Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Система электронного контроля устойчивости esp – Как работает ESP — ДРАЙВ

Содержание

обзор, технические характеристики — журнал За рулем

В этом году исполняется ровно 20 лет с момента появления первой электронной системы стабилизации автомобилей (ESP). Мы попросили специалистов фирмы Bosch помочь разобраться, что сделано за эти годы, и ответить на пять самых распространенных вопросов, касающихся настоящего и будущего системы.

1. Что представляет собой современная система ESP?

Прошло всего пара десятков лет с момента появления первой системы электронной стабилизации, а на рынке уже хорошо себя зарекомендовала ESP девятого поколения.

ЭВОЛЮЦИЯ ESP

ESP-Evolution für Pressebild 10’2014_dt und engl.ai

Для начала давайте вернемся в далекий 1978 год. Тогда впервые на автомобиле стали серийно устанавливать систему ABS (антиблокировочную систему), не позволявшую колесу во время торможения полностью блокироваться. Тем самым водитель получал возможность контролировать траекторию движения. Трудно оценить всю важность и необходимость этой системы, но тот, кто хоть раз в жизни, тормозя «в пол», пересекал четыре полосы по диагонали, не имея возможности корректировать направление движения, пользу ABS осознает в полной мере.

Прошло еще 8 лет, и на машины стали устанавливать систему TCS (Traction Control System) — противобуксовочную тормозную систему. Она предотвращает пробуксовку колес при старте. Эти системы, ABS и TCS, используют одни и те же датчики и исполнительные механизмы, разница лишь в программном обеспечении. И наконец, в 1995 году появляется первая программа стабилизации ESP. Электроника стала контролировать не только блокировку и пробуксовку колес, но и поворот автомобиля вокруг вертикальной оси — инженеры смогли обуздать занос автомобиля. Причем если первая ESP состояла из 11 элементов, то в современной системе стабилизации их всего четыре.

www.zr.ru

Что такое система ESP Electronic Stability Program

С каждым годом на дорогах мира появляется все больше транспорта. И за рулем далеко не всегда оказываются опытные и законопослушные водители. Разгоняясь до высоких скоростей, осуществляя опасные маневры и обгоны, зачастую они не в состоянии справиться с автомобилем в экстремальных дорожных ситуациях.

Впрочем, и искушенные автовладельцы не застрахованы от нестандартных обстоятельств, с которыми человеческая реакция и физические возможности справиться не могут.

Именно для этих целей (помощи водителю в предотвращении ДТП) в современные автомобили внедрены так называемые системы активной безопасности. Их предназначение – гораздо раньше человека с помощью электроники отслеживать характер движения автомобиля и в случае наступ­ления угрожающих ситуаций помогать водителю безопасно из них «вырулить».

Читайте также:

По мнению экспертов в области автомобилестроения, система стабилизации курсовой устойчивости (ESP и аналоги) является вторым после ремня безопасности значимым изобретением в сфере автомобильной безопасности. Согласно расчетам специалистов, если бы сегодня все автомобили были оснащены системой ESP, смертность от ДТП была бы втрое меньшей.

Читайте также:

Что такое ESP

В переводе с английского ESP (Electronic Stability Program) означает «электронная программа стабилизации» курсовой устойчивости, а ее главной функцией является автоматическое предотвращение заноса-сноса автомобиля в случае необходимости объезда внезапно возникшего на дороге препятствия.

Модуль ESP – технологичный узел с очень тонкими каналами и сверхточной подгонкой деталей, поэтому грязая тормозная жидкость может очень легко нарушеть его работу.

У автомобилистов возникновение на пути следования внезапного препятствия принято называть «появлением лося». Раньше, до изобретения системы ESP, такие ситуации часто заканчивались тяжелыми авариями.

В странах Северной Европы тяжелые ДТП с переворачиванием автомобиля ассоциировались со встречей с лосем. Крупные животные, чей вес порой достигает 900 кг, неожиданно выскакивали на дороги, и встреча с ними не сулила ничего хорошего водителю и пассажирам.

