Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Дорога и ее элементы – проезжая часть, дорога, обочина, разделительная полоса с комментариями и картинками

Методическая разработка «Дорога и ее элементы»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ГАРМОНИЯ» г.ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Методическая разработка занятия по ПДД

Тема: «Дорога и её элементы».

Подготовил:

Педагог дополнительного образования

Кобец Л.П. 

 

Тихорецк,2017 год

Тема: «Дорога. Её элементы»

Цель: создать условия для формирования навыков безопасного поведения на дороге, способствовать развитию познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице.

Задачи:

Образовательная:   познакомить учащихся с составными частями дороги и правилами поведения на ней.

Развивающая: развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;

Воспитательная: воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

В результате проведения данного занятия ученики должны знать/понимать:

Где должны ходить пешеходы.

Почему нельзя ходить на проезжей части.

Части улиц и дорог.

Как надо переходить улицу.

Свой путь в школу и обратно.

Для чего служит пешеходная дорожка.

Правила движения пешеходов на загородной дороге.

Уметь.

Нарисовать свой путь в школу.

Применять на практике полученные знания.

Формы учебной работы на занятии: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, дифференцированная, самостоятельная.

Формы текущего контроля предметных учебных действий: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, практикум, тест.

Методы и средства обучения

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, мультфильмов.

Практические – игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание Правил дорожного движения, решение задач, тестирование, экскурсии по городу с целью изучения программного материала. На практическом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

Кроме основных методов обучения на занятии широко использую практические занятия в форме сюжетных, ролевых игр.

Любой ребенок быстрее понимает и запоминает правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине или слушая дорожную сказку. Используя подобные мероприятия в образовательном процессе, учитель выполняет основную цель — формирование готовности ребенка к адекватному участию в дорожном движении.

1. Организационный момент

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать.

Ребята, сегодня на улицах очень много транспортных средств. По дорогам мчатся легковые автомобили, автобусы, грузовики. По тротуарам спешат люди. Всё в движении. Мы живем в мире скоростей. Поэтому каждый из нас должен очень хорошо знать правила безопасного дорожного движения

-Как вы думаете, только ли водитель должен знать правила дорожного движения?

Учащиеся: Нет! Не только водители, но и пешеходы!

Учитель: Кого можно назвать пешеходом?

Учащиеся: Все люди и большие и маленькие, как только выходят на улицу, сразу становятся пешеходами.

Учитель: А кто такой пассажир?

Учащиеся: Это люди, которые находятся в транспорте.

Учитель: А кого называют водителем? (Ответы учащихся.)

— Правильно, ребята, и водитель, и пешеход, и пассажир — все они являются участниками движения. И от их поведения на дороге зависит наша жизнь. Ведь те, кто нарушает правила дорожного движения, представляют опасность на улицах города, создают аварийные ситуации, из-за которых случаются несчастные случаи, влекущие за собой смерть людей. Знания правил позволяют избежать аварий, травм и гибели людей. Поэтому очень важно, чтобы каждый человек: и взрослый, и ребенок — хорошо знал правила дорожного движения.

Мы уже говорили о том, что любые вещи и предметы, которые человек создает для комфорта и удобства в жизни, не бывают ни добрыми, ни злыми, ни опасными, ни безопасными, такими их делает человек. Такой вещью является автомобиль.

Когда появились первые автомобили, человек сразу оценил удобство. За короткое время можно было преодолевать большие расстояния, поэтому с каждым годом автомобилей становилось все больше и больше, и скорость их увеличивалась, а дорога была одна и для автомобилей и для людей. И тут люди поняли то, что бродить по дороге вдоль и поперек и как попало, не получится. Машины ездили все быстрей и становились все опасней. И тогда всем стало понятно, что люди должны ходить по своей дороге, а машины по своей. И никто никому не будет мешать, чтобы всем было удобно, придумали проезжую часть дороги и тротуар.


Учитель: Кто из вас был в большом городе? Легко ли вам было переходить улицу? Почему это было трудно?

Дорога в городе включает в себя одну или несколько проезжих частей, разделительные полосы, тротуары, трамвайные пути.

Для чего предназначена проезжая часть дороги?

Проезжая часть — участок дороги, где едут машины.

-Ребята, почему пешеходы не должны ходить по проезжей части?

-Для кого сделаны тротуары?

Тротуар – пешеходная дорога, идущая сбоку от проезжей части дороги.

-А как вы думаете, ребята, зачем тротуар сделан выше проезжей части?

— В парках, скверах для пешеходов сделаны специальные дорожки.

-Чем отличается дорога в городе от загородной дороги?

-Из каких элементов состоит загородная дорога?

— Пешеходный переход — участок проезжей части, обозначенный дорожными знаками «пешеходный переход» и выделенный для движения пешеходов через улицу.

— А где должны идти пешеходы по загородной дороге?

-Легко ли быть пешеходом? Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой – правой, левой – правой. Только и всего. Шагать, в самом деле, не трудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица — не парк, а шоссе — не тропинка.

Настоящий пешеход – это тот, кто спокойно идет по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход ведет себя на улице уверенно, водители относятся к нему с уважением. Настоящий пешеход и сам никогда не мешает машинам и сам под машину никогда не попадет. А как всему этому выучиться? ( Ответы детей).

Правил дорожных на свете немало,

Все бы их выучить нам не мешало.

(Дети читают стихотворения В. Пишумова).

1 учащийся.

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

2 учащийся.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

3 учащийся.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак!

4 учащийся.

Все время будь внимателен

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход!

5 учащийся.

И проспекты, и бульвары —

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны.

6 учащийся.

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ется!

Быть примерным пешеходом

Разрешается!

7 учащийся.

Переход при красном свете

За-пре-ща-ется!

При зеленом, даже детям,

Разрешается!

8 учащийся.

Если ты гуляешь просто,

Все равно вперед гляди,

Через шумный перекресток

Осторожно проходи.

Закрепление пройденного

– А теперь проверим, кто лучше усвоил правила дорожного движения. Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

  

 

Где можно переходить улицу? (Только по пешеходным переходам)

– Где нельзя играть? (Нельзя играть на проезжей части)

– На какой свет мы переходим улицу? (На зелёный)

– Что следует сделать, прежде чем начать переходить улицу? (Надо посмотреть направо и налево, убедиться, что вблизи нет машин, и только тогда переходить)

– Молодцы, на все вопросы вы ответили правильно.

 

  

—Теперь послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете или отвечать «Это я, это я, это все мои друзья», или молчать.

– Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья)

– Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора? (Дети молчат)

– Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой? (Дети молчат)

– Знает кто, что красный свет –

Это значит – хода нет? (Это я, это я, это все мои друзья)

Тест «Проверь себя»

Я читаю предложения, если вы согласны со мной, то ставите знак +, если не согласны, то знак –

-Пешеходы должны ходить по проезжей части дороги.

Прежде чем перейти улицу, нужно посмотреть налево, затем направо, и, если проезжая часть улицы свободна, можно перейти ее.

-Можно играть на проезжей части дороги.

-Всегда можно перебегать улицу перед близко идущим транспортом.

-Нельзя переходить улицу на красный свет светофора.

-Можно переходить проезжую часть дороги на зеленый свет светофора.

Итог

– Что нового вы узнали?

– Что особенно понравилось?

– Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребёнок. И вы как следует запомните их, всегда выполняйте, а дома расскажите своим братьям и сёстрам, мамам и папам, бабушкам и дедушкам. Не нарушайте их, тогда не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми!

На улице будьте внимательны, дети!

Твёрдо запомните правила эти.

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!


Литература и пособия:

  • Т.Н.Максимова «Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности» ; Москва, «Вако», 2008

.

infourok.ru

Дорога,ее элементы и правила поведения на дороге

Занятие №6

Класс:3

Дата:08.10.

Тема: Дорога, ее элементы и правила поведения на дороге

Цель: формировать знания о правилах дорожного движения и культуры пешехода, привычки безопасного поведения на улице, дорогах. Задачи:

  1. Закрепить знания и представления о безопасном поведении на улицах и дорогах.

  2. Проконтролировать и обобщить, умения и навыки детей по основным правилам дорожного движения.

  3. Предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дорогах.

  4. Проверить и закрепить знание детьми дорожных знаков.

  5. Показать значение соблюдения ПДД;

  6. Развивать внимание, ориентировку на местности;

  7. Развивать умение предвидеть опасность;

  8. Воспитывать наблюдательность, сообразительность.

Ожидаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  1. Основные части улицы и дороги – проезжая часть, мостовая, тротуар, обочина, кювет, разделительная полоса.

  2. Где должны находиться или двигаться по улице пешеходы, а где транспортные средства.

  3. Общие правила ориентации на улице и дороге для безопасного нахождения на ней и безопасного её перехода

  4. Светофоры транспортные и пешеходные, значение световых символов (красный — стойте, желтый — ждите, зелёный — идите).

  5. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам и светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства движутся не тольков прямом направлении, но и совершают повороты)

  6. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Это начался урок.

Внимание! Внимание!

Вас ожидает состязание!

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения.

  1. Сообщение темы и цели урока.

 Тема сегодняшнего занятия очень актуальна, т.к. знания правил дорожного движения необходимы всем. На занятии мы закрепим знания правил дорожного движения и будем учиться ориентироваться на улице и дороге, предвидеть опасность.

Цель сегодняшней игры: проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике!

Ребята! Сегодня мы с вами будем пешеходами и сейчас находимся в «Клубе внимательных  пешеходов», в гостях у постового Светофоркина.

Перед нами 2 команды: «Пешеход» и «Светофор». Я сегодня буду главным заместителем постового Светофоркина и ведущим игры.

Послушайте правила игры.

Помощником и другом постового является «Пешеходный светофор». Но совсем недавно он сломался и нам предстоит его починить.

За победу в каждом конкурсе команда получает жетон. Та команда, которая наберет большее количество жетонов, будет считаться победительницей нашей игры и получит право включить светофор. А теперь пора начинать игру.

  1. Этапы игры.

«Разминка»

Учитель: Сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».

— Что хотите – говорите, в речке кислая вода?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, светофора нет на свете?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, красный свет – проезда нет?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход?

Дети: Да.

Учитель: Что хотите – говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек?

Дети: Нет.

Учитель: Что хотите – говорите, на круглых знаках – красный цвет означает «здесь запрет»?

Дети: Да.

«Дорога и пешеход»

Учитель: Чтобы начать нашу игру мы должны познакомиться с основными элементами улицы и дороги. Ребята, а может, кто- то из вас знает, как они называются? Ответы ребят.

Учитель: Под термином «дорога» подразумевается часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Загородная дорога иногда обозначается словом «шоссе». Она включает в себя проезжую часть и тротуар. Что касается правил поведения пешеходов на дороге, разделение дороги на проезжую часть и тротуар является необходимым условием обеспечения безопасности всех участников движения – в первую очередь самих пешеходов.

Элементы дороги в городе: тротуар, проезжая часть, разделительная полоса, трамвайные пути.

Элементы дороги за городом: проезжая часть, обочина, кювет.

Тротуар – в переводе с французского означает «дорога для пешеходов». Впервые в России появился в Санкт-Петербурге, где по краям главных улиц клали каменные плиты, отделяя их от мостовой металлическими тумбами. При движении по тротуару придерживаются правой стороны. Обходя препятствие на тротуаре, нельзя выходить на проезжую часть. Тротуар – не место для игр.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения транспорта. Всякое бесцельное нахождение пешехода на проезжей части – это грубое нарушение правил дорожного движения. Движение транспорта по проезжей части может быть односторонним и двусторонним. В России правостороннее движение.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочине. Движение по ней более опасно, в отличие от тротуара. Поэтому пешеходы двигаются по левой обочине навстречу движению транспортных средств.

Любую дорогу надо переходить по пешеходному переходу!

Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками «Пешеходный переход» и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

Нерегулируемый пешеходный переход: движение пешеходов здесь не регулируется светофором. Обозначается знаками «Пешеходный переход» и дорожной разметкой – белые полосы на проезжей части («зебра»).

Регулируемый пешеходный переход: движение пешеходов регулируется светофором (пешеходным или транспортным). Обозначаются дорожными знаками «Пешеходный переход» и дорожной разметкой.

Ребята, я покажу два рисунка, а вы определите на каком рисунке изображён нерегулируемый пешеходный переход? (Приложение 1.)

Давайте составим правила для пешеходов

Правила для пешехода:

  • Ходи по специальным пешеходным дорожкам – тротуарам!

  • Пользуйся подземными переходами там, где они есть!

  • Переходи улицу по пешеходному переходу!

  • Уважай всех участников дорожного движения!

  • Будь внимательным на дороге!

  • Будь заметней на дороге – носи фликер!

Вы все соблюдаете эти правила?

Учитель: А вот и первое задание командам. Нам пришло письмо, но оно зашифрованное.

Каждой команде нужно прочитать это письмо.

    1. Зашифрованное письмо.

Прочитайте правило, которое должен соблюдать каждый пешеход (слоги читать по часовой стрелке, пропуская все время один слог. 1-й слог — *)

2.«Дорога и пешеход»

Учитель: Второе задание командам.

Каждой команде предложены рисунки с изображением пешеходов (Приложение 2) нужно найти:

Какие пешеходы нарушают Правила дорожного движения?

Какие пешеходы знают Правила дорожного движения?

3. «Мозаика»

Каждой команде предложены части картинок, из которых следует собрать целую картинку по теме «Дети на дороге». Постарайтесь собрать их самостоятельно, но если будут трудности, то обратитесь за подсказкой. Эта подсказка присутствует в оформлении вашего класса. ( Приложение 3)

4. «Задачи постового Светофоркина»

(Поочередно задается по одной задаче каждой команде.)

Задача 1. Во дворе Федя встретил своего друга Сашу. Саша предложил ему: «Хочешь на «зебру» посмотреть?» Саша, схватил Федю за руку, поспешил к дороге, где ездили машины, автобусы, троллейбусы…

Как вы думаете, почему мальчики пошли смотреть «зебру» не в зоопарк, а на улицу? Объясните.

Задача 2. Каждый раз, когда мы подходим к оживленному перекрестку, нас встречает ________ . То зеленым светом моргнет, то красным засияет. Объясните, что это за предмет и для чего этот предмет находится на перекрестке.

Задача 3. Однажды Петя Светофоров гулял по улице, как вдруг услышал звук сирены. К перекрестку, поблескивая маячком, быстро двигался автомобиль ГИБДД, ведя за собой колонну автобусов. Эта машина не остановилась на красный сигнал светофора, а продолжала движение вперед. За ней двигалась вереница автобусов.

Как вы думаете, почему водитель автомобиля ГИБДД не остановился на красный сигнал светофора?

Каким еще автомобилям разрешено двигаться на красный свет?

Как должны поступать пешеходы, услышав звуковой сигнал спецмашин?

Задача 4. Федя с друзьями играл в футбол. Место для игры выбрали недалеко от улицы. Федя так увлекся игрой, что не заметил, как с мячом оказался вне поля. Удар! И мяч полетел, только не в ворота, а прямо на улицу. Мальчик бросился за ним… Что может случиться с Федей?

Скажите, где можно играть с мячом.

5.«Доскажи словечко»

Послушайте стихи. Когда я буду их читать, вы должны будете отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».

А возможно вам придётся и промолчать. Будьте внимательны! Мы начинаем:

  1. Кто из вас идёт вперёд

Только там, где переход?

  1. Кто летит вперёд так скоро,

Что не видит светофора?

  1. Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?

  1. Кто из вас в вагоне тесном

Уступает старшим место?

  1. Знает кто, что красный свет –

Это значит – хода нет?

  1. Знает кто, что свет зелёный

Означает – путь открыт?

6. Конкурс-игра для капитанов

«Есть сигналы светофора, подчиняйся им без спора»

Послушайте стихи. Когда я буду их читать капитаны должны отгадать сигнал светофора и поднять соответствующий по цвету круг.

Бурлит в движенье и мостовая –

Бегут авто, спешат трамваи.

Скажите правильный ответ –

Какой горит для пешеходов свет? (показывают красный сигнал.)

Красный свет нам говорит:

Стой! Опасно! Путь закрыт!

Особый свет – предупреждение!

Сигнала ждите для движения.

Скажите правильный ответ –

Какой на светофоре свет? (показывают желтый.)

Желтый свет – предупреждение,

Жди сигнала для движения!

Иди вперед! Порядок знаешь,

На мостовой не пострадаешь.

Скажите правильный ответ –

Какой горит при этом свет? (показывают зеленый.)

– Ребята, зачем нужен светофор?

– А почему светофор называется светофором?

Это слово составлено из двух частей: «свет» и «фор». «Свет» — это всем понятно. А «фор»? «Фор» произошло от греческого слова «форос», что означает «несущий» или «носитель». А всё вместе «светофор» — значит «носитель света», «несущий свет». Он и верно несёт свет трёх разных цветов: красного, жёлтого и зелёного.

1.Самый строгий – красный свет.

Если он горит, Стоп!

Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

2.Чтоб спокойно перешёл ты.

Слушай наш совет: Жди!

Увидишь скоро жёлтый

В середине свет.

3. А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди.

Скажет он – Препятствий нет,

Смело в путь иди…

7. Конкурс «Ключевое слово»

Сейчас вам предстоит командой разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово. ( Приложение 4)

8.Ребусы

Каждой команде выданы ребусы, какая команда разгадает быстрее, та и получит жетон.

Учитель: Сегодня мы получили еще вот такое письмо:

«Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Мы попали в плен к Помехе — Неумехе. И теперь у нас в стране происходят аварии. Помогите нам!»

Да, ребята, как видите, произошло большое несчастье. Без дорожных

знаков очень трудно и машинам, и пешеходам. Вы согласны помочь

жителям страны Дорожных знаков? (Приложение 5)

  1. Дорожный знак.

Когда вы идёте по улице и смотрите по сторонам, то видите дорожные знаки. Они разного цвета и разной формы. Они подсказывают нам, как поступить в той или иной ситуации. Дорожные знаки нужны для поддержания порядка на дорогах. Одни знаки предупреждают об опасности, другие указывают направление движения, третьи вводят всякие запреты и ограничения.

Все знаки по своему назначению разделены на 7 групп:

  • Предупреждающие

  • Запрещающие

  • Предписывающие

  • Информационно-указательные

  • Сервиса

  • Приоритета

  • Дополнительной информации

(Презентация)

С дорожными знаками мы с вами познакомились, а сейчас давайте проверим, как вы запомнили.

Каждая команда получает карточку с дорожными знаками. Нужно ответить на вопросы: как знак называется

Карточки для конкурса «Дорожный знак»:

— Предписывающий знак «Велосипедная дорожка»

— Показывает, что по этой дорожке можно ездить только на велосипеде или ходить пешком

2.

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике трамвай,
И у знака красный край.

Предупреждающий знак «Пересечение с трамвайной линией»

— Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается на пересечении дороги с трамвайными путями.

3.

Треугольник. А внутри
Мчатся дети, посмотри!
Красный цвет огнём горит,
О чём нам это говорит?

— Предупреждающий знак «Дети»

— Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается около школ, детских учреждений.

4.

Видим знак над головой.
Знак дорожный, голубой.
Здесь и вилка, здесь и нож.
Мимо, явно, не пройдёшь.

— Знак сервиса «Пункт питания»

— Информирует водителей и пешеходов о том, что рядом место, где можно перекусить

5.

Шли из цирка мы с тобой.
Снова знак над головой:
В треугольнике – велосипед
По краям же – красный цвет.

— Предупреждающий знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»

— Информирует водителей о необходимости принять меры предосторожности. Устанавливается там, где есть велосипедная дорожка, возможны встречи с велосипедистами.

6.

В голубом иду я круге.
Не понятно всей округе:
Для чего, куда иду?
Да и сам я не пойму.

— Предписывающий знак «Пешеходная дорожка»

— Показывает, что этой дорожке можно передвигаться только пешеходам

10. Дальше, дальше.

Учитель: Наш следующий этап игры называется «Дальше, дальше, дальше…» Правила этого этапа: надо быстро и четко отвечать на вопросы. Кто правильно ответит за одну минуту на большее количество вопросов, тот получит больше очков. Если вы не знаете, как ответить на вопрос, говорите: дальше.

ВОПРОРОСЫ 1 КОМАНДЕ:

-Какие сигналы светофора вы знаете?

(Красный, желтый, зеленый)

-Что такое перекресток?

( Место пересечения улиц и дорог на одном уровне.)

-Кто регулирует движение транспорта и пешеходов?

(Регулировщик.)

-Когда можно начинать переходить улицу?

(Когда загорелся зеленый свет светофора, надо убедиться, что все

машины остановились, и тогда можно переходить улицу.)

-Где должны ходить пешеходы?

(По тротуару.)

-Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

(Белый круг с красной каймой.)

-По какому номеру телефона вызывают милицию?

(02)

-По какой стороне улицы у нас принято движения транспорта?

(По правой.)

-Что означает этот знак?

(Движение на велосипеде запрещено.)

-Правила движения пешехода по загородной дороге?

(Двигаться по обочине навстречу транспорту.)

-Где устанавливается знак «Пункт питания»?

(Вблизи столовой, кафе, ресторана.)

-Какие части дороги вы знаете?

(Проезжая часть и тротуар.)

-Какая часть дороги предназначена для машин?

(Проезжая часть.)

-Что означает этот знак?

(Велосипедная дорожка.)

ВОПРОСЫ 2 КОМАНДЕ:

-Что означает желтый сигнал светофора?

(Сейчас будет смена сигнала.)

-Какая часть дороги предназначена для пешеходов?

(Тротуар.)

-Чем регулировщик управляет движением?

(Жезлом.)

-Где ожидают автобус?

(На автобусной остановке.)

-По какому номеру телефона вызывают «скорую помощь»?

(03)

-С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по дороге?

(С 14 лет.)

-Какую форму и цвет имеют знаки сервиса?

(Синий прямоугольник с белым квадратом внутри.)

-Сколько сигналов у пешеходного светофора?

(Два: зеленый и красный.)

-Где устанавливается знак «Дети»?

(Около школ, детских садов.)

-Что означает этот знак?

(Пункт первой медицинской помощи.)

-Какие машины оборудованы сигналами типа «Сирена»?

(Скорая помощь, милицейская, пожарная.)

-Какой перекресток называется регулируемым?

(Где стоит светофор или регулировщик.)

-Что означает этот знак?

-Разрешающий сигнал светофора?

(Зеленый.) 

  1. Подведение итогов игры. Награждение победителей.

Учитель: Наша игра подошла к концу. Молодцы ребята, вы отлично поработали сегодня. Команда победитель имеет право включить светофор Давайте подведем итоги, что вы сегодня узнали? Ответы ребят

Давайте повторим основные правила вместе со мной

«Основные правила дорожного движения» (презентация)

Ребята, закон улиц и дорог, который называется «Правила дорожного движения», — строгий. Он не прощает, если пешеход идет по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил. Но этот закон очень добрый – он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь людей. ПДД очень важны. Знать их должен каждый взрослый и каждый ребенок. Не нарушайте их, тогда у нас не будет несчастных случаев на дорогах, и вы вырастете крепкими и здоровыми.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Кроссворд для 1 команды

Вопросы:

  1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

  2. Повреждение машины транспортного средства.

  3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

  4. Лицо, управляющее транспортным средством

  5. Человек, идущий пешком.

  6. Твёрдое и гладкое покрытие дороги.

  7. Бокова часть, край дороги.

  8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

Ответы: 1. Сигнал; 2. Авария; 3. Зебра; 4. Водитель; 5. Пешеход; 6. Асфальт; 7. Обочина; Переход. Ключевое слово: СВЕТОФОР

Кроссворд для 2 команды

Вопросы:

    1. Знак, подаваемый транспортным средством или светофором.

    2. Повреждение машины транспортного средства.

    3. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.

    4. Лицо, управляющее транспортным средством

    5. Бокова часть, край дороги.

    6. Твёрдое и гладкое покрытие дороги.

    7. Человек, идущий пешком.

    8. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход.

Ответы: 1. Сигнал; 2. Авария; 3. Переход; 4. Водитель; 5. Обочина; 6. Асфальт; 7. Пешеход; 8. Зебра.

Ключевое слово: СВЕТОФОР

Приложение 5

Дорога

Стоянка

Трамвай

Трасса

Переход

Знак


infourok.ru

Дорога и ее элементы, проезжая часть, разделительная полоса

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

(Примечание автора: мы рассмотрим основные термины и определения не в алфавитном порядке, а объединив их по смыслу)

Дороги, их виды, элементы и прилегающие к ним территории

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспорта средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну и несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

К дорогам относят улицы, проспекты, магистрали, грунтовые, лесные и полевые пути, а также те, которые могут использоваться для движения только зимой (например, ледовые переправы).Основное назначение дороги — обеспечить движение транспорта и пешеходов.

Дороги в населенном пункте обычно состоят из элементов, изображенных на рис. 1 и 2.

рис. 1. Дорога в населенном пункте

рис. 2. Дорога в населенном пункте

рис. 3. Дорога вне населенного пункта

На рис. 1-3 приняты следующие обозначения:
1 — проезжая часть;
2 — полоса движения;
3 — разделительная полоса;
4 — тротуар;
5 – обочина.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Вне населенного пункта чаще всего вместо тротуара устраивают обочины (рис. 3). Они предназначены для пешеходов. Велосипедам, мопедам, гужевым повозкам (саней), верховым и вьючным животным разрешено движение по обочинам, если оно не создает помех пешеходам. Движение прочего транспорта по обочинам запрещено, кроме случаев, указанных в пп. 9.9 и 12.1 Правил.

«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств (обозначена цифрой 1 на рис. 1-3).

Трамвайные пути не относятся к проезжей части дороги, а являются ее границей (рис. 4). Однако, в ряде случаев, выезд безрельсового транспорта на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, не является нарушением (пп. 8.5 и 9.6 Правил).

рис. 4. Разделение дороги на проезжие части

«Разделительная полоса» — конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительная полоса (рис. 2) почти всегда приподнята над проезжей частью и чаще всего окаймлена бордюрным камнем. Достаточно часто на разделительной полосе размещают газоны, а иногда и трамвайные пути.

Трамвайные пути, расположенные на разделительной полосе, использовать для движения безрельсового транспорта не допускается (рис. 5).

рис. 5. Трамвайные пути на разделительной полосе

На рис. 6 изображен фрагмент Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД). Посередине дороги проходит разделительная полоса. Следовательно, на МКАД две проезжие части.

рис. 6. Московская кольцевая автомобильная дорога (МКАД)

При отсутствии разделительной полосы — на дороге одна проезжая часть. ВНИМАНИЕ: любые линии разметки, нанесенные на проезжей части, не являются разделительной полосой. На рис. 7 по центру дороги проходит сплошная двойная линия разметки это не разделительная полоса. Поэтому на такой дороге всего одна проезжая часть. Однако , в некоторых случаях разделительная полоса может быть организована с помощью линии разметки 1.2.1, в этом случае линии находятся на достаточном удалении друг от друга.

рис. 7. Двойная сплошная линия разметки — не делит дорогу на проезжие части!

«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

При определении количества полос учитывайте, что их подсчет ведется по всей ширине дороги (от левого тротуара или обочины до правого тротуара или обочины). Поэтому на МКАД (рис. 6) десять полос движения. А на дороге, изображенной на рис. 7, — четыре. Полоса движения предназначена для движения автомобилей в один ряд (друг за другом). Мотоциклы могут двигаться по одной полосе и в несколько рядов, так как их ширина не принимается в расчет при определении количества полос на дороге.

Если разметка не видна или отсутствует и нет знаков 5.8.1, 5.8.2, 5.8.7, 5.8.8, то количество полос для движения, в соответствии с п. 9.1 Правил, определяется габаритными размерами автомобилей с учетом безопасного бокового интервала между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина проезжей части, расположенная слева (рис. 8).

рис. 8. Определение числа полос

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенный знаками 5.16.1, 5.16.2 и (или) разметкой 1.14.1—1.14.3 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1 и 5.16.2.

На рис. 9 изображен нерегулируемый пешеходный переход.

рис. 9. Нерегулируемый пешеходный переход

Понятие «Пешеходный переход» включает в себя и регулируемые переходы, иными словами, такие, на которых порядком движения пешеходов и транспорта управляют светофоры либо регулировщики.

Рассматриваемое понятие «Пешеходный переход» охватывает только наземные переходы, то есть случаи, когда в установленных местах пешеходы переходят проезжую часть.

Однако наиболее безопасны подземные и наземные переходы, которые обозначаются знаками 5.17.1, 5.17.2 и 5.17.3, 5.17.4

При наличии в зоне видимости подземного или надземного переходов пешеходам переходить проезжую часть разрешено только по ним.

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 (рис. 10).

рис. 10. Автомагистраль

Автомагистрали — высококачественные дороги, по которым возможно безопасное движение транспорта с высокими скоростями. На них должно быть не менее двух полос для движения в одном направлении, встречные потоки отделены друг от друга разделительной полосой, пересечения с другими дорогами выполняют в виде развязок на разных уровнях (мосты, эстакады, тоннели и т. д.). Не случайно на знаке 5.1 «Автомагистраль» изображена дорога с разделительной полосой и мост через нее. Водители могут определить принадлежность дороги к автомагистрали только по наличию знака 5.1. Иные перечисленные выше признаки не позволяют водителю делать вывод о том, что дорога, по которой он едет, является автомагистралью. Порядок движения по автомагистралям изложен в 16 разделе Правил.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 или 5.1 по отношению к пересекаемой (примыкающей) (рис. 10, 11), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой дороге (рис. 12), либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий (рис. 18—20).

рис. 11. Варианты обозначения главной дороги

Если знаков, указанных в определении «Главная дорога», перед перекрестком нет, а пересекающие (примыкающие друг к другу дороги) имеют твердое покрытие, то они считаются равнозначными. В этом случае пересечение грунтовых дорог также считается равнозначным.

Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает такую дорогу равной по значению с пересекаемой.

Покрытие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком предотвращает попадание грязи с грунтовой дороги на главную, выполняя функцию своеобразного половичка (рис. 12).

рис. 12. Грузовик на второстепенной дороге

«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не преданная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).

Въезды на прилегающие территории не считаются перекрестками. Следовательно, в таких местах дорожные знаки, требования которых распространяются до ближайшего перекрестка, своего действия не прекращают.


Далее — Виды пересечений. Населенные пункты.

Уроки ПДД

Урок 1 — Общие положения

1pdd.ru

Тема 1. Дорога и её элементы. Участники движения

Содержание программы обучения детей 7—10 лет
  • Понятие «участник дорожного движения»: пешеход, водитель, пассажир.
  • Название и назначение элементов городской дороги (проезжая часть, тротуар, разделительная полоса, полоса движения).
  • Назначение бордюра, пешеходного ограждения.
  • Название и назначение элементов загородной дороги (проезжая часть, обочина, кювет).
  • Правила движения пешеходов по тротуарам. Правостороннее движение пешеходов. Правила движения пешеходов по загородной дороге.

Ход занятия

В начале занятия педагог выясняет, что думают дети о том, зачем люди строят дороги, для чего существуют Правила дорожного движения. В ходе обсуждения преподаватель подводит детей к выводу, что дороги строятся для удобства передвижения людей (как в транспортных средствах, так и пешком), а Правила дорожного движения необходимы для безопасного передвижения по дорогам.

Далее вводится понятие «участник дорожного движения» (человек, принимающий непосредственное участие в процессе движения) и даются определения понятиям «пешеход», «водитель», «пассажир».

  • Пешеход — человек, двигающийся по дороге вне транспортного средства (ТС) и не производящий на ней работы.
  • Водитель — человек, двигающийся по дороге в ТС и управляющий им.
  • Пассажир — человек, двигающийся по дороге в ТС, но не управляющий им, а также тот, кто заходит в ТС или выходит из него (кроме водителя).

Можно задать вопрос, к какой категории участников дорожного движения относятся велосипедисты, мотоциклисты (водители) и велосипедисты, ведущие свой велосипед (пешеходы).

После этого надо разобрать, из каких элементов состоит дорога. Для этого сначала вводятся понятия «городская дорога» и «загородная дорога».

Городская дорога — это дорога, проложенная в пределах населённого пункта; загородная дорога, соответственно, та, которая прокладывается вне пределов населённого пункта. Детям демонстрируются плакаты с изображением двух видов дорог, и анализируется, из каких элементов состоит каждая из них, а также обязательно разбирается, для чего предназначен каждый из элементов дороги.

Городская дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, тротуар, трамвайные пути (необязательно), разделительная полоса (необязательно).

Загородная дорога включает в себя следующие элементы: проезжая часть, обочина, кювет, разделительная полоса (необязательно).

Назначение элементов дорог

  • проезжая часть предназначена для движения безрельсовых транспортных средств, пешеходам двигаться по проезжей части запрещено;
  • тротуар (фр. trottoir от trotter — быстро ходить) предназначен для движения пешеходов, транспортным средствам двигаться по тротуару запрещено. Тротуар строится таким образом, чтобы он был выше уровня проезжей части;
  • трамвайные пути предназначены для движения трамваев, остальным транспортным средствам разрешается въезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные на одном уровне с проезжей частью, если при этом транспортное средство не создаёт помех для движения трамвая;
  • обочина предназначена для остановки и стоянки транспортных средств, пешеходам разрешено двигаться по обочине, соблюдая правила безопасности;
  • кювет (фр. cuvette, букв. — лохань, таз) предназначен для сбора и отвода воды с дорожного полотна;
  • разделительная полоса (не путать с разделительной линией!) разделяет дорогу на проезжие части встречного направления и не предназначена для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

При разговоре о городской дороге надо обязательно объяснить назначение бордюра и пешеходного ограждения. Дети должны понять, что бордюр — это не тротуар и не проезжая часть, а граница между ними, как граница между двумя государствами, нейт­ральная полоса. Поэтому двигаться по бордюру пешеходу нельзя, очень опасно. Сами дети могут попытаться объяснить, почему движение по бордюру опасно для пешеходов. Также надо акцентировать внимание детей на том, что пешеходное ограждение устанавливается по краю тротуара для безопасности пешеходов на наиболее опасных участках дороги, поэтому категорически запрещается перелезать через пешеходное ограждение и сидеть на нём.

После того, как названия и назначение элементов дороги изучены, с помощью напольной игры «Азбука дорожного движения» моделируется участок дороги (сначала городской). Дети должны определить, где на этом участке проезжая часть, где тротуар. На дорогу приглашаются два «пешехода» из числа обучающихся. С их помощью преподаватель объясняет правила движения пешеходов по городской дороге (двигаться только по тротуару, по его правой стороне спокойным шагом). Надо наглядно продемонстрировать обучающимся, что в противном случае пешеходы могут столкнуться, помешать друг другу, затормозить движение на тротуаре. Здесь же впервые вводится термин «правостороннее движение». После «пешеходов» на дорогу приглашаются «водители». Им предлагается занять своё место на дороге. Когда «водители» определятся, всем остальным задаётся вопрос: «Правы ли наши водители, нет ли у вас замечаний?»

Если «водители» заняли место на проезжей части, на её правой стороне, замечаний быть не должно. В противном случае объясняется, в чём каждый из «водителей» ошибся. Вводится термин «дорога с двусторонним движением» — транспорт движется по дороге в двух направлениях. Дети-«водители» показывают, как они будут двигаться по дороге.

Далее педагог перестраивает «водителей» так, чтобы они двигались в одном направлении и занимали всю ширину проезжей части. Детям задаётся вопрос: «Бывает ли такая ситуация на дороге? Нарушают ли водители Правила дорожного движения?» Вводится термин «дорога с односторонним движением» — транспорт движется по всей ширине дороги в одном направлении.

Выводы

  • по дороге с двусторонним движением водители должны двигаться только по правой стороне проезжей части;
  • пешеходы на городской дороге должны двигаться только по правой стороне тротуара спокойным шагом.

Обязательно надо обсудить правила движения на велосипеде. Так как по дороге, а именно по проезжей части на велосипеде разрешается ехать лишь тем, кто достиг 14-летнего возраста. Детям до 14 лет по дороге с велосипедом можно двигаться лишь, ведя велосипед рядом с собой, по тротуару. В этом случае они приравниваются к пешеходам и подчиняются правилам для пешеходов. Кататься же на велосипеде можно в любом безопасном приспособленном для этого месте.

Далее с помощью той же напольной игры разбирается движение пешеходов и транспортных средств по загородной дороге. Дети показывают, где находится проезжая часть, где обочина (кювет можно не изображать). Так как движение транспортных средств по загородной дороге такое же, как и по городской (скорость здесь не рассматривается), можно вызвать детей-«водителей», чтобы они самостоятельно показали, как будут двигаться по дороге. Потом «водители» остаются на дороге, к ним приглашаются «пешеходы». Создавая различные ситуации, преподаватель должен подвести детей к выводу, что самым безопасным способом движения по обочине для пешеходов является движение навстречу транспортным средствам.

Закрепление

Для закрепления изученного детям предлагается выполнить следующее задание: на рисунке с изображением городской и загородной дорог надо раскрасить их элементы теми цветами, которые предложит педагог. Например, проезжую часть — серым, тротуар — зелёным, обочину — жёлтым, кювет — голубым, и обязательно найти бордюр и раскрасить его красным цветом. Далее на тротуаре и обочине красной точкой обозначить местоположение пешехода и стрелочкой показать направление его движения.

После выполнения заданий происходит фронтальная проверка, обсуждается, как правильно надо было их выполнить.

Другие статьи по теме: Методика работы

 

www.dddgazeta.ru

Дорога и ее элементы. Дорога и ее основные элементы Что считается разделительной полосой

Общие положения

В данной главе мы рассомтрим основные понятия и термины, необходимы для дальнейшего изучения предмета в автошколе. Сразу оговорюсь, часть определений и пунктов правил дорожного движения я умышленно пропустил, но мы обязательно к ним вернемся, когда будем рассматривать подробно ту или иную тему. Так же в конспектах отстутсвуют специфические пункты, которые не касаются водителей категории «В».

Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (мост, путепровод, эстакада)… Обратите внимание, дорога не предназначена для пешеходов, а именно для транспортных средств, т. е. на дороге в обязательном порядке должно быть выделено место, где транспортные средства могут двигаться. Таким местом, а вернее – элементом дороги, является проезжая часть. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. В бытовом разговоре часто подменяют понятия дорога и проезжая часть, вспомните сколько раз вы говорили, что перешли дорогу, на самом деле вы переходили проезжую часть, оставаясь на той же самой дороге.

Рис. 1 Элементы дороги

А — границы дороги;
Б — проезжая часть;
В — тротуар или обочина

Основную часть дороги составляет проезжая часть, а по бокам располагаются тротуары (если это городская дорога и в них есть необходимость) или обочины. Ширина дороги и как следствие ширина проезжей части выбираются в зависимости от предполагаемой интенсивности движения по ней. Не бывает дорог без проезжей части, а вот дороги без тротуара или без обочины – вполне, иногда на дороге присутствуют и тротуар, и обочина. В свою очередь тротуары не обязательный элемент дороги и они могут отсутствовать.

Всегда, если не установлено знаками или разметкой, проезжая часть (проезжие части) используется для движения в обоих направлениях, другими словами является двухсторонними (рис.2).

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Таким образом, где нет или мало пешеходов тротуар просто не нужен, его место занимает обочина. Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, используемый для движения, остановки и стоянки. В это определение закралась одна неточность – обочина используется для движения только пешеходами, двигаться по обочине транспортным средствам нельзя.

Бывает необходимость на одной дороге выделить не одну, а несколько проезжих частей, отделяются проезжие части с помощью разделительной полосы. Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки, безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Примерами дорог с разделительной полосой у нас в городе могут послужить улицы Терешковой и Чкалова (рис. 3). Для чего же делают разделительную полосу? На дорогах с высокой интенсивностью и на автомагистралях есть необходимость отделить друг от друга встречные потоки, тогда по кажд

buhof.ru

Дорога и ее элементы пдд. Дорога и ее основные элементы

В Правилах используются следующие основные понятия и термины:

«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 ** и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.

«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энерги ей лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.

«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1 .

«Водитель» — лицо, управляющее какимлибо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.

«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1 , 2.3.1-2.3.7 или 5.1 , по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.

«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.

«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие
аналогичные технические характеристики.

«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превыша

lenkom35.ru

Основные понятия ПДД. Элементы улиц и дорог.


Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

города Иркутска

«Дом детского творчества №1»

Автор-составитель:

Пуляевская Н.П.,

педагог дополнительного образования

Иркутск, 2015

Цель: ознакомление и закрепление знаний об основных понятиях правил дорожного движения, назначении улиц и дорог, их элементах. Сформировать у младших школьников представление о значении новых терминов: улица, дорога, проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина, газон, островок безопасности. Научить правилам дисциплинированного поведения на улице, сформировать чувство предвидения опасности при пересечении проезжей части.

Интеллектуальная разминка

  1. Опиши самый сложный маршрут, который тебе приходится преодолевать в течение недели?

  2. Какие понятия и термины, относящиеся к ПДД, ты использовал при описании? Объясни их значение.

Новый материал

Ежедневно каждый из нас оказывается участником дорожного движения в качестве пешехода, пассажира, велосипедиста. Стали распространенными роликовые коньки, скейтборды, скутеры. Знать и соблюдать Правила дорожного движения должны не только водители всех автотранспортных средств, но и пешеходы и пассажиры. Чтобы ориентироваться в Правилах, прежде всего, необходимо усвоить значение основных понятий и терминов, которые в них используются.

Почему дорога стала называться дорогой, откуда возникли первые дороги, кто их строил? Было это очень давно. Люди жили тогда среди непроходимых лесов. И вот люди стали прорубать в них проходы-тропинки. Их называли «путиками». Путики, соединяющие между собой населенные пункты, именовались дорогами.

Первые мощеные дороги начали строить римляне еще две тысячи лет назад. Они были нужны, чтобы быстро перебрасывать обозы и подкрепления своим войскам, завоевывавшим страну за страной. Тысячи рабов мостили эти дороги двумя слоями крупных камней, соединенных известковым раствором. На это основание укладывали слой камней-голышей величиной с кулак, затем слой помельче, величиной с орех. А сверху посыпали дорогу мелко наколотым из булыжника щебнем. Некоторые из таких дорог до сих пор сохранились, сегодня по ним ездят автобусы с туристами.

В России первые мощеные дороги появились лишь в конце 17 века в Москве. До этого в столице, как и в других русских городах, на проезжих улицах местами прокладывали «гати» – уложенные поперек круглые бревна. В 1692 году главные московские улицы решили замостить камнем. Был объявлен царский указ о том, чтобы с каждых десяти дворов жители столицы представили либо по большому камню мерой в аршин, либо по два – в поларшина, либо столько же мелких камней, но каждый не мельче, чем гусиное яйцо. Но для того, чтобы замостить даже самые главные улицы, этих камней не хватило. И тогда был объявлен новый указ: не пропускать в столицу ни одного приезжего, пока он не сдаст страже у городских ворот три привезенных камня каждый не меньше гусиного яйца.

Что же касается первой государственной дороги, то она появилась в России в 1722 году, при Петре I, и соединила Москву с только что основанной императором новой столицей – Петербургом. Такие дороги были большей частью просто хорошо укатанными грунтовыми и лишь в отдельных местах укреплены бревенчатыми настилами.

Сейчас в России дороги очень разные. В России принято правостороннее движение. Вспомним, что это такое? По дорогам движется много машин, и чтобы они не сталкивались, на проезжей части дороги наносят дорожную разметку, т.е. рисуют линии и стрелки. Сплошная белая линия (одна или две) разделяет проезжую часть дороги и нужна для того, чтобы одни машины ехали в одном направлении, а другие — в другом. Такое движение транспорта называется двусторонним.

Если машины едут только в одном направлении по всей ширине проезжей части, то такое движение называется односторонним. Двигаться навстречу транспортному потоку на таких дорогах запрещено.

Все автомобильные дороги делятся на дороги общей сети, городские дороги (улицы), дороги сельскохозяйственных и промышленных предприятий.

Дороги общей сети разделяются на следующие группы: общегосударственные, республиканские, краевые и областные, местного значения.

Что же такое дорога? Дорога обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Между селами чаще всего вьются узкие, проселочные дороги. Самые широкие и гладкие – скоростные дороги. Обычно их называют автострады или автомагистрали.

Они соединяют крупные города, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой скоростью. Некоторые магистрали настолько широки, что посередине проходит разделительная полоса из газона или кустарника. По одну сторону этой полосы все машины движутся только в одном направлении, по другую – в обратном. Скоростными эти трассы называются потому, что их не пересекает ни одна дорога и водителям ничто не мешает вести машину с большой скоростью, не замедляя движение. Все поперечные шоссе проходят либо в туннелях под магистралью, либо над магистралью по переброшенной через нее эстакаде. Для пешеходов строятся надземные пешеходные переходы.

Широкие дороги, по которым двигаются транспортные средства, называются шоссе.

Они соединяют между собой города и поселки, большие стройки и станции. По ним машины могут ехать в 4, 6 или 8 рядов, а по возможности – и обгонять друг друга. Однако самое главное во всякой дороге – не ширина, а ее покрытие.

При пересечении автомобильной дороги с другой автомобильной дорогой или с железной дорогой земляное полотно может быть устроено в одном уровне с полотном пересекаемой дороги или в разных уровнях. В последнем случае для пропуска движения устраивают тоннели, эстакады и путепроводы.

Такие сооружения, как трубы, мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, подпорные стены, защитные галереи и другие, называются искусственными сооружениями.

Пересечения автомобильных дорог с железными дорогами для безопасности движения и повышения их пропускной способности должны, как правило, устраиваться в разных уровнях. Лишь в отдельных случаях, когда интенсивность движения на автомобильной дороге небольшая и по железной дороге небольшое движение поездов, допускается пересечение в одном уровне со специальным оборудованием железнодорожного переезда.

Для обслуживания подвижного состава на дорогах создают комплексы вспомогательных сооружений: автозаправочные станции для снабжения автомобилей топливом, станции обслуживания, предназначенные для осмотра и профилактического ремонт» автомобилей. Для отдыха пассажиров и автотуристов сооружают мотели, автовокзалы и дорожные гостиницы, а на перегонах между ними — остановочные пункты, станции, площадки отдыха.

Для содержания и обслуживания автомобильной дороги необходимы комплексы линейных сооружений дорожной службы, которые, как правило, размещают в населенных пунктах вблизи дороги и по возможности в середине обслуживаемых участков.

Вдоль дороги сажают деревья и кустарник, которые предохраняют ее от снежных заносов. В живописных местах на дороге устраивают беседки, площадки отдыха, устанавливают скульптуры, архитектурно оформляют источники воды и т. п.

Для обеспечения нормальной работы дорожной эксплуатационной службы вдоль дороги прокладывают линию связи. На участках с интенсивным движением в ночное время дорогу оборудуют электроосвещением.

По магистралям, шоссе и дорогам движутся транспортные средства – устройства, предназначенные для перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем. К ним относятся: автомобили, мотоциклы, мопеды, гужевые повозки. Транспортные средства делятся на пассажирские (автобусы и легковые) и грузовые.

Механические транспортные средства – это транспортные средства, кроме мопеда, приводимые в движение двигателем. К ним же относятся тракторы и любые другие самоходные машины.

Маршрутные транспортные средства – транспортные средства общего пользования, предназначенные для перевозки по дорогам людей и движущиеся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами. Стоить отметить, что Правила не отнесли к маршрутным средствам маршрутное такси.

Остановка – преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо для загрузки или выгрузки.

Велосипед – транспортное средство, кроме инвалидной коляски, имеющее 2 колеса и приводимое в движение мускульной силой.

Участники дорожного движения – лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства. К пешеходам относятся лица, находящиеся вне транспортного средства и не производящие на нем работы. Стоит запомнить, что к пешеходам относятся лица, передвигающиеся на инвалидной коляске без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Водитель управляет каким – либо транспортным средством, ведет по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающийся вождению. Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а так же входит в него или выходит из него.

Вспомним понятие «Дорога». Дорогаобустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины, разделительные полосы и кюветы при их наличии. Это и есть элементы дороги.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

Обочиной называется не мощеная полоса вдоль дороги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров. Есть одно важное правило, касающееся обочины. Если вдоль дороги нет пешеходной дорожки, то пешеходу следует идти по обочине навстречу идущему транспорты, чтобы самому видеть автомобиль и чтобы водители видели его. Стоит отметить, что с ноября 2015 года вступило в силу дополнение: пешеход, передвигаясь по обочине в темное время суток должен иметь светоотражающие элементы на одежде или аксессуарах.

Еще один элемент дороги кювет. Когда-то кюветами называли наполненные водой канавы перед стенами крепостей. Они должны были преграждать дорогу солдатам, идущим на приступ. С тех давних времен слово «кювет» сохранилось, хотя и приобрело другой смысл. Кюветами называют глубокие, по большей части сухие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе. Для чего же нужны эти кюветы? Главным образом для того, чтобы после сильного дождя в них стекала с дороги вода и дорога просыхала быстрее. Для того же и проезжую часть всякой благоустроенной автомобильной дороги делают с небольшим наклоном к краям.

Понятие «улица» несколько шире, чем «дорога» и включает в себя всё, что мы видим перед собой: дома, тротуары, газоны, проезжую часть, по которой движется транспорт, трамвайные пути, обочины, дворовые территории.

Дорога — это часть улицы, обустроенная и предназначенная для движения транспортных средств и пешеходов. Она включает в себя проезжую часть, трамвайные пути, тротуары, обочины.

Проезжая часть — это часть дороги, предназначенная только для движения транспорта.

Тротуар — это часть дороги, предназначенная для движения пешеходов. Машины по тротуарам ездить не могут.

Если тротуар отсутствует, то пешеходы двигаются по обочинам. Иногда на обочину могут заезжать и машины.

Пешеходная дорожка — это часть дороги, предназначенная только для движения пешеходов.

Велосипедная дорожка — это часть дороги, предназначенная для движения только велосипедистов. При отсутствии тротуара или пешеходной дорожки по неё могут двигаться и пешеходы. С апреля 2015 года вступило в силу новое правило: по полосе для движения общественного транспорта могут двигаться и велосипедисты при наличии специальной разметки, которую начнут наносить в ближайшее время.

Иногда тротуар отделяется от проезжей части газонами, на которых высаживают деревья или цветы.

На больших дорогах (автомагистралях) делают широкую разделительную полосу, иногда с газоном или кустами, которая разделяет транспортные потоки противоположных направлений. Пешеходам и транспорту находиться на разделительной полосе запрещено.

При переходе широкой проезжей части пешеходы иногда не успевают завершить переход. Тогда на середине дороги обустраивают специальные островки безопасности — обозначенное или выделенное бортовым камнем на проезжей части улицы безопасное место для остановки пешеходов при переходе улицы.

Перекресток – это место пересечения дорог, которое является очень опасным участком дороги, так как транспорт движется в разных направлениях. Перекрестки бывают четырехсторонние, улицы на которых дороги пересекаются под прямым или острым углом. Трёхсторонние перекрестки напоминают буквы Т и Y.

Перекрестки, где пересекаются или берут начало несколько улиц, называются площадью.

Часть улицы, расположенной между двумя перекрестками, называется кварталом.

Перекресток, где движением управляет светофор или регулировщик, называется регулируемым, если их нетнерегулируемым.

С апреля 2015 года в силу вступили поправки в ПДД о правилах перехода перекрестков. Если раньше переход осуществлялся только под прямым углом, то сейчас разрешено переходить дорогу по диагонали. В скором времени перекрестки оборудуют диагональными светофорами и нанесут специальную разметку.

Обеспечение безопасности движения на дорогах:

Обеспеченная видимость на дороге является важнейшим показателем безопасности движения, для чего водитель должен видеть перед собой участок такой длины, на котором бы он, заметив препятствие, мог быстро затормозить.

Наиболее безопасными для движения являются автомобильные дороги, у которых обеспечены плавные переходы между элементами трассы и гармоничность сочетания дороги с окружающим ландшафтом. Для создания лучших условий эксплуатации автомобилей необходимо, чтобы трасса дороги позволяла автомобилям двигаться с постоянными высокими скоростями, не утомляла водителей и пассажиров и способствовала сохранению цельности и живописности ландшафта, лучшему раскрытию особенностей местности для едущих по дороге.

Обеспечение безопасности движения на пересечениях дорог.

Пересечения дорог является местом формирование и распределение потоков движения.

Оборудование дорог для безопасности движения ночью.

В темное время суток происходит до 50% всех дорожно-транспортных происшествий, хотя интенсивность движения в эти часы не превышает 10—15% от среднесуточной. Средние скорости движения автомобилей в ночное время снижаются на 5—7 км/ч. К мероприятиям, повышающим безопасность движения в ночное время, относятся: устройство стационарного освещения; применение светлых дорожных покрытий; маркировка проезжей части; установка противоослепляющих щитов, направляющих устройств и озеленение дороги, способствующих ориентированию водителя в направлении дороги в ночное время; установка дорожных знаков со светоотражающей поверхностью или специальной подсветкой.

Дорожные знаки, разметка проезжей части.

Наиболее простыми, распространенными и достаточно эффективными средствами организации движения являются дорожные знаки. Разумное сочетание дорожных знаков с простыми техническими средствами, в частности разметкой проезжей части, позволяет успешно решать вопросы организации движения на самых сложных участках и лишь в местах наибольшего движения автомобилей требуется активное регулирование движения, осуществляемое светофором или милиционером-регулировщиком.

Оценка безопасности движения.

Безопасность движения на автомобильных дорогах может быть обеспечена: совершенствованием автомобилей и других транспортных средств; контролем технического состояния транспортных средств; строгим соблюдением водителями и пешеходами правил движения по дорогам; созданием дорожных условий, обеспечивающих возможности движения автомобилей с высокими скоростями; надлежащей информацией водителей о дорожных условиях и режиме движения.

Содержание дорог.

На автомобильных дорогах организована дорожная служба, задачами которой являются: обеспечение безопасности и удобства движения автомобилей с рассчитанными скоростями и нагрузками в течение всего года; обеспечение сохранности дорог и дорожных сооружений; систематическое наблюдение за характером движения автомобилей и принятие мер, улучшающих техническое состояние дороги.

Задание

Игра «Пешеход-водитель». Учащиеся разбиваются на две группы по 3-5 человек — водителей и пешеходов. В руках у водителей — рисунки с изображенными на них транспортными средствами. У одного из учащихся в руках три кружка — красного, желтого и зеленого цветов — он будет изображать светофор.

При включении зеленого сигнала светофора движение начинают транспортные средства и пешеходы. При этом транспорт создает помехи движению пешеходов, совершая повороты. Затем учащиеся меняются местами.

«Отгадай кроссворд».

  1. Транспортное средство, кроме инвалидной коляски, имеющее 2 колеса и приводимое в движение мускульной силой.

  2. Обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

  3. Широкие многополосные дороги, по которым двигаются транспортные средства.

  4. Транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.

  5. Лицо, находящееся вне транспортного средства и не производящее на нем работы, а так же передвигающееся на инвалидной коляске без двигателя, ведущее велосипед, мопед, мотоцикл, везущее санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

  6. Эти дороги соединяют крупные города, важные промышленные районы. По этим дорогам машины могут ехать в несколько рядов с большой скоростью и их не пересекают другие дороги.

  7. Преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для повадки или высадки пассажиров либо для загрузки или выгрузки.

  8. Он управляет каким – либо транспортным средством, ведет по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К нему приравнивается обучающийся вождению.

  9. Устройства предназначенные для перевозки людей, грузов и оборудования, установленного на нем. К ним относятся: автомобили, мотоциклы, мопеды, гужевые повозки.

  10. Немощеная полоса вдоль дороги. На нее съезжают с асфальта машины, когда им надо остановиться, чтобы высадить пассажиров.

  11. Эта часть улицы безраздельно принадлежит людям, ведь это элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

  12. Глубокие, по большей части сухие канавы, которые обычно тянутся с обеих сторон вдоль каждого шоссе.

  13. Лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а так же входит в него или выходит из него.

  14. Включает в себя дорогу вместе с прилегающими к ней газонами и домами, являющимися элементами улицы.

Ответы на кроссворд:

  1. Велосипед

  2. Дорога

  3. Шоссе

  4. Маршрутное

  5. Пешеход

  6. Автомагистраль

  7. Водитель

  8. Остановка

  9. Транспортное средство

  10. Обочина

  11. Тротуар

  12. Кювет

  13. Пассажир

  14. Улица

«Любопытное письмо».

«Нарисуй». Изобразите схему дороги, содержащую основные элементы.

«Раскраска». Раскрасьте картинку, выделив разными цветами элементы улицы и дороги.

«За окном». Выгляните в окно и назовите части улицы и дороги.

«Строители». Разделитесь на 2 подгруппы и сделайте из любых материалов (пластик, дерево, пластилин, бумага) макет городской улицы с фигурками людей. Обязательно выделите все элементы улиц и дорог.

«Ну и задачка!». Лена и Вася собрались переходить дорогу. Они очень спешили, так как опаздывали, да еще и дождь лил не переставая. На некотором расстоянии они увидели машину и поняли, что успеют перейти дорогу. Перечислите ошибки, которые допустили дети и назовите опасные факторы, которые могут привести к беде.

«Как называется?». Подпиши названия элементов дороги.

infourok.ru

alexxlab / 21.05.2017 / Разное

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны для заполнения *