Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Чем опасна езда на сломанной рулевой тяги: как их обнаружить и как с ними бороться?

Содержание

как их обнаружить и как с ними бороться?

Рулевые тяги являются важной частью рулевого механизма. Любые неисправности с ними – это не проблемы из серии «машина не едет». Это прямая угроза отказа руля во время движения автомобиля, а значит, прямой путь к ДТП. Поэтому состояние рулевых тяг нужно постоянно контролировать, а при появлении подозрений о наличии неисправностей – ни в коем случае не игнорировать их. Своевременная замена рулевой тяги и наконечников поможет избежать многих неприятных неожиданностей на дороге.

Функции рулевых тяг

Рулевые тяги передают усилие от руля к поворотным рычагам ступиц для поворота колес. Более того, они являются частью рулевой трапеции, определяя угол поворота каждого колеса (при повороте колеса идут по разным радиусам).

Основные проблемы с рулевыми тягами

Сами рулевые тяги представляют собой металлические стержни, повредить которые довольно сложно. Их можно только погнуть – «зацепив» колесом о камень или другое препятствие.

Гораздо чаще возникают неисправности, связанные с:

  • Шарнирами. Эти детали располагаются на концах рулевых тяг. Чаще всего причиной поломки становится чрезмерное изнашивание вкладыша (или резиновой втулки) либо сферической поверхности пальца (повреждения на резьбе, конусе, поверхности вследствие коррозии или непрофессионального монтажа/демонтажа).
  • Шплинтом, фиксирующим корончатую гайку. Неправильный монтаж этой маленькой и не особенно значительной, на первый взгляд, детали, может привести к непоправимым последствиям: шплинт выпадает -> гайка ослабляется -> палец теряет плотный контакт  -> рулевая трапеция теряет свою геометрию  -> управлять авто невозможно.
  • Пыльниками или чехлом шарнира. Когда пыльник рвется или чехол смещается со своего гнезда, шарнир загрязняется и, как следствие, изнашивается быстрее.
  • Втулками, резьбовой частью тяг и прочими деталями механизма углов схождения. Они могут быть подвержены коррозии либо повреждены во время езды в плохих дорожных условиях.

Сигналы о проблемах с рулевыми тягами

Вовремя заметить неисправность позволит простая внимательность к тому, как «ведет» себя автомобиль на дороге. Большой свободный ход руля, а также посторонние звуки (чаще всего стук) при повороте – знак о проблемах с шарнирами. Отклонение от выбранной линии движения, а также от заданного радиуса поворота может свидетельствовать, что шарнир развалился или износились наконечники. Главное – заметить проблему вовремя, чтобы не потерять контроль над автомобилем внезапно, прямо во время движения.

Признаки неисправности рулевых наконечников

Диагностика и ремонт14 октября 2017

За поворот передних колес автомобиля отвечает рейка либо редукторный механизм. Агрегат одновременно передает усилие обоим поворотным кулакам посредством тяг с шарнирами на концах. Эти 2 детали являются слабым звеном системы управления – срок службы составляет 20–80 тыс. км в зависимости от марки машины и условий эксплуатации. Автолюбителям стоит научиться вовремя различать признаки неисправности рулевых наконечников, поскольку их техническое состояние напрямую связано с безопасностью пассажиров.

Конструкция рулевой тяги

Чтобы самостоятельно определять степень изношенности наконечников, нужно хотя бы в общих чертах понимать их устройство. Тяга представляет собой металлический стержень с резьбой на одном конце и шарниром – на другом. Резьбовая часть служит для соединения с рейкой либо редуктором, а шаровой палец вставляется в проушину поворотного кулака и фиксируется гайкой.

Износ рулевых наконечников подразумевает выработку самого шарнира, состоящего из таких деталей:

  • корпус цилиндрической формы, закрытый с одной стороны заглушкой;
  • шаровой палец, упирающийся нижней частью на опорную пяту;
  • снизу между пятой и заглушкой установлена пружина;
  • между корпусом и шаром предусмотрен вкладыш из износостойкой пластмассы;
  • сверху корпус закрыт резиновым либо силиконовым чехлом.

Примечание. В зависимости от конструкции тяг для конкретной марки автомобиля металлический стержень может быть приварен к корпусу шарнира или прикручен на резьбе.

Пластиковый вкладыш позволяет шаровому пальцу вращаться в разных направлениях, а пружина выбирает люфт, появляющийся в процессе эксплуатации. Когда выявляется неисправность рулевых наконечников, то обычно детали идут под замену, желательно – парой. Существуют и разборные конструкции шарниров, позволяющие менять истертую вставку, но они ненадежны в эксплуатации.

Причины износа шарниров

В процессе эксплуатации рабочая пара наконечника (пластмассовая вставка и шаровой палец) испытывает нагрузки со стороны рулевой рейки, которая тянет или толкает поворотный кулак в зависимости от направления движения автомобиля. Другая разновидность нагрузок воздействует на элемент со стороны колеса, попадающего на неровности дорожного полотна.

В первом случае усилие прилагается перпендикулярно оси шарового пальца и действует на излом, во втором силы стремятся выдернуть деталь из гнезда. Есть и третий вид нагрузки – сила трения, возникающая в узле при повороте колес. Поскольку палец жестко закреплен в проушине кулака гайкой, он проворачивается внутри пластиковой втулки и трется о ее стенки.

Из-за воздействия указанных нагрузок шарнирное соединение изнашивается следующим образом:

  1. Со временем стенки вкладыша истираются, между ними и шаром образуется зазор, отчего при движении по мелким неровностям слышен негромкий стук.
  2. Истирание боковых стенок втулки приводит к разбалтыванию пальца, ведь он поджимается пружиной только снизу.
  3. Когда пружина и пята не в состоянии выбрать люфт, возникший в результате износа пластика, шаровой палец легко ходит во втулке, отчего сильно стучит рулевой наконечник.

Важный момент! У шарнирных соединений есть внешний враг, значительно снижающий ресурс рабочей пары. Это пыль и влага, проникающая между трущихся поверхностей в результате разрыва верхнего резинового чехла.

Подобные дефекты нужно выявлять своевременно, иначе поврежденный наконечник быстро придет в негодность.

В автомобилях, оборудованных двухрычажной передней подвеской, иногда возникает поломка, не связанная с работой шарнира. Поскольку тяга расположена низко, при неаккуратной езде по плохим дорогам металлический стержень может согнуться от удара о камень или другое препятствие. При этом стук не возникает, но наблюдаются другие признаки, описанные далее.

Симптомы неисправностей

Если не обращать внимания на износ наконечников рулевых тяг, то шаровой палец разболтается и выскочит из гнезда на первом приличном ухабе. Чем это чревато, долго пояснять не нужно: колесо станет неуправляемым, а водитель потеряет контроль над машиной. Как определить, что с шарнирами возникли проблемы и требуется проверка ходовой части авто:

  • первый признак – глухой частый стук при езде по мелким ухабам, особенно в поворотах;
  • как правило, посторонние звуки доносятся с одной стороны, но случается и одновременный износ двух наконечников;
  • увеличивается свободный ход рулевого колеса;
  • преодолевая поворот на неровной дороге, можно ощутить постукивание на руле;
  • на последней стадии износа наконечников автомобиль приходится буквально «ловить» на дороге, поскольку из-за люфта шаровых пальцев колеса могут отклоняться на 2–3° от прямой.

Примечание. К сожалению, подобные признаки наблюдаются не только в результате неполадок рулевой рейки, но и в результате износа подшипника поворотной сошки и маятника. Точный результат покажет проверка, выполняемая сотрудниками автосервиса или самостоятельно в гаражных условиях.

Если вы обнаружили на собственном автомобиле один из перечисленных симптомов, не следует тянуть с диагностикой. Особенно если наконечники отслужили более 40 тыс. км пробега. Для выполнения проверки потребуется смотровая канава, вывешивание автомобиля на домкрате не даст возможности раскачивать тягу в нужном направлении.

Чтобы самостоятельно проверить рулевые наконечники, воспользуйтесь пошаговой инструкцией:

  1. Загоните машину ровно по центру смотровой ямы, чтобы свободно дотягиваться до шарниров. Если канава слишком узкая, автомобиль придется дважды переставлять со смещением в разные стороны.
  2. Подоприте задние колеса противооткатными средствами.
  3. Возьмитесь рукой за тягу максимально близко к наконечнику. Раскачивайте шарнир по направлению вверх-вниз, дабы ощутить люфт.
  4. Небольшое упругое сопротивление указывает на работу пружины и отсутствие критических зазоров. Значительный люфт чувствуется сразу.
  5. Поверните тягу несколько раз вокруг собственной оси. Если она подается легко, буквально болтается на шаровом пальце, наконечник следует заменить.

Совет. Раскачивая тягу, не перепутайте люфт шарнира со свободным ходом рулевой рейки или разбитым подшипником маятника.

Для проверки целостности пыльников смотровая яма не нужна. Достаточно вывернуть колесо и приподнять машину домкратом. Дырка в резиновом чехле обнаруживается благодаря густой смазке, которая выдавливается изнутри через порыв.

Замена рулевого наконечника тоже не составляет большой проблемы, из специальных приспособлений понадобится только съемник для выталкивания шарового пальца из проушины поворотного кулака.

Учтите важный нюанс: после замены тяги обязательно корректируются углы развала – схождения колес. Своими руками регулировку вам не выполнить, так что придется посетить автосервис.

Как вычислить неисправность рулевых наконечников?

Наряду с тормозной системой, рулевое управление является одной из главных составляющих безопасного передвижения транспортного средства. В конструкцию данного узла входит несколько важных элементов, состояние которых самым прямым образом сказывается на комфорте водителя и пассажиров, а значит, любые неисправности в их работе крайне нежелательны, а порой – даже опасны. Одной из таких составляющих является рулевой наконечник (или правильно сказать, наконечники, поскольку в рулевом управлении их два), который отвечает за поворот колес под определенным углом, что существенно повышает возможность маневрирования.

Учитывая такое ответственное назначение, выход из строя данных деталей оставит автомобиль неуправляемым.

Поэтому в данной статье мы расскажем, по каким признакам можно распознать неисправности рулевых наконечников, а также уделим внимание профилактическому первичному осмотру указанных элементов.

1. Особенности эксплуатации рулевых наконечников

Как мы уже отмечали, состоянию и качеству рулевого наконечника нельзя не уделять должного внимания, ведь его разрушение вызовет потерю связи между колесом и рулевым управлением, а чем это может закончиться при движении автомобиля на больших скоростях, думаю, объяснять не надо.

В процессе эксплуатации транспортного средства рулевой наконечник так же, как и много других составляющих машины, испытывает постоянную нагрузку. На него действует сразу несколько разнонаправленных сил, и нет ничего удивительного в том, что в некоторых случаях он может просто не выдержать такого давления. Чтобы предупредить появление серьезных проблем с этой деталью, рекомендуется регулярно проводить осмотр и при необходимости заменять вышедшие из строя элементы.

Потенциально возможными симптомами износа рулевых наконечников в первую очередь являются биение рулевого колеса, изменение требуемого усилия при повороте руля и появление некого свободного хода рулевого колеса, называемого люфтом руля.

Довольно часто причинами неисправностей являются разрыв пыльника и попадание грязи в шарнирные соединения. Постепенно, через образовавшиеся трещины в резиновом колпачке, смазка детали вымывается водой, а ее место занимают грязевые отложения, которые внутри шарнира действуют как абразив, существенно сокращая ресурс механизма.

Пыльник может изготавливаться как из резины, обладающей морозоустойчивостью и высоким уровнем эластичности, так и из специально созданных полимерных материалов. Как только Вы обнаружили хотя бы малейшие признаки нарушения целостности защитного наконечника, следует незамедлительно устранить проблему путем его замены, что позволит уберечь саму деталь от износа.

Если Вам по какой-то причине пришлось снимать рулевой наконечник (например, для его восстановления или замены), то после обратной установки следует проверить заводские параметры развала-схождения колес, так как после разборки все настройки собьются. Восстановлением геометрии занимаются в специальных пунктах регулировки развала-схождения, где имеется необходимый для этого стенд.

2. Неисправности рулевого наконечника и их признаки

Конструктивно, рулевые наконечники являют собой шарниры сферической формы, и их разделяют на правые и левые. В сравнении со сроком службы рулевой тяги, ресурс рулевых наконечников намного меньше, а их неисправность – это одна из самых частых проблем, с решением которой автовладельцам приходится сталкиваться.

Основными факторами, влияющими на работу указанных деталей, есть состояние дороги, скорость передвижения автомобиля, общее состояние механизма рулевого управления, а также стиль вождения водителя машины. Нередко неисправности в рулевых наконечниках влекут за собой проблемы в работе самих рулевых тяг, а это уже несколько серьезнее. Наиболее характерными признаками неполадок в работе рулевых наконечников являются:

— отдача в педаль «газа»;

— люфт в рулевой тяге или слишком легкий ход рулевого колеса;

— резкие стуки и скрежет, возникающие при движении по неровным дорогам, а также в ситуации резкого торможения, либо ускорения;

— глухое постукивание при повороте рулевого колеса;

— сбои при установке угла развала-схождения колес и их расшатывание в горизонтальной плоскости.

Многие специалисты не советуют браться за восстановление сломанных наконечников, так как это часто нарушает общую конструкцию рулевого механизма и угрожает безопасному передвижению транспортного средства. Именно этот факт является причиной того, что рулевые наконечники рекомендуется менять в комплекте. Средний срок служб таких элементов, составляет примерно 40 тысяч километров пробега автомобиля, а конкретные цифры зависят от уже перечисленных факторов.

Основной неисправностью рулевого наконечника считается износ шарнирного соединения, который происходит вследствие попадания частиц грязи (причина – повреждение защитного пыльника). Также, рулевой наконечник может получить «травмы» в результате наезда машины на какое-то препятствие или вследствие аварийной ситуации. Как только хотя бы один из описанных признаков проявил себя, по возможности, следует сразу же провести полную диагностику состояния рулевых наконечников, желательно, используя для этого специальное оборудование.

В зависимости от результатов проведения процедуры, принимается решение о необходимости замены самих наконечников, или же каких-либо других составляющих механизма рулевого управления.

3. Первичный осмотр рулевых наконечников

Конечно, внешний осмотр автомобиля – важное и ответственное занятие, но куда полезнее будет заглянуть внутрь транспортного средства, что поможет вовремя определить и предупредить поломку конкретной детали или узла в целом. Диагностика такого рода не займет много времени и не потребует от Вас серьезных знаний о работе автомобиля, но для качественного ее проведения лучше всего воспользоваться помощью друга (для определения люфта требуется два человека). В самостоятельном порядке Вы сможете разве что проверить деталь на наличие поверхностных механических повреждений.

В случае с рулевыми наконечниками, первичный осмотр предусматривает выполнение следующих действий. Поскольку данные детали расположены на днище автомобиля, то достать их может оказаться не так просто. Поэтому, если Вы желаете провести полный осмотр, то лучше загнать машину на смотровую яму или эстакаду. Так у Вас появится возможность получить более широкий доступ ко всем элементам днища, включая подвеску и вышеупомянутый рулевой наконечник. Вместо ямы и эстакады, для поднятия транспортного средства можно использовать и домкрат, но только не забудьте дополнительно установить подставочные опоры (пеньки). Безопасность должна быть на первом месте!

Когда машина заняла нужное положение, возьмите тряпку и очистите детали от поверхностной грязи, что даст возможность лучше рассмотреть их на предмет всевозможных дефектов. Кроме того, следует обратить внимание на места крепления, ведь именно соединения, как правило, чаще всего выходят из строя.

Первый претендент на наличие неисправности – это, конечно, описанный ранее пыльник, поэтому необходимо сразу же рассмотреть, вдруг на нем уже имеются трещины. Следующий шаг – проверка люфта. Для этого помощник должен покрутить рулевое колесо в разные стороны, в то время как Ваша задача – наблюдать за работой рулевых наконечников. Если они перемещаются по длине оси пальца больше, чем на полтора миллиметра, то это указывает на неисправность элемента.

Учитывая, что неисправность может скрываться практически в любом месте узла, при проведении диагностики следует быть предельно внимательными, осмотрев по очереди обе стороны. Если есть желание (раз уж Вы и так забрались под машину), можно провести осмотр и других немаловажных деталей и узлов. В случае необходимости, их можно будет сразу смазать или заменить на новые.

Подписывайтесь на наши ленты в таких социальных сетях как, Facebook, Вконтакте, Instagram, Pinterest, Yandex Zen, Twitter и Telegram: все самые интересные автомобильные события собранные в одном месте.

Признаки износа наконечников рулевых тяг

Признаки неисправности наконечников рулевых тяг

07 Февраля 2018• Признаки неисправности наконечников рулевых тяг

Наконечник рулевой тяги обеспечивает надежную фиксацию элементов подвески авто. При износе возникает свободное перемещение наконечника (люфт) и соответственно стуки и нарушение сход-развала.

Наиболее распространенными признаками неисправности наконечника рулевой тяги являются нарушение углов установки колес, вибрация или люфт рулевого колеса, а также неравномерный и повышенный износ шин.

При езде на автомобиле вы ожидаете, что он будет двигаться прямолинейно до тех пор, пока вы не повернете рулевое колесо. Такое состояние обеспечивается несколькими элементами подвески. Вне зависимости от типа вашего автомобиля (легковой, внедорожник или пикап), в нем имеются наконечники рулевых тяг, которые присоединяются к поворотному кулаку, а соответственно к колесам и обеспечивают плавную и эффективную езду. Однако эти автозапчасти подвергаются усиленному износу, поскольку при движении автомобиля постоянно находятся в нагруженном состоянии. Их чрезмерный износ приводит к возникновению ряда явлений, свидетельствующих о необходимости проведения диагностики и, если нужно, замены изношенных деталей.

Как следует из названия, наконечник рулевой тяги присоединяется к концу рулевой тяги и соединяет колесо с элементами подвески и рулевого управления. Таким образом обеспечивается передача усилий от рулевого колеса на управляемые колеса. Повышенный износ наконечников рулевых тяг может происходить вследствие ударных нагрузок, постоянной езды по неровным дорогам или истечения срока службы.

Чаще всего изнашивается втулка наконечника тяги. Однако рекомендуется заменять весь наконечник в сборе, так как усталость металла также может быть причиной неисправности. При замене наконечника рулевой тяги очень важно напомнить механику выполнить регулировку углов установки колес для того, чтобы задать им правильное прямолинейное положение.

Как и любая другая механическая запасная часть, изношенный наконечник рулевой тяги вызывает появление ряда симптомов, сигнализирующих о том, что он вышел из строя и требует замены. Ниже приведены некоторые из таких симптомов. Если вы столкнулись с любым из них, как можно скорее свяжитесь с квалифицированным специалистом для проведения диагностики и корректирующих действий по замене неисправных деталей.

1. Нарушение углов установки колес

Одной из основных функций наконечника рулевой тяги служит надежная фиксация элементов в передней части автомобиля – рулевой тяги, колес, стоек стабилизатора, стоек подвески и других элементов, влияющих на значение углов установки колес. При износе наконечника рулевой тяги в нем появляется люфт. Это вызывает нарушение заданных углов установки колес, которое можно легко определить по смещению автомобиля вправо или влево при прямолинейном движении. Поэтому, если вы отмечаете, что ваш автомобиль начинает смещаться в сторону, причина может крыться в изношенном наконечнике рулевой тяги.

2. Вибрация или люфт рулевого колеса

Как уже отмечалось, наконечник рулевой тяги предназначен для обеспечения надежной фиксации элементов подвески. При износе возникает свободное перемещение наконечника (люфт). При ускорении автомобиля наличие этого люфта вызывает вибрацию, которая передается на рулевое колесо. Обычно она наблюдается уже при скорости 30 км/ч и постепенно нарастает по мере ускорения автомобиля.

Подобная вибрация может также возникать при нарушении балансировки колес, неравномерном износе шин («проплешины») или выходе из строя какого-либо другого элемента подвески. Именно поэтому при появлении подобных симптомов очень важно провести полную диагностику передней подвески для точного определения причины неисправности. Выполнять ее должен квалифицированный специалист.

3. Неравномерный и повышенный износ шин

Диагностика шин зачастую выполняется в шиномонтажных мастерских или на станциях экспресс-обслуживания. Однако вы легко сможете провести визуальную проверку самостоятельно и определить характер износа. Встаньте впереди автомобиля и посмотрите на внешние и внутренние края шин. Если их износ выглядит равномерным, то это признак исправного состояния наконечников рулевых тяг. При наличии неравномерного износа внутренней или внешней части шины необходимо выполнить диагностику передней подвески, так как это один из признаков неисправности наконечников.

Повышенный износ шин, стуки, как и вибрация рулевого колеса, может быть вызвана выходом из строя и других элементов подвески.

Наконечники рулевых тяг обеспечивают стабильность и позволяют автомобилю двигаться плавно и прямолинейно. Изнашиваясь, они могут выйти из строя очень быстро. При наблюдении одного из вышеперечисленных симптомов как можно скорее передайте ваш автомобиль квалифицированному специалисту автосервиса для проведения диагностики.

07 Февраля 2018• Признаки неисправности наконечников рулевых тяг

Можно ли ездить на машине, в которой стучит рулевая рейка

Стуки в рулевой рейке – это распространённые неисправности, с которыми сталкиваются многие автовладельцы. Бытует мнение, что как только застучала рулевая рейка, её необходимо сразу же менять, а это существенные расходы. В прошлом рулевые рейки были более надежными, они выдерживали по 150 тысяч километров и более, тогда как сегодня не редкость проблемы с этим узлом буквально на пробеге в 50-70 тысяч километров. Многих автовладельцев интересует, нужно ли сразу же менять рулевую рейку, как только появились в ней стуки, или подобные неисправности позволяют длительное время эксплуатировать автомобиль.


Неисправности рулевой рейки

Рулевая рейка – это специальный узел, который позволяет передавать усилия с рулевой баранки непосредственно передним колесам, обеспечивая правильное управление автомобилем. Проблемы с этим узлом могут сопровождаться как выраженными стуками, так и определяются лишь при углубленной диагностике во время прохождения техосмотра или планового обслуживания автомобиля.

Отдельные мастерские предлагают услуги восстановления застучавших рулевых реек, однако такой работы хватит буквально на 10 тысяч километров, после чего потребуется проводить ремонт заново и менять этот проблемный узел. При этом непонятно, нужно ли сразу же менять рулевую рейку, которая будет непосредственно сказываться на безопасности эксплуатации машины, или же можно длительное время эксплуатировать автомобиль, имеющий подобные проблемы.

Основной причиной неисправности рулевой рейки являются разбитые российские дороги. Поэтому такие проблемы характерны для большинства отечественных автовладельцев, тогда как европейские водители практически не сталкиваются с неисправностями рулевых реек. К сожалению, при наличии серьезных поломок выполнить ремонт не представляется возможным. Поэтому необходимо приобретать всю конструкцию в сборе, а стоимость таких запчастей и затраты на восстановление автомобиля будут достаточно высоки.

 

Возможность эксплуатации автомобиля

Единого мнения о том, можно ли эксплуатировать автомобиль со стучащей рулевой рейкой, на сегодняшний день. В каждом конкретном случае ответ на этот вопрос будет зависеть от того, какие имеются повреждения у такой конструкции. Если причиной стука является износ втулки, которая забивается грязью и окисляется, то в подобном случае можно эксплуатировать автомобиль на протяжении 40-50 тысяч километров.

При этом мастера отмечают, что если автовладелец вовремя обратится в сервис, а причиной стуков является забившаяся грязью втулка, то возможна её недорогая очистка, что позволяет полностью восстановить работоспособность рулевой рейки. Если же автовладелец пренебрегает таким своевременным сервисом, то в последующем восстановить рулевую рейку уже не представляется возможным, а ремонт автомобиля обойдётся в круглую сумму.

Автовладельцу, как только он заметил какие-либо проблемы в функционировании рулевой рейки, появились стуки или закусывание руля в крайнем положении, необходимо сразу же обратиться в сервис, выполнять соответствующую диагностику и восстановление автомобиля. В подобном случае существует вероятность решения имеющихся проблем с минимальными затратами, а в последующем уже не потребуется выполнять сложный ремонт и приобретать дорогостоящие запчасти.


Подведём итоги

Проблемы с рулевой рейкой — это распространённая неисправность, причиной которой становятся плохие российские дороги. Ездить со стучащей рейкой можно, однако по мере эксплуатации автомобиля проблемы будут усугубляться, что приводит к необходимости дорогостоящего ремонта. Если автовладелец вовремя обращается в сервис, то возможно устранение имеющихся проблем путем очистки втулки, а стоимость таких работ будет минимальна. Это позволит полностью восстановить автомобиль, устранив имеющиеся проблемы с рулевой рейкой.

08.10.2019

☰Неисправности рулевой рейки автомобиля | Steering.com.ua

В прошлых статьях мы неоднократно упоминали о важности, функциях и задачах рулевой рейки. Это центральный агрегат рулевого управления автомобиля, который связывает рулевую колонку с тягами и преобразовывает крутящий момент на руле в поворот колес.

В этой статье мы расскажем о том, что больше всего не любим в рулевых рейках – о неисправностях. Читайте, если хотите уберечь автомобиль от серьезных поломок, а себя – от неожиданных расходов.

Неисправности рулевых реек

Течь

В агрегаты с гидроусилителем устанавливают силовые сальники, которые удерживают масло внутри рейки и защищают ее от протеканий. Также в рейках с ГУР используют уплотнительные резиновые и тефлоновые кольца, которые нужны для корректной циркуляции масла. Уплотнительные элементы делают из прочных и износоустойчивых материалов – маслостойкой резины, тефлона и металлических сплавов. К сожалению, вечные материалы пока не придумали, поэтому любые детали со временем изнашиваются и теряют свойства.

Неисправность, которая чаще всего встречается в рейках с ГУР, – течь масла.

Гидравлическая рулевая рейка

Почему течет рейка с ГУР:

  • сальники распределителя и гидроцилиндра стираются в результате обычного механического износа. Подвижные детали рейки (шток, червячный вал, золотниковый механизм) трутся о сальники и постепенно их изнашивают;
  • детали рейки ржавеют, когда износились пыльники и в агрегат попала влага. Ржавчина на штоке и распределителе ускоряют износ сальников и быстро приводят к течи агрегата;
  • под действием постоянного давления, масла и высоких температур уплотнительные кольца и сальники со временем теряют форму и физические свойства, что нарушает герметичность рейки и приводит к течи.
  • потому что развалился подшипник в распределителе, износились опорные втулки.

Если на месте стоянок под автомобилем появляются масляные пятна, постоянно падает уровень жидкости в бачке ГУР и колеса с запозданием реагируют на поворот руля, проверьте состояние рулевой рейки. Также эти признаки могут сигнализировать о течи насоса ГУР, трубок и шлангов, бачка с жидкостью. Поэтому будьте внимательны при осмотре и не забудьте проверить другие узлы и детали рулевого управления.

Падение уровня жидкости в бачке ГУР – очевидный повод проверить рулевую рейку

Если рулевая рейка течет, в систему попадает воздух, а это приводит к дополнительным нагрузкам на насос. При нехватке масла и завоздушивании системы насос ГУР будет гудеть и выть, руль станет тяжёлым и ухудшится управляемость автомобиля.

Большой выбор рулевых реек

Перейти

Чтобы рейка не потекла, достаточно регулярно проверять состояние пыльников, осматривать агрегат на предмет ржавления, вовремя менять уплотнительные элементы и вовремя проходить ТО.

Стуки и люфты

Часто водители жалуются на стук в районе передней оси. Стук часто сопровождается люфтом руля, что особенно ощутимо, когда вы едете по ухабистой дороге. В большинстве случаев виновница стуков – неисправная рулевая рейка. Стучать и люфтить может любая рейка, независимо от конструкции и типа агрегата.

Некорректная регулировка рейки.

Обычно стучат некорректно отрегулированные рейки, а также агрегаты, в которых износилась боковая поджимка штока. В этих случаях шток и червячный вал распределителя бьются друг о друга, зубья валов разрушаются.

Регулировка рулевой рейки – задача для профессионалов

Если нарушилось положение штока рейки, то, помимо стука, водитель почувствует характерные вибрации на руле. Если в автомобиле установлена механическая рулевая рейка, то никаких других признаков у некорректной регулировки не будет.

В рейках с усилителями руля разболтанный зубчатый сектор становится причиной неисправности других элементов системы.

В гидравлических рейках неисправный передающий механизм изнашивает сальники, что приводит к течи.

В агрегате с электроусилителями стучащие и люфтящие детали агрегата постепенно разрушают приводные элементы электропривода, нарушают положение и работу датчиков. Такие неисправности существенно отразятся на управляемости автомобиля, например, руль может стать тугим, самопроизвольно вращаться, болтаться или не возвращаться в центральное положение.

Чтобы устранить болтанку и стук, отдайте рейку на диагностику и регулировку на СТО. Аккуратная и внимательная езда уберегут агрегат от стуков и люфтов.

Неравномерный износ зубьев

Износ боковой поджимки.

Изношенная боковая поджимка – еще одна причина стуков и люфтов – состоит из нескольких элементов. Что выходит из строя в боковой поджимке:

  • износилась фолье-вставка. Это пластиковый вкладыш, который устанавливают на поршень поджимки. Фолье-вставка защищает шток от чрезмерного трения о металлический поршень поджимки. С изношенной вставкой шток будет болтаться и быстро износится;
  • лопнула или заржавела пружина боковой поджимки. Пружина постепенно изнашивается и теряет физические свойства. Чем агрессивнее вы водите, тем быстрее разрушается пружина;
  • заржавела и закисла контргайка, и отрегулировать положение штока невозможно.

Если возникли проблемы с поджимкой, меняют изношенный элемент или всю деталь в сборе.

Профилактика в этом случае банальна: аккуратное вождение, внимательное отношение к автомобилю, своевременное техобслуживание.

Элементы боковой поджимки рулевой рейки

Износ подшипников распределителя.

Еще одна причина стуков и люфтов – изношенный подшипник распределителя. Подшипники тоже не вечные – они “стареют”, разрушаются от механического трения, ржавления распределителя и неаккуратной езды по неровной дороге. Чтобы устранить неисправность, замените непригодный подшипник и проверьте состояние других элементов распределителя на предмет повреждений и коррозии.

Некоторые водители забывают или не знают о существовании сальника-пыльника, который закрывает распределитель рейки сверху и защищает его от ржавчины и грязи. Так вот, стоит периодически проверять, в каком он состоянии – этот защитный элемент выполняет ту же функцию, что и пыльники рейки.

Износ опорных втулок.

Шток тоже тарахтит, если износились опорные втулки. Точнее, не втулка, а элементы рейки, которые находятся не на своем месте. Рейка с разбитыми втулками будет стучать, а вот вибраций и люфта на руле не будет. Причины износа втулок стандартные: механический износ, коррозия на валу, резкие удары и вибрация при движении.

Обратите внимание! Стук в районе передней оси также может быть вызван неисправностями рулевых тяг и наконечников. А еще могут стучать стойки амортизаторов. Но в этих случаях вы не почувствуете вибраций на руле. Если стук есть, но с рейкой все в порядке, проверьте ходовую – возможно, проблема с ней.

Хруст во время поворотов