Читайте также:

В 1987 году по заказу немецкого автопроизводителя Mercedes-Benz компания Robert Bosch GmbH занялась разработкой системы, которая позволяла бы машине в случае “появления лося” совершить безопасный объезд препятствия и удержаться на дороге.
На разработку системы ESP, известной сегодня, ушло около 20 лет. Начиная с 2011 года, во многих странах мира она стала обязательной к установке на все новые модели автомобилей, запускаемые в производство. Причиной тому – сравнение статистических данных последствий ДТП машин, оборудованных ESP и без нее.

Читайте также:

Читайте также:

Как работает ESP

На сегодня системой стабилизации курсовой устойчивости оснащают уже множество автомобилей разных классов, вплоть до бюджетных. При этом стоит понимать, что ESP – это модернизированная антиблокировочная система тормозов (ABS), в которую добавлены датчики поворота руля, бокового ускорения и поворота автомобиля вокруг вертикальной оси.

Если компьютер замечает, что заданная траектория движения (по информации с датчиков о повороте руля, вращения вокруг вертикальной оси и поперечном ускорении) не совпадает с реальной траекторией движения, система снижает обороты двигателя и через гидромодуль активизирует тормозные механизмы одного или двух колес таким образом, чтобы на вертикальную ось автомобиля подействовал момент противовращения, который, собственно, и стабилизирует автомобиль.

Таким образом исключается занос и сохраняется курсовая устойчивость машины. То есть система стабилизации курсовой устойчивости с помощью электроники корректирует положение автомобиля, позволяя объехать препятствие.

Скорость реакции ESP – 20 миллисекунд, что существенно превосходит человеческие параметры. Система срабатывает молниеносно еще тогда, когда машина только начинает терять управление, а водитель даже не успел понять, что началось боковое скольжение.

Читайте также:

Cостояние тормозов и ESP

Многие автовладельцы знают, насколько быстро происходит ускорение их транспортного средства, но далеко не все понимают, какое время требуется машине, чтобы затормозить на той или иной скорости.

Специалисты утверждают: система, которая позволяет остановить автомобиль, должна быть минимум в три раза эффективнее системы разгона. Если, к примеру, ваша машина в состоянии разгоняться до 100 км/ч за 10 с, то ее тормозная система обязана срабатывать не дольше 3,5-4 с. И чтобы соответствовать таким параметрам, она обязательно должна быть исправной, ведь системы и ESP, и ABS – это «умная электроника», «прикрученная» к тормозам.

Поэтому именно от состояния последних, в первую очередь, зависит длина тормозного пути, радиус заноса автомобиля и эффективность срабатывания системы курсовой устойчивости.

Когда ESP мешает

На сегодняшний день ESP считают одной из самых эффективных систем активной безопасности, ведь, по сути, она существенно компенсирует ошибки управления, сводя к минимуму занос автомобиля.

Однако, увы, ее возможности ограничены, а некоторые специалисты по контраварийному вождению утверждают, что, пусть и в редких случаях, но она может даже навредить.

Эксперты и автопроизводители утверждают, что система ESP неэффективна, мешает, а иногда и вредна в таких случаях:

  • если радиус поворота слишком мал, программа стабилизации не сможет помочь;
  • при движении по песку и сыпучему грунту она зачастую будет мешать;
  • нередко она становится помехой при низких температурах и при езде по снегу и льду;
  • когда автомобиль застрял в грязи, программа стабилизации может стать помехой, чтобы вытащить машину.

В целом же можно сказать, что система стабилизации курсовой устойчивости хотя и очень полезна, но: не является панацеей, не решает всех проблем водителя, а лишь помогает ему. Оказавшись в сложной дорожной ситуации, человек должен сам не терять присутствия духа, пытаться выйти из положения. А система ESP «подставит механическое плечо», добавив силы, ловкости и сноровки.

Полезные советы

Слушайте тормоза. Появление скрежещущих и свистящих звуков говорит об их значительном износе. Согласно предписаниям автопроизводителей, износ тормозного диска на 2-3 мм считается уже критичным.

Залогом надежной работы тормозной системы является равномерный износ рабочей плоскости тормозного диска и тормозных колодок. Поэтому многие эксперты рекомендуют устанавливать на автомобиль колодки и тормозной диск одного производителя.

  • Размышляя над тем, какие колодки лучше выбрать (дешевые или более дорогие), знайте, что одной из важнейших характеристик тормозных колодок является твердость. Колодка не должна быть чрезмерно твердой, чтобы не слишком бысто износить диск, мягкая же колодка сама износится быстро. Применение очень твердых или мягких тормозных колодок снижает эффективность работы тормозной системы. И помните: критичная остаточная толщина фрикционного слоя на тормозных колодках составляет 2-4 мм.

  • По времени эксплуатации следует придерживаться правила: на срок службы одного диска нужно расходовать два комплекта колодок.
  • При обслуживании тормозных механизмов используйте специальную смазку, не содержащую примесей металлов (алюминия, меди). Это важно для предотвращения образования химической реакции между компонентами смазки и солями, которыми посыпают наши дороги.
  • Своевременно меняйте тормозную жидкость и периодически проверяйте степень ее увлажненности.

Важное о тормозной жидкости

Автомобили с системой ESP предъявляют серьезные требования к используемой тормозной жидкости, ведь во время активации клапан блока управления срабатывает до 60 раз в секунду. Чем гуще тормозная жидкость, тем грубее реакция системы. А это увеличивает срок ее срабатывания и, значит, снижает безопасность.

Сейчас в линейке продукции Bosch появилась тормозная жидкость ENV4 и ENV6. Если ENV4 обладает повышенными физическими параметрами и может быть залита в бачок с любой ранее примененной жидкостью стандарта DOT4, то ENV6 – это жидкость нового поколения, которая обладает уникальным сочетанием низкой вязкости и высокой температуры кипения (по сравнению с любыми аналогичными продуктами стандарта DOT) и может стать заменой любого стандарта DOT: 3,4,5.1, кроме силиконовой 5.0.

Bosch ENV6 была создана для самых современных и будущих систем безопасности автомобилей, производители которых требуют долгосрочной сверхнадежной работы всех компонентов, контактирующих с тормозной жидкостью, что обеспечивают также высокие смазывающие характеристики.

Благодаря ENV6 увеличивается период замены на 50% от привычного для автовладельца, то есть повышается его безопасность и снижаются затраты на ремонт гидравлических компонентов тормозной системы.

Зачем нужна качественная смазка

Одним из важных факторов эффективной работы тормозной системы, а значит, и систем ABS и ESP, является использование качественной смазки, не содержащей кислот и металлов. Это важно для предотвращения химической реакции металлических компонентов смазки и дорожных реагентов (солей), влияющих на искажение электрического сигнала к блоку управления от датчиков, располагающихся близко к колесам.

При антишумовом и антикоррозионном обслуживании тормозов автомобилей с ABS и ESP эксперты фирмы Bosch рекомендуют применять специализированный продукт Bosch Superfit, который не только защитит компоненты суппортов и колодок, но и сохранит эффективную работу систем безопасности ABS и ESP.

Читайте также:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

www.autocentre.ua

Как работает система стабилизации ESP: victorborisov — LiveJournal


Несмотря на тот факт, что система электронного контроля устойчивости уже более 15 лет устанавливается на автомобили, большинство водителей до сих пор не понимает как она работает. При этом существует две крайности: одни полностью полагаются на электронику не принимая в расчёт законы физики, а другие твёрдо уверены, что электроника им только мешает.

Попробуем вместе в этом разобраться.


Массовое внедрение систем контроля курсовой устойчивости началось в конце 90-х годов прошлого века. В то же время произошёл один из самых скандальных случаев в истории компании Mercedes, когда представленный осенью 1997 года новый А-класс (без системы стабилизации) позорно перевернулся на прохождении «лосиного теста». Именно этот случай в какой-то мере стал толчком к массовому оснащению автомобилей системами электронной стабилизации.

Первое время система предлагалась в качестве опции на автомобилях представительского и бизнес-класса. Затем она стала более доступной и для более компактных бюджетных автомобилей. В настоящее время система электронного контроля устойчивости является обязательной (в Европе, США, Канаде и Австралии) для всех новых легковых автомобилей начиная с осени 2011 года. А с 2014 года абсолютно все продаваемые автомобили должны быть оборудованы системой ESP.

Как работает ESP

Задача системы стабилизации помочь автомобилю двигаться в том направлении, куда повёрнуты передние колёса. В простейшем представлении система состоит из нескольких датчиков, контролирующих положение автомобиля в пространстве, электронного блока управления и насоса с раздельным управлением тормозными магистралями каждого колеса (он же используется для работы антиблокировочной системы ABS).

Четыре датчика на каждом колесе с частотой 25 раз в секунду отслеживают скорости вращения колёс, датчик на рулевой колонке определяет угол поворота рулевого колеса, и еще один датчик расположен максимально близко к осевому центру автомобиля — Yaw sensor, фиксирующий вращение вокруг вертикальной оси (обычно это гироскоп, но в современных системах используются акселерометры).

Электронный блок сопоставляет данные о скорости вращения колёс и боковых ускорений с углом поворота рулевого колеса и если эти данные не совпадают, то происходит вмешательство в систему подачи топлива и тормозные магистрали. Важно понимать, что система стабилизации не знает и не может знать правильную траекторию движения, всё что она делает — пытается направить автомобиль в том направлении, куда водитель повернул руль. При этом система стабилизации способна сделать то, что физически не способен сделать ни один водитель — выборочное притормаживание отдельных колёс автомобиля. А ограничение подачи топлива используется для того, чтобы прекратить ускорение автомобиля и максимально быстро его стабилизировать.

Существует два основных случая отклонения автомобиля с намеченной траектории: снос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение передних колёс автомобиля) и занос (потеря сцепления с дорогой и боковое скольжение задних колёс автомобиля). Снос возникает в том случае, когда водитель пытается выполнить манёвр на высокой скорости, и передние колёса теряют сцепление с дорогой, автомобиль прекращает реагировать на вращение рулевого колеса и продолжает двигаться прямо. В этом случае система стабилизации затормаживает заднее внутреннее к повороту колесо, тем самым удерживая автомобиль от сноса. Занос обычно возникает уже на выходе из поворота и преимущественно на заднеприводных автомобилях при резком нажатии на педаль газа, когда задняя ось поскальзывается и начинает двигаться наружу поворота. В этом случае система стабилизации затормаживает внешнее переднее колесо, тем самым гася начинающийся занос.


На самом деле для динамической стабилизации автомобиля используется выборочное торможение с различной интенсивностью не только одного колеса. В некоторых случаях используется торможение двух колёс одной стороны одновременно или даже трёх (кроме внешнего переднего).

Некоторые водители считают, что система стабилизации мешает им ездить, однако простейший эксперимент на ледовой трассе со среднестатистическим водителем за рулём показывает, что без системы стабилизации у него гораздо больше шансов вылететь с трассы, не говоря уже о том, что лучшее время он способен показать только при помощи со стороны электроники.

Если вы не имеете титула мастера спорта по авторалли и при этом уверены, что система стабилизации мешает вам ездить — значит вы просто не умеете ездить правильно и совершенно не знакомы с законами физики, балансом автомобиля и техникой управления автомобилем. А на дорогах общего пользования не существует ситуаций, где отсутствие системы стабилизации может помочь избежать аварии. Больше всего претензий к системе стабилизации у водителей, которые не понимают простой истины: Электроника пытается направить автомобиль в том направлении, куда повёрнуты передние колёса.

У разных автопроизводителей разные настройки чувствительности и скорости срабатывания системы стабилизации. Это в том числе связано с массой и габаритами автомобиля. Некоторые системы обладают крайне высокой чувствительностью, это сделано потому, что снос и занос проще всего погасить в самом начале, не дожидаясь критических углов отклонения автомобиля от траектории.

Система стабилизации будет лишней только в двух случаях — либо вы хотите эффектно покружиться волчком, либо вы мастер спорта и на гоночной трассе у вас стоит задача проехать как можно быстрее. В этом случае система стабилизации будет мешать использовать управляемый занос для доворота автомобиля (особенно при использовании техники смены скольжения с одной стороны на другую), а ограничение подачи топлива не позволит ускоряться в боковых скольжениях.

При этом даже включенная система стабилизации в разумных пределах позволяет скользить боком в управляемом заносе. Всё, что для этого нужно — не вращать руль в сторону заноса, т.к. это приведёт к моментальному вмешательству электроники (машина скользит в одну сторону, а поворачивая руль вы направляете её в другую). Если же на выходе из поворота вам надо ускориться, а система стабилизации ограничила подачу топлива, то просто поставьте руль прямо, реальное направление движения автомобиля совпадёт с требуемым и система стабилизации прекратит своё вмешательство. То есть необходимо просто ездить правильно, чтобы передние колёса всегда были направлены туда, куда реально едет автомобиль.

Но учиться правильно управлять автомобилем нужно с выключенной системой стабилизации, иначе у вас не будет навыков чтобы определить начало сноса или заноса, и соответственно правильно рассчитывать скорость при выполнении манёвров. Единственной возможностью в случае, если автопроизводитель не предусмотрел возможность отключения электроники штатными средствами — отключить один из датчиков скорости с любого колеса или предохранитель насоса ABS. При этом следует иметь ввиду, что вы также лишитесь антиблокировочной системы и системы распределения тормозных усилий по осям.

Система стабилизации не в силах изменить законы физики и она эффективна до тех пор, пока не достигнут предел сцепления шин с дорогой. Во всех остальных случаях она является главным элементом активной безопасности любого современного автомобиля.

victorborisov.livejournal.com

Система курсовой устойчивости ESP как способ избежать заноса

Система курсовой стабилизации автомобиля в движении имеет 20-летнюю историю развития, в течение которой она получила всеобщее признание, и применяется в настоящее время практически на всех моделях современных автомашин. Она предназначена для автоматической корректировки курсового положения автомобиля в условиях заноса.

ESP стабилизирует положение автомобиля в условиях заноса

Каждый производитель автомобильной техники систему курсовой устойчивости на своих моделях называл по-разному. Поэтому она имеет много разных сокращённых наименований, способных ввести в заблуждение неискушённых автолюбителей. Первые автоматы курсовой стабилизации немецких автомобилей Mercedes Benz и BMW получили название Elektronisches Stabilitatsprogramm.

ESP и его синонимы

Содержание статьи

Аббревиатура этого наименования ESP получила самое большое распространение и применяется практически на всех моделях европейских и американских производителей авто. На других моделях можно встретить такие сокращения и названия системы курсовой устойчивости:

  • на моделях Hyundai, Kia, Honda её принято называть Electronic Stability Control ESC;
  • на моделях Rover, Jaguar, BMW устанавливается динамический стабилизатор управления Dynamic Stability Control – DSC;
  • на Volvo она носит название Dynamic Stability Traction Control – DTSC;
  • на японских марках Acura и Honda она получила название Vehicle Stability Assist – VSA;
  • на «Тойотах» применяется наименование Vehicle Stability Control — VSC;
  • такое же оборудование под именем Vehicle Dynamic Control (VDC) используется на авто марки Subaru, Nissan и Infiniti.

Несмотря на большое количество имён, всё это оборудование используется для достижения одной цели – помочь водителю справиться с управлением на скользкой, мокрой или покрытой гравием дороге, где маневрирование автомашины приводит к заносам и потере курса.

Система курсовой устойчивости глазами экспертов

Основная цель этой системы состоит в предотвращении срыва автомобиля в занос и бокового скольжения за счёт изменения передаваемого момента вращения на одно из колёс ведущей пары.При этом происходит предотвращение дальнейшего развития начавшегося заноса и стабилизируется положение машины на траектории перемещения во время выполняемого манёвра на скользкой дороге. В отдельных технических источниках она называется противозаносной системой, потому что такая ESP в автомобиле устраняет заносы и обеспечивает этим устойчивость удержания курса.

Эта картинка хорошо иллюстрирует работу системы ESP, которая удерживает автомобиль в крутом повороте

Действенность использования оборудования автоматической курсовой стабилизации подтверждается научными изысканиями, проведёнными экспертами американского института IIHS. По результатам проведённых исследований было выявлено, что использование ESP в автомашинах, попавших в дорожное происшествие, сократило смертность ДТП от 43 до 56%. Случаи переворачивания авто со смертельным исходом снизились на 77-80%. Автомобиль, оборудованный ESC, имеет значительно меньшую вероятность опрокидывания по сравнению с необорудованным автомобилем.

Данные германских страховых компаний свидетельствуют о том, что 35-40% всех смертельных ДТП могли бы быть предотвращены либо иметь более благоприятный исход, если бы на авто их участников была установлена система курсовой устойчивости. По мнению экспертов, данное оборудование однозначно оказывает помощь автолюбителю в экстремальных ситуациях. Оно во многих случаях является палочкой-выручалочкой малоопытных автолюбителей.

Устройство и работа оборудования ESP

Современное оборудование контроля курсовой стабильности работает в комплексе с системой антиблокировки колёс ABS, заодно используя её механизмы. Единый комплекс этих двух систем работает согласованно, выполняя одновременно несколько процедур по обеспечению безопасного движения автомобиля. Структура системы курсовой устойчивости состоит из:

  • управляющего блока, представляющего собой контроллер, непрерывно сканирующий состояние различных сигнализаторов и считывающий их сигналы;
  • датчики АБС, определяющие скорость вращения колёс;
  • датчики разворота рулевого колеса;
  • датчики давления в цилиндрах тормозов;
  • G-сенсор, прибор чувствительный к боковой скорости и ускорению автомобиля и фиксирующий появление скольжения в боковом направлении.

Таким образом, на входах контроллера постоянно имеется информация о скорости движения, об угле разворота руля, оборотах двигателя, давления в цилиндрах тормоза, об угловой скорости поперечного скольжения и её градиенте. Информация с датчиков непрерывно сравнивается с расчётными данными, запрограммированными в контроллере. При наличии отклонений контроллер вырабатывает корректирующие управляющие сигналы, поступающие на исполнительные механизмы тормозных цилиндров, подтормаживающие соответствующие колёса для возвращения траектории движения автомобиля к расчётной кривой.

Выбор подтормаживающих колёс и степень их торможения определяется системой автоматически и индивидуально, в зависимости от возникающей ситуации. Для автоматического торможения колёс применяется гидравлический модулятор ABS, который создаёт дополнительное давление в тормозных цилиндрах. В то же время в систему подачи топлива на двигатель поступает опережающий сигнал, уменьшающий поступление горючей смеси. В результате одновременно с торможением осуществляется уменьшение вращающего момента, подаваемого на колесо.

Примеры и особенности работы системы ESP

Чтобы наглядно представить, что такое ESP в автомобиле, обратите внимание на рисунки.

На этой иллюстрации все прекрасно видно и понятно

На данной картинке показаны линии вероятного движения автомобиля при превышении максимально допустимой скорости вхождения в крутой вираж на трассе. При повороте руля начинается занос машины. На левом рисунке красным пунктиром показана линия движения автомобиля без ESC при торможении водителем (машину разворачивает поперёк с выездом на встречную полосу). На правом рисунке красным пунктиром обозначена траектория движения без торможения, когда машину выносит в кювет. Зелёной линией и факелами на обеих картинках обозначены траектория движения автомобиля, оборудованного системой ESC, и колёса, которые автоматически подтормаживаются системой при появлении заноса.

Благодаря выборочному торможению системы ESP происходит стабилизация направления движения автомобиля

Система контроля срабатывает и действует в любых ситуациях, будь то разгон, накат или торможение. Алгоритм работы схемы контроля определяется возникающей ситуацией и системой привода колёс. Например, если при повороте машины влево срабатывает датчик заноса заднего моста, то ESC сокращает подачу топлива в двигатель и замедляет скорость. Если данная мера не устраняет занос, то происходит частичное торможение переднего правого колеса. За этой операцией следует дальнейшее действие по установленной программе, пока не будет устранено возникшее боковое скольжение задних колёс.

В ESP предусмотрена возможность регулирования трансмиссии в автомобилях с электронным управлением АКПП. В таких автомобилях происходит автоматическое переключение на низшую передачу при появлении скольжения по аналогии с зимним способом вождения. Опытные водители, которые привыкли ездить на предельных скоростях и возможностях, отмечают, что система стабилизации курса мешает водить автомашину в таком режиме.

Система стабилизации машины ESP. Принципы управления

Такие ситуации могут возникать в определённые моменты, когда требуется увеличить тягу двигателя, а система контроля наоборот уменьшает её, устраняя скольжение автомобиля. Для таких случаев конструкторы устанавливают выключатели, с помощью которых можно принудительно отключить контрольную систему и осуществлять полностью ручное управление автомашиной.

Оборудование автоматической стабилизации курса входит в бортовой комплекс активной безопасности машины. Основное достоинство системы в том, что оборудованный ею автомобиль становится более послушным и нетребовательным к квалификации водителя. От него требуется только поворачивать руль, а система уже дальше самостоятельно выполняет все необходимые действия для правильного выполнения манёвра.

Однако всегда нужно помнить, что эта система также имеет пределы своих возможностей. При слишком большой скорости или слишком маленьком радиусе поворота даже самая совершенная система контроля устойчивости не сможет спасти машину от неконтролируемого заноса и переворота

avtomotoprof.ru

Система электронного контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот

Электронная система контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап предназначена для повышения безопасности и удобства вождения автомобиля. Система ESP сравнивает фактическую траекторию движения автомобиля в сравнении с задаваемой водителем.

Система электронного контроля устойчивости ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, функции TCS, НВА, ННС и OffRoad, назначение, включение и порядок работы.

При обнаружении несоответствия траектории движения автомобиля задаваемой водителем и фактической, происходит автоматическое вмешательство в работу тормозной системы автомобиля и работу системы двигателя. С целью поддержания заданной водителем траектории движения, для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.

Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.

При включении зажигания в комбинации приборов сигнализаторы отключения, функционирования и неисправности ESP, включаются примерно на 3 секунды. После чего система ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап активируется. В случае, если система вступает в работу, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP, начинает мигать.

Работа системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап может сопровождаться легкой пульсацией и автоматической работой тормозных механизмов. Это не является отклонением от нормы. Для улучшения тягово-сцепных свойств автомобиля на грязной или скользкой дороге, частота вращения коленчатого вала при нажатии на педаль акселератора (даже до упора) может не увеличиваться. Это необходимо для поддержания автомобиля, чтобы сохранить сцепление колес с дорожным покрытием. И не является признаком неисправности.

Не рекомендуется устанавливать на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап шины, размер которых отличается от установленных на заводе изготовителе. При замене шин на отличные от установленных, для обеспечения корректной работы системы ESP и спидометра необходимо прописать размер новой шины в памяти электронного блока управления ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап. Для этого необходимо обратиться на СТО.

Чтобы отключить систему ESP, нажмите выключатель отключения системы ESP при работающем двигателе. Продолжительность нажатия около 2-3 секунд. При этом в комбинации приборов загорится сигнализатор отключения системы ESP. Система динамической стабилизации и функция регулирования тягового усилия отключится.

При этом на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка дифференциала отключена». Вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом. Чтобы включить систему ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, нажмите выключатель отключения системы ESP повторно. В комбинации приборов сигнализатор отключения системы ESP погаснет. Автоматическое включение системы произойдет при превышении скорости 75 км/ч и при выключении зажигания.

В случае неисправности системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP горит постоянно. При этом необходимо обратиться на СТО для устранения неисправности.

Функция регулирования тягового усилия ведущих колес TCS на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.

Функция TCS управляет крутящим моментом двигателя и тормозной системой тормозным моментом (электронная блокировка межколесных дифференциалов). Обеспечивает движение УАЗ Патриот и УАЗ Пикап без проскальзывания ведущих колес.

В случае если одно из ведущих колес движется по дороге со скользким покрытием с пробуксовкой, TCS начинает регулировать момент двигателя или подтормаживать это колесо. С целью исключения буксования и сохранения устойчивости и управляемости автомобиля.

При срабатывании функции TCS в комбинации приборов сигнализатор функционирования и неисправности ESP мигает. С целью улучшения тяговых свойств УАЗ Патриот и УАЗ Пикап при работе TCS, система ESP может ограничивать крутящий момент двигателя при нажатии на педаль акселератора.

Функция гидравлического помощника торможения НВА на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.

Функция НВА срабатывает при аварийном торможении. Когда водитель нажимает на педаль тормоза быстро, но при этом недостаточно сильно. НВА мгновенно увеличивает давление в тормозной системе. Не дожидаясь от водителя полного нажатия на педаль. Это позволяет автомобилю раньше начать торможение с максимально возможной интенсивностью.

Функция помощи при трогании на подъеме ННС на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.

Функция ННС предотвращает откат автомобиля на уклоне. Удерживая давления в тормозных механизмах после отжатия педали тормоза в течение 2 секунд. Давление в тормозных механизмах падает при нажатии на педаль акселератора или по истечению 2 секунд. