могут находиться растворитель, специальные добавки, полимеры, наполнитель, пластификатор и пигмент. Любой из компонентов, которые входят в состав материала, очень важны, так как они определяют прочность и устойчивость структуры, а значит и ее долговечность. Связующим компонентом обычно являются полимеры.

 

Благодаря современным технологиям краска и пластик для разметки дорог представляют собой высоконаполненные системы. Европейский стандарт устанавливает, что показатель остатка сухого вещества для краски должен составлять не меньше 75%, а для пластика – не меньше 97%. Данные нормативы не только решают проблему качества дорожной разметки, но еще и ограничивают выбросы растворителя в атмосферу, то есть выполняют защитную экологическую функцию.

 

Существует два класса маркировочных материалов, которые различаются технологией нанесения. К первому классу относятся материалы, которые наносятся на дорожное покрытие в холодном состоянии, то есть при обычной температуре воздуха. К данному классу можно отнести холодный пластик, краску и эмаль на органическом растворителе и водно-дисперсионную краску. Ко второму классу относятся материалы, которые наносятся горячим способом на автодороги. В этом случае используются расплавы, которые нагревают до температуры 180-220 С. К таким материалам можно отнести термопластик, спрей-пластик и термопластическую ленту, которая приклеивается к дорожному покрытию с помощью газовой горелки. При этом температура покрытия и воздуха окружающей среды должна находиться в интервале от 5 до 35 С.

 

Для горизонтальной и вертикальной дорожной разметки используют краски и эмали. Горизонтальная разметка может прослужить в зависимости от состава данных материалов и их эксплуатационных свойств от одного сезона до целого года. Краска и эмаль является удобной и безопасной в применении, поэтому им отдается предпочтение чаще всего.

 

В местах, где происходит наибольший износ, обычно наносят холодный пластик. Такими местами, к примеру, являются пешеходные переходы. Данные материалы могут прослужить на протяжении двух и более лет.

 

Существует также специальная горячая технология, которая повышает срок службы дорожной разметки на трассах с интенсивным движением автотранспорта.

 

Материалы, которые возвращают свет

 

Самое главное свойство дорожной разметки для водителя — это хорошая ее видимость. Разметка должна быть видна в любую погоду, в любое время суток, в дождь, при ярком свете солнца или фар, в любое время года. Благодаря видимости разметки в темное время суток количество ДТП сокращается практически в 3 раза.

 

Для того чтобы дорожная разметка была хорошо видна ночью, необходимо использовать лакокрасочные материалы, которые содержат светоотражающие компоненты. Подобным материалом являются и стеклянные микро-шарики. Они применяются исключительно в сочетании с другими компонентами разметочного материала, так как несет в себе лишь функцию светоотражателя. Стеклянные микро-шарики особенно заметны во время пасмурной погоды и в ночное время. Их размещают на поверхности материала дорожной разметки для того, чтобы они преломляли свет фар и отражали его под таким углом, который бы попадал в глаза автолюбителю.

Идеальные отражатели – это стеклянные шарики, внутри которых нет ни единого пузырька газа, то есть они являются полностью прозрачными.

 

Нанесение стеклянных микро-шариков может производиться тремя различными способами:

 

1) СМШ вводятся внутрь материала для разметки в размере 10-20% от всего количества материала;

2) СМШ посыпаются на только что нанесенную разметку в количестве 200-300 г/м2;

3) способ, который сочетает два предыдущих одновременно.

 

Специалисты подсчитали, что наиболее эффективным стеклянный шарик является в специальном положении, а именно когда он размещен в верхнем слое маркировочного материала и наполовину своего размера превышает поверхность разметки. В данном случае в глаза водителю попадает наибольшее количество отраженного света и разметка видна лучше всего. При этом материал дорожной разметки должен хорошо удерживать данные стеклянные микро-шарики. В случае, когда шарик очень сильно возвышается над поверхностью, его легко будет сбить автомобильным колесом, а когда наоборот, практически полностью погружен в нее, то значительно уменьшается количество отражаемого света.

 

Чаще всего для большей эффективности и долговечности стеклянные шарики размещают на поверхности дорожной разметки в два слоя. Размеры микро-шарика должны быть соизмеримы с толщиной слоя краски в разметке, который уже высох и составляет 150-300 мкм. Исследования дорожных материалов показали, что наиболее оптимальным является размер шарика, который находится в интервале 70-160 мкм.

 

Термопластичные материалы и холодные пластики зачастую наносятся слоем, который составляет 2-4 мм. При этом для них можно использовать шарики диаметром в 1 мм. Это особенно выгодно во время дождливой погоды, так как крупные шарики покрытые пленкой дождевой воды отражают свет намного лучше.

 

При выборе размеров стеклянных микро-шариков необходимо учитывать все за и против.

СМШ погружаются в поверхностный слой с легкостью благодаря тому, что их плотность выше, чем у маркировочного материала.

 

Для того чтобы длительное время продержаться внутри материала стеклянные микро-шарики должны иметь хорошее сцепление с ним. Его можно обеспечить с помощью специальной обработки составом, который придает им гидрофобных свойств.

 

Водно-дисперсионные краски для дорожной разметки

 

Водно-дисперсионные краски имеют одно очень важное преимущество для дорожной разметки в отличии от красок, которые изготовлены из органических растворителей – экологическая безопасность. Проблема их использования заключается в очень длительном времени высыхания и маленькой долговечности. Данные показатели не удовлетворяют общепринятым требованиям дорожно-эксплуатационной службы и поэтому являются непопулярными. Если бы они были каким-то образом улучшены, то данные краски не имели бы себе равных.

 

Холодные пластики для дорожной разметки

 

Обычно в наших климатических условиях горизонтальная разметка служит не больше года, даже если она нанесена специальными долговечными маркировочными материалами.

Однако, существует маркировочный материал, такой как холодный пластик, благодаря которому разметка на дороге может продержаться более 2 лет. Он наносится холодным способом и представляет собой двухкомпонентную систему, вторым компонентом которой является отвердитель. Он поставляется отдельно. Его вводят в раствор перед самым началом нанесения разметки на покрытие.

 

Из-за этого возникает необходимость в наличии специальной техники, в которой пластик будет смешиваться с отвердителем. При этом после смешивания данный материал должен быть полностью удален из смесителя. Так как это приносит много проблем, то зачастую нанесение подобной смеси происходит вручную при помощи пластомаркера. это применимо в отношении нанесения пешеходных переходов и стрелок с помощью трафаретов. Фирма Graco решила и эту задачу. Была разработана установка для нанесения термопластика Graco ThermoLazer.

 

Материалы для нанесения разметки на дорогу горячим способом

 

Очень распространенными на сегодняшний день являются термопластичные лакокрасочные материалы. Это происходит благодаря их долговечности, что в свою очередь связано с толщиной слоя, который наносится на дорожное покрытие: 1,5 -4,0 см.

 

Стоимость работ подобной дорожной разметки значительно увеличивается в сравнении с нанесение простых лакокрасочных покрытий. Она вырастает в 3-4 раза. Из-за этого, подобные материалы используются исключительно в местах, где наблюдается высокая интенсивность изнашивания. Обычно такими местами являются крупные города, федеральные магистрали и дороги с интенсивностью транспортного движения более 10 тыс. авто/сутки.

 

Данные материалы в отличие от холодного пластика наносится полностью механизировано. Работая с термопластиками необходимо постоянно следить за состояние термометров, которые контролируют температуру в котлах разметочных машин. В случае превышения необходимой температуры происходит термодеструкция полимера и ухудшается качество термопластика. Данный вид термопластика можно наносить установкой Graco ThermoLazer ProMelt.

 

Зависимость износостойкости дорожной разметки от климатических условий

 

В летний период времени износостойкость всех лакокрасочных материалов гораздо выше, чем в зимний период. Это происходит из-за влияния низких температур на компоненты маркировочного материала и перепадов температур.

 

Существует ряд факторов, которые обуславливают износостойкость:

 

1)деформативные и структурно-реологические свойства маркировочного материала;

2) деформативные свойства дорожного покрытия;

3) адгезия к покрытию – взаимодействие дорожного покрытия и разметочного материала;

4) воздействие переменных температур и влияние климатических условий;

5) присутствие воды, которая замерзает и оттаивает в порах разметки;

6) величина эксплуатационной нагрузки.

 

От количества полимера, который является связующим в маркировочном материале, зависит не только износостойкость, но и коэффициенты температурного сжатия и расширения разметки. Для асфальтобетона данные показатели имеют зависимость от наполнителя. Таким образом, деформативные свойства каждого материала являются совершенно разными.

 

При высоком сцеплении лакокрасочных материалов и дорожного покрытия при колебаниях температуры окружающей среды происходит возникновение трещин, и возникают нарушения в сплошности разметки. Это приводит к разрушению дорожной разметки.

 

До недавнего времени считалось, что зависимость адгезии материала к дорожному покрытию прямопропорциональна долговечности разметки. Как оказалось – это не так, но многие производители разметочных материалов до сих пор стараются максимально увеличить адгезию. При сравнении эксплуатационных характеристик отечественных и иностранных разметочных материалов испытания показали, что отечественные термопластики по качеству и долговечности уступают асфальтобетону, у которого показатель адгезии к дорожному покрытию в два раза ниже. В данном случае адгезионные связи очень легко разрушаются, а на их месте возникают новые, и в случае температурной деформации адгезия позволяет материалу скользит по дорожному покрытию без нарушения его сплошности.

 

С этого можно сделать вывод, что для повышения износостойкости и долговечности маркировочного покрытия необходимо достичь оптимальных условий при совместной работе дорожной разметки и дорожного покрытия. Данный вывод равносилен для любого лакокрасочного разметочного материала. При этом проблема с повышением качества материалов и улучшения их структуры все также является актуальной для современных дорог Российской Федерации.

 

grarus.ru

разметка дорожная. Описание, характеристики и правила

Ежедневно на дорогах России и стран СНГ происходят тысячи дорожно-транспортных происшествий с летальным исходом или тяжелыми травмами. Согласно статистике, практически все они связаны с пренебрежением элементарными правилами ПДД. Разметка – это то, что должен знать и понимать каждый водитель. Осознанное или случайное нарушение правил, связанных с установкой разметки на данном участке дорожного полотна, приводит к фатальным для жизни и здоровья последствиям.

Проскочу, не заметят!

Едва ли не каждый второй водитель в России хоть раз да нарушал осознанно ПДД по дорожной разметке. Это происходит всегда под похожими предлогами. Вне зависимости от основания, благодаря которому водитель решается на правонарушение, мотив остается всегда один. Человеку просто надоело ждать появления разрешающих линий на асфальте любо потребовалось объехать пробку.

Полицейских нет, а пробка есть. Вот, например, современный автомобиль марки «БМВ» выезжает на встречную полосу, через две сплошных линии. Дальнейший сценарий известен: водитель-нарушитель успешно завершает свой преступный маневр. Однако так ему может везти не всегда: лобовое столкновение на скорости — и в лучшем случае инвалидность на всю жизнь, а в худшем – смерть. Но, что самое страшное, пострадают невиновные люди. Нарушать ПДД по дорожной разметке нельзя. Это не правило, это закон, который обязателен для всех.

Да, сотрудники полиции могут не заметить опасного маневра или просто не принять меры. Но однажды трагедия может стать неизбежной. Казалось бы, простое правило. К тому же все знают разметку и умеют ее соблюдать, но из года в год число ДТП неуклонно растет.

Разметка бывает разной

Полосы, отвечающие за дорожное движение, могут быть совершенно разными. Их достаточно много. Многие неопытные водители интересуются, где же можно выучить разметку. ПДД никто не отменял, там все написано. В этом сравнительно небольшом своде правовых норм содержится информация обо всех видах и типах разметки. Все проиллюстрировано картинками, так что вероятность непонимания полностью исключена.

Виды разметки

Разметка делится на два вида. Это постоянные линии и временные. Первые наносятся на асфальт погодоустойчивой краской и сохраняются на несколько лет. Как правило, такая разметка в субъектах РФ и многих странах СНГ существует недолго и попросту стирается.

Временная разметка по ПДД наносится оранжевой или желтой краской. Применяется в том случае, если на участке дороги проводятся строительные работы или является экспериментальной. Данный вид дорожной разметки находится в приоритете над постоянным. Если на асфальте присутствуют оба вида – водителю следует придерживаться желтой.

Что делать, если разметки попросту нет? Ответ прост: ориентироваться по третьему типу дорожного обозначения. Это невидимые линии. Водитель сам мысленно делит дорогу на попутное и встречное направления, а по умолчанию между ними якобы находится сплошная линия. Это звучит как шутка, но, к сожалению, такое встречается сплошь и рядом. Многие субъекты федерации на второстепенных дорогах годами не обновляют дорожную разметку. В некоторых местах и вовсе не на что ее наносить. Освоить навыки езды по таким дорогам обязан каждый начинающий водитель, ведь он подразумевает не только интуитивное разделение дорожного полотна, но и постоянный контроль знаков, которые были бы способны внести ясность в невидимые линии. К примеру – на участке с разрешенным обгоном линия будет явно не сплошной.

Границы дороги

В ПДД разметка может регулировать не только транспортные потоки на дорожном полотне, но и являться своеобразным ограничителем. Особое внимание этому следует уделять при международных поездках, особенно в странах с развитой велосипедной инфраструктурой. Часто старые улочки расширить нет возможности, именно поэтому ограничительная разметка разграничивает сразу три сегмента: автомобильный, для велосипедного транспорта и для пешеходов.

В России подобный вид также часто встречается, однако в основном на федеральных трассах и автомобильных магистралях. В городах он встречается крайне редко и в большинстве случаев выполняет эстетическую функцию.

Сплошная

В ПДД сплошная линия разметки не считается основной, однако она преобладает. Даже ребенок знает, что при сплошной белой полосе обгон запрещен до тех пор, пока полоса не станет прерывистой. Существует несколько видов такой дорожной разметки, это одинарная и двойная. В первом случае белая полоса запрещает обгон и должна восприниматься каждым водителем как физическое препятствие. Двойная же полоса не просто запрещает любые маневры на этом участке пути, но и воспринимается участниками дорожного движения как непреодолимая стена. В случае совершения правонарушения последует справедливое наказание. За пересечение двойной сплошной могут лишить прав. Кроме того, следует хорошо подумать, прежде чем нарушать. Такая разметка никогда не размещается на безопасных отрезках пути. Если она там есть, значит, выезд на полосу встречного движения представляет опасность даже для опытного водителя.

Знаки

Согласно ПДД, дорожные знаки и разметка образуют единую систему, которая указывает водителю на максимально приемлемое поведение на данном участке. Знаки могут как дублировать дорожную разметку, так и противоречить ей. На первый взгляд, в подобной ситуации будет более правильным руководствоваться именно разметкой. Однако, если посмотреть на такую неприятную ситуацию через призму объективности, мы заметим, что практически во всех городах стран СНГ разметка не обновляется десятилетиями. Она может попросту устареть и не совпадать с новыми знаками. Известна и обратная ситуация. Если злоумышленник поставил другой знак, то вернее будет следовать именно разметке. Такой логический казус порождает множество юридических коллизий. Законодатель работает над универсальным решением этого сложного вопроса.

Линии

В хороших печатных изданиях ПДД линии разметки красочно проиллюстрированы. Это максимально понятная информация, которую несложно запомнить. Выделяют такие виды линий:

  • горизонтальные;
  • вертикальные.

Вертикальные полосы

Вертикальная разметка состоит из черных и белых полос, иногда присутствует оранжевый. Часто они находятся под наклоном. Эту разметку можно увидеть на элементах различных сооружений. Поскольку подобное решение сильно выделяет помеченный объект, то такая разметка играет важную роль в зрительном реагировании. Также похожее выделение чего-либо прекрасно очерчивает габариты опасного объекта. Результат получается настолько четким, что его можно разглядеть даже туманной ночью.

Если желтый – значит, в приоритете!

В ПДД знака разметки не существует. Нет необходимости показывать, что на данном участке пути есть разметка. Она по всем правилам всегда должна быть нанесена на проезжую часть. Однако иногда знаки заменяют разметку. Чаще всего это происходит во время ремонта участка автомобильной дороги. В такой ситуации знаки оранжевого или желтого цвета всегда имеют приоритет над белыми линиями разметки. Конечно, помимо таких обозначений должна присутствовать и временная разметка, но на ней почти всегда экономят.

Разновидности

В правилах ПДД разметка весьма разнообразна. Помимо общего деления на вертикальную и горизонтальную, временную и постоянную, выделяют также разновидности по регулированию. Горизонтальная разметка бывает сплошной, прерывистой, прерывисто-сплошной, двойной. Также сюда относятся стрелки на проезжей части. Изображения предупреждений о фото- и видеофиксации транспортного потока и даже скоростной режим – все это входит в общее понятие горизонтальной разметки.

Вертикальная же включает в себя индикацию опор путепроводов, бетонных блоков, железнодорожных и пешеходных остов, укрепленных КПП и даже любого недвижимого объекта, представляющего гипотетическую опасность для участников дорожного движения.

fb.ru

Дорожная разметка синего цвета — это правда?

20 февраля 2018 года принят ГОСТ Р 51256 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования». Документ вступает в силу 1 июня 2018 года. Данный ГОСТ устанавливает требования к дорожной разметке.

Рассмотрим часть стандарта, интересующую участников дорожного движения. Добавлены новые типы разметки, для некоторых видов действующей разметки возможно применять желтый цвет, а также добавлен синий цвет для разметки 1.7.

Новая дорожная разметка

Остановка трамвая

Новая дорожная разметка 1.17.2 — остановка трамвая

Новая разновидность разметки 1.17, обозначающей места остановки маршрутных транспортных средств.

Остановки безрельсовых транспортных средств обозначаются разметкой 1.17.1 — новый номер разметки 1.17, для трамвайных остановок при расположении путей в центре дороги добавлена разметка 1.17.2. Наносится на проезжей части с обоих сторон, имеет ширину и шаг 1 метр. На сегодняшний день отсутствует в Правилах дорожного движения.

Вафельница


  • Новый тип дорожной разметки 1.26, уже получивший неофициальное название «Вафельница». Дорожная разметка 1.26 — вафельница

    1.26 (цвет — жёлтый) — обозначает участок перекрёстка, на который запрещается выезжать, если впереди по пути следования образовался затор, который вынудит водителя остановиться, создав препятствие для движения транспортных средств в поперечном направлении, за исключением поворота направо или налево в случаях, установленных настоящими Правилами. Разметка может применяться самостоятельно либо совместно с дорожным знаком 1.35.

    В Правила дорожного движения вносится с 28 апреля 2018 года.

    Разворот

    Добавлено изображение разметки 1.18, обозначающее полосу для разворота.

    Полоса для разворота

    Посмотрите все изображения новых дорожных знаков.

    Островок безопасности

    Исправлена разметка 1.16.1 — 1.16.3, обозначающая направляющие островки. Из изображения исключена разметка 1.1. Теперь можно точно говорить, что островок ограничен разметкой 1.1, а обозначение 1.16.1 — 1.16.3 наносится внутри этого островка. Ранее возникало неоднозначное понимание применения такой разметки и оставались вопросы с квалификацией правонарушений.

    Было С 1 июня 2018 года

    Желтая разметка

    Продольные линии разметки можно будет наносить как белым, так и жёлтым цветом. Желтый более заметен в условиях недостаточной видимости (вспомните цвет противотуманных фар) и в зимнее время разметка желтого цвета будет более заметна.

    Применение дорожной разметки жёлтого цвета

    Синяя разметка

    Один из волнующих вопросов: «Правда ли, что на дорогах появится синяя разметка?»  Да, правда. Это разметка 1.7, обозначает полосы движения в пределах перекрестка. Если направлений движения на перекрестке много, то белый цвет становится пестрым и визуально может только запутать. Синий цвет для этих целей выглядит более оптимальным.

    Синяя разметка 1.7

    Оранжевая разметка

    Оранжевая разметка осталась без изменений. Применяется для временного нанесения на период дорожных работ.

    Когда новая разметка появится на дорогах?

    Разметку 1.26 «Вафельница» Можно будет наносить с 28 апреля 2018 года.

    Использовать желтый и синий цвет можно будет только после внесения изменений в Правила дорожного движения, но не ранее 1 июня 2018 года. На сегодняшний день применение желтого цвета строго ограничено, а синий цвет вообще не предусмотрен.

    Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная — оранжевый цвет.

    В ближайшее время этот абзац Правил дорожного движения должен быть изменен

    ruspdd.ru

    Дорожная разметка ПДД 2019 года с картинками и комментариями

    Описания всей дорожной разметки, равно как и ее характеристики, приведены в Приложении 2 Правил дорожного движения, последняя редакция которых состоялась 30 мая 2019 года. Разметка проезжей части дорог используется совместно с дорожными знаками и устанавливает определенные режимы движения или его порядок, а также служит зрительным ориентиром, помогающим водителям соблюдать правила поведения на дороге.

    Предлагаем к ознакомлению все виды вертикальной и горизонтальной дорожной разметки с картинками и комментариями к ним. В ПДД 2019 года приведено всего 26 видов горизонтальной разметки и 7 видов вертикальной дорожной разметки, а также дано их краткое описание.

    Горизонтальные линии дорожной разметки

    Горизонтальная дорожная разметка используется для сообщения водителям совершенно разной информации, которая касается правил движения по проезжей части. Цвет постоянной горизонтальной разметки — белый. За исключением всего нескольких ее видов, которые наносят на дорожное полотно ярко-желтым цветом. Если же необходимо обозначить временную горизонтальную разметку, то используют оранжевый цвет.

    Характеристики и виды дорожной разметки описаны в ГОСТ Р 51256-2011и в ГОСТ Р 52289-2004. При этом в ПДД используется нумерация, принятая в ГОСТ Р 51256-2011.

    1.1 Сплошная линия, которая разделяет полосы встречного дорожного движения, а также разделяет любые полосы на самых опасных участках дороги. Используется для разграничения проезжей части, куда запрещен въезд, а также для обозначения границ стоянки автомобилей на парковке или в иных местах. Эту линию запрещено пересекать.

    1.2 Широкая сплошная полоса. Используется для обозначения края проезжей части. Нельзя пересекать, за исключением остановки на обочине или при выезде с обочины в местах, где разрешена стоянка или остановка автомобилей.

    1.3 Двойная сплошная линия. Разделяет полосы встречного движения на дорогах, где есть четыре и более полосы движения в обоих направлениях. Если же на дороге всего две или три разнонаправленные полосы, то подобная дорожная разметка используется лишь в случае, если их ширина превышает 3,75 м. Пересекать эту линию запрещено.

    1.4 Желтая сплошная линия. Отграничивает пространство, на котором запрещена остановка автомобилей и иных транспортных средств.

    1.5 Пунктирная линия, разделяющая разнонаправленные полосы дорожного движения на дорогах, где их всего две или три. Также обозначает границы двух и более полос, если по ним разрешено движение только в одном направлении. Разрешено пересекать с любых сторон.

    1.6 Пунктирная линия, служащая для информирования водителей о том, что они приближаются к линии дорожной разметки под номером 1.1 или 1.11 (приближение нескольких разнонаправленных или однонаправленных транспортных потоков). Разрешено пересекать с любых сторон.

    1.7 Разделяет полосы движения внутри дорожных перекрестков. Разрешено пересекать с любых сторон.

    1.8 Разграничивает полосы разгона и торможения с одной стороны и основную полосу дорожного движения с другой. Разрешено пересекать с любых сторон.

    1.9 Двойная пунктирная линия. Разграничивает полосы движения с реверсивным регулированием, а также разнонаправленные потоки транспортных средств на дорогах с реверсивным регулированием, если на них выключены светофоры.

    Если на дороге нет светофоров или они отключены, то пересекать эту линию разрешено только в случае, если она находится справа. Если реверсивные светофоры включены — с любой стороны (при разделении однонаправленных полос).

    В случае, если светофоры внезапно отключатся, водитель должен сразу перестроиться вправо от этой линии разметки.

    1.10 Желтая пунктирная линия. Обозначает зону, где запрещена стоянка автомобилей и иного транспорта.

    1.11 Сплошная и пунктирная линии. Разграничивают разнонаправленные и однонаправленные полосы дорожного движения на дорогах, где разрешается перестроение только с одной полосы. Также обозначают места на дороге, где движение разрешено только со стороны пунктирной линии. Это касается мест для разворота, а также для въезда и выезда с территории, которая прилегает к основной дороге.

    Важно! Эту дорожную разметку можно пересекать со стороны пунктирной линии, а в случае объезда или завершения обгона — и со стороны сплошной.

    1.12 Место остановки водителя перед запрещающим сигналом светофора или регулировщика, а также перед дорожным знаком 2.5 «Движение без остановки запрещено».

    1.13 В месте, обозначенном этой дорожной разметкой, водитель должен притормозить и уступить дорогу всем автомобилям, которые едут по пересекаемой дороге.

    1.14.1 Пешеходный переход.

    1.14.2 Пешеходный переход с отмеченным направлением движения пешеходов.

    1.15 Пересечение велосипедной дорожки с основной проезжей частью.

    1.16.1 Места (островки) разделения разнонаправленных дорожных потоков.

    1.16.2 Места (островки), разделяющие полосы одностороннего дорожного движения.

    1.16.3 Места (островки) слияния различных транспортных потоков.

    1.17 Дорожная разметка, которая наносится на места остановок маршрутного пассажирского транспорта и на места стоянок такси.

    1.18 Разметка, используемая для указания направления движения на различных полосах. Разметка с изображением тупика говорит о том, что повернуть на близлежащую полосу движения нельзя. Если эта разметка дозволяет поворот налево из крайней левой полосы дорожного движения, то в этом направлении разрешается и поворот.

    1.19 Сужение дорожного полотна, то есть уменьшение полос дорожного движения в указанном направлении, а также приближение к линиям дорожной разметки 1.1 или 1.11 (разделение разнонаправленных дорожных потоков).

    1.20 Приближение к линии дорожной разметки 1.13.

    1.21 Приближение к разметке 1.12, если она сочетается с установкой на дороге знака 2.5 «Движение без остановки запрещено».

    1.22 Используется для нумерации дорог.

    1.23.1 Обозначение полосы дорожного движения, которую вправе использовать только маршрутные транспортные средства.

    1.23.2 Дорожка для пешеходов. Или дорожка, по которой разрешено движение и пешеходов, и велосипедистов.

    1.23.3 Велосипедная дорожка или велосипедная дорожная полоса.

    1.24.1 Информация, дублирующая различные дорожные знаки предупреждающего характера.

    1.24.2 Информация, дублирующая дорожные знаки запрещающего характера.

    1.24.3 Дублирование дорожного знака «Инвалиды».

    1.24.4 Дублирование информации о том, что на данном участке дороги ведется фотовидеофиксация. Может применяться как совместно с дорожным знаком «Фотовидеофиксация», так и без него.

    1.24.5 Дублирование информации, которая содержится в дорожной табличке 8.4.3.1 (электромобили и гибридные автомобили, имеющие возможность зарядки от внешнего источника). Может использоваться самостоятельно, без таблички.

    1.25 Неровности на дороге искусственного характера (в соответствии с ГОСТ Р 52605-2006).

    1.26 Запрет въезда на перекресток, если впереди образовался затор, который непременно заставит водителя остановиться, что создаст сильное препятствие для пересечения перекрестка в поперечном направлении. Исключение — поворот направо или налево в случаях, описанных в Правилах дорожного движения. Используется самостоятельно или совместно со знаком 1.35 «Участок перекрестка».

    При наличии дорожных знаков (даже временных) и горизонтальной дорожной разметки, если они противоречат друг другу или последняя практически не видна на дороге, приоритет принадлежит дорожным знакам.

    Вертикальные линии дорожной разметки

    Вертикальная разметка на дорогах — это сочетание белых и черных полос различных форм и размеров.

    2.1.1 — 2.1.3 Разметка наносится на элементы разнообразных дорожных сооружений, которые могут представлять опасность для движущихся транспортных средств (помогают водителю не задеть их или не столкнуться с ними).

    2.2 Нижний край мостов, путепроводов, а также пролетных строений подземных и наземных тоннелей.

    2.3 Разметка наносится на круглые столбы (тумбы), которые устанавливают около островков безопасности или на полосах, разделяющих участки дорожного движения.

    2.4 Разметка направляющих столбцов, опор различных заграждений, надолбов и иных элементов дорожного оборудования.

    2.5 Боковые края дорожных ограждений в области их закругления, которые устанавливаются на крутых спусках и на опасных участках дороги.

    2.6 Разметка боковых ограждений на прочих участках дорожного движения.

    2.7 Разметка, которая наносится на бордюры опасных участков дороги и островков безопасности, возвышающихся над основной проезжей частью.

    Важно! Если временная и постоянная дорожная разметка противоречат друг другу, то приоритет принадлежит временной разметке.

    Вертикальные линии разметки наносятся почти исключительно на всевозможные дорожные сооружения и элементы дорожного оборудования, чтобы показать их габариты и помочь сориентироваться на дороге.

    sudovnet.ru

    Дорожная разметка — Википедия. Что такое Дорожная разметка

    Дорожная разметка Перекрёсток с множеством дорожных разметок

    Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения. Разметка может использоваться самостоятельно или сочетаться с дорожными знаками или светофорами.

    Дорожные разметки появились в начале XX века на асфальтовых и бетонных дорогах.

    История

    Эдвард Н. Хайнз (Edward N. Hines, 1870—1938), член дорожной комиссии Wayne County в штате США Мичиган, считается изобретателем дорожной разметки. Он в 1911 году предложил нанести на первую бетонную дорогу мира, Woodward Avenue в Детройте, центральную линию для разделения полос движения[1].

    10 лет спустя (1921) в английском городке Sutton Coldfield, пригороде Бирмингема, появилась первая маркировка Великобритании. Этот эксперимент для повышения безопасности на дорогах был таким успешным, что впоследствии белая маркировка дорог стала стандартом в Великобритании и множестве других государств[2].

    Некоторое время в разных странах использовались разные варианты разметки дорог. Например, в Германии в 30-е годы использовали черную разметку, от которой впоследствии отказались как от неэффективной. В настоящее время черный используют в сочетании с белым при нанесении вертикальной разметки.

    В 1930-м году в Великобритании было запатентовано изобретенное британцем Перси Шоу световозвращающее устройство для улучшения видимости на дорогах — «Кошачий глаз», получившее широкое распространение в Соединенном королевстве во время Второй мировой войны, когда благодаря катафотам даже во время затемнения дорога оставалась видимой для водителей.

    В 1950-х годах в Калтрансе (Калифорнийский транспортный департамент) Элберт Дайсарт Боттс, специалист в области химии красок, решил для улучшения видимости дорожной разметки использовать стеклянные шарики в составе краски. А чтобы слой воды, покрывающий разметку, не ухудшал видимость, световозвращающие элементы стали приподнимать над дорогой на четверть дюйма (примерно 6мм). При этом возник еще один эффект — при наезде на такую разметку водитель слышал глухие удары, но это сочли достоинством, т. к. она стала предупреждать о пересечении разметки тех водителей, которые её не заметили.

    Керамические или пластиковые маркеры прибивались к дороге специальными гвоздями, пока в конце 1950-х годов Херб Руни, бывший студент Боттса, не изобрел специальную эпоксидную смолу, надежно склеивающую маркеры с дорожным полотном. С 1966 года маркеры, получившие название Botts’ Dots, «точки Боттса», начали использовать на дорогах США, а потом и других стран мира.[3]

    В 1955 г. в штате Нью-Джерси появились первые краевые шумовые полосы. В настоящее время они широко используются во многих странах, в т.ч. США, Канаде, Финляндии, Норвегии, Швеции и других.[4]

    С ростом интенсивности движения начала использоваться вертикальная разметка для обозначения внезапных препятствий на дороге, ограждения опасных участков автодорог и т. д.

    В настоящее время помимо дорог разметка используется и на прилегающих территориях — на заправках, наземных и подземных парковках. Используется она и на территории аэропортов.

    Виды и цвета современной разметки

    Жёлтая временная разметка (Германия) Чёрная разметка (Германия, около 1938 г.)

    Разметка может быть постоянной или временной.

    Для постоянной разметки во всех странах используется белая краска. Исключение составляет постоянная желтая разметка, обозначающая места остановки маршрутных транспортных средств и такси, а также места, где запрещена остановка или стоянка.

    Временная разметка может наноситься краской желтого (Германия, Эстония), оранжевого или красного (Австрия, Швейцария) цвета и используется при ремонтных работах и реорганизации дорожного движения.

    При наличии одновременно постоянной и временной разметки, необходимо руководствоваться временной. Наносится она обычно недолговечной краской, которая к завершению ремонтных работ стирается сама или удаляется дорожными службами.

    Для улучшения видимости разметки часто используются светоотражающие материалы.

    В ряде случаев для привлечения внимания используется шумовая разметка (шумовые полосы) — на особо аварийных пешеходных переходах, для обозначения краев и разделений полос федеральных трасс. Такой способ разметки позволяет «взбодрить» уставшего водителя, а также напомнить, что необходимо снизить скорость автомобиля. Шумовые полосы бывают фрезерованными (в асфальте фрезами вырезается ряд неглубоких выемок), приподнятыми (наносимыми поверх дорожного полотна), а также прессованными и формованными (последние две наносятся только во время строительства дороги в горячий асфальтобетон).[5]

    Типы

    Продольная разметка

    разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения.

    • сплошная линия

    • прерывистая линия

    • двойная сплошная линия

    • двойная прерывистая линия

    Поперечная разметка
    • сплошная линия

    • прерывистая линия

    Стрелы
    Пиктограммы

    Литература

    • ГОСТ Р 51256-99 Разметка дорожная. Типы основные параметры. Общие технические требования
    Нанесение дорожной разметки устанавливает определенные режимы и порядок движения транспортных средств и пешеходов. Дорожная разметка является средством визуального ориентирования водителей и применяется как самостоятельно, так и в сочетании с другими средствами с целью повышения безопасности организации дорожного движения, увеличения скорости движения автомобилей и пропускной способности дороги.

    См. также

    Нефтеполимерные смолы — используются в краске, применяемой для дорожной разметки.

    Ссылки

    Примечания

    wiki.sc

    правила, знаки. Новая разметка на дорогах

    Для информирования пешеходов и водителей о правилах движения, разработана специальная разметка на дороге. ПДД предусматривают применение не только разметки, но и светофоров, дорожных знаков.

    Разметка разделена на две большие группы: вертикальная и горизонтальная (раздел 1.26 ПДД). Для каждой группы характерны определенные цвета, типы линий.

    Горизонтальная разметка

    По ПДД, разметка на дороге может быть не только в виде линий, но и стрел, надписей и других изображений. Каждый вид имеет свое значение: определяет порядок движения водителей и несет иную информацию для участников ДД.

    Горизонтальный вид разметки может быть постоянным или временным. К первому виду относятся все линии белого и желтого цвета. А вот оранжевым оттенком обозначают временную разметку.

    Виды разметки

    Каждый водитель должен знать виды разметки и что она обозначает. Если разметка на дороге не видна, то водители обязаны руководствоваться дорожными знаками. Бывают случаи, когда разметка временного типа и постоянного противоречат друг другу. В таких ситуациях необходимо ориентироваться на временную.

    № разметки

    Описание

    Обозначение

    1.1

    Сплошная неширокая линия белого цвета

    Обычно узкой сплошной полосой разделяют потоки движения, а также выделяют зоны проезжей части на опасных участках. Узкой полосой обозначаются границу стояночных мест, проезжей части, на которые запрещен въезд.

    1.2

    Сплошная

    Широкой линий обозначается край дороги. Данная разметка дороги позволяет водителям видеть границу проезжей части.

    1.3

    Двойная линия сплошного типа

    Данный вид предназначается для разделения проезжей части с четырьмя и более полосами на движение в разных направлениях.

    1.4

    Сплошная желтая линия

    Желтой сплошной обозначаются места, где остановка запрещается. Такой вид линии можно увидеть совместно со знаками или без них.

    1.5

    Белая прерывистая линия (пунктир), у которой длина штриха короче в два раза длины промежутка

    В ПДД разметка на дороге этого типа применяется для разделения движения с несколькими полосами. Эта же разметка обозначает границы полос при наличии нескольких полос, предназначенных для перемещения в одном направлении.

    1.6

    Прерывистая линия белого цвета с длинной пунктира в три раза длиннее, чем промежуток между штрихами

    Разметка говорит о приближении к 1.1 или к 1.11.

    1.7

    Короткие штрихи с такими же по длине промежутками

    Разметка на дороге говорит о движении на перекрестке.

    1.8

    Линия прерывистая, широкая

    Предназначается для выделения границ между полосой разгона и торможением, основной части полосы

    1.9

    Прерывистая двойная

    Такая разметка встречается там, где реверсивное движение. Также она разделяет потоки транспортных средств там, где реверсивное регулирование, а светофоры выключены.

    1.10

    Прерывистая линия желтого цвета

    Обозначает зону, где запрещается стоянка.

    1.11

    Сплошная линия и пунктир

    Наносится на участки дорог с попутным или противоположным движением. С той полосы, со стороны которой находится сплошная линия, запрещено перестроение.

    1.12

    Стоп-линия

    Обозначает места, где необходимо остановиться при запрещающих сигналах светофора, регулировщика или при наличии знака 2.5.

    1.13

    Треугольники с промежутком между ними

    Данная разметка на дороге, по ПДД обозначает место, где видели должны выполнить остановку, пропуская другие транспортные средства.

    1.14.1

    1.14.2

    Пешеходный переход или зебра

    Изображение может быть любым: белым, белым с двумя полосами движения пешеходов, с чередованием белых и желтых полос. В этом месте дорогу переходят пешеходы.

    1.15

    Две параллельные прерывистые линии в виде белых квадратов с таким же промежутком между ними

    Разметка обозначает место, где проезжую часть пересекают велосипедисты.

    1.16

    Зигзагообразная желтая линия возле тротуара

    Разметка показывает зону остановки маршрутных транспортных средств, в том числе такси.

    1.17

    Стрелки белого цвета

    Разметка на дороге показывает, куда можно двигаться водителю с его полосы. Разметка, которая разрешает повернуть из крайней левой полосы на лево, еще разрешает совершать разворот.

    Чтобы было более понятно, предлагается это видео:

    Знаки на дороге

    На некоторых участках дорог, водители могут увидеть изображенные знаки. К примеру, можно ехать по проезжей части, а на ней изображено «стоп». Такой знак говорит водителям о том, что они приближаются к месту, где стоит знак 2.5.

    Также на дороге могут встречаться надписи типа А-01 и многие другие. Они говорят о номере дороге. А вот обозначение полосы с надписью «А», которое часто встречается в крупных городах, обозначает полосу для маршрутных транспортных средств.

    Изображение человечка указывает на пешеходную часть дороги, по которой могут двигать не только пешеходы, но и велосипедисты.

    Дубль

    Частое явление – дублирование запрещающих, предупреждающих знаков. К примеру, за населенным пунктом водитель увидел изображенный на дороге знак «50».

    В местах, где скорость движения регулируется искусственной неровностью, выставляются не только знаки, но и наносится специальная дорожная разметка в виде белых квадратов, расположенных в несколько рядов в шахматном порядке.

    Новая разметка

    Новая разметка на дороге – желтая сетка. Она наносится на перекрестки, где часто образуются заторы. Данное изображение запрещает выезжать транспортному средству на перекресток, чтобы не создавать помех других участникам движения. А вот повороты направо или налево разрешены. Желтая сеточка может применяться самостоятельно или же совместно со знаком 1.35.

    Вертикальная разметка

    Вертикальные знаки разметки на дорогах наносятся белой и черной красками. Обычно такие элементы встречаются на элементах дорог и служат для зрительной ориентации водителей.

    Для каждого вида сооружения разработаны определенные виды разметок.

    Разметками 2.1.1-2.1.3 выделяются элементы, которые представляют опасность для транспортных средств. Это могут быть опоры мостов, торцевой части парапетов и т.д. Сами разметки выполнены в виде диагональных полос черного и белого цвета.

    Вертикальные полосы белого и черного цвета, обозначают край пролетного строения. Такую разметку можно увидеть на мостах, тоннелях, путепроводах.

    Разметкой 2.3 обозначаются круглые тумбы. Такие элементы устанавливаются на разделительных полосах. Разметка 2.4 обозначает опоры, столбики, надолбы и другие элементы.

    На опасных участках используется разметка 2.5. Она выглядит как чередующиеся черно-белые полосы одинакового размера. Такой вид встречается на ограждениях мостов и других участков, представляющих опасность. На других участках дорог, где имеются ограждения, используется разметка 2.6. она выглядит как бело-черно-белые полосы горизонтального типа.

    Особенности движения

    Разметки под номерами 1.22, 1.5-1.8 можно пересекать в любом направлении. Это важно учитывать при изучении ПДД, так как на фото разметка на дороге всегда указана, она учитывается в билетах.

    Разметку 1.9 можно пересекать в том случае, если нет реверсивных светофоров или же когда они полностью отключены, но только при условии правого расположения от водителя. При включенном светофоре, линию можно пересекать с любой стороны. Как только светофоры отключатся, необходимо незамедлительно перестроиться на другую полосу за разметку реверсивного движения.

    Старое по-новому

    Не так давно ввели новую желтую разметку на дороге в виде сетки. Они запрещает выезд на перекрестки, если спереди пробка. Водитель может продолжать движение в других направлениях, но только не в сторону затора.

    fb.ru

  • admin / 17.12.2019 / Разное

    Добавить комментарий

    Почта не будет опубликована / Обязательны для заполнения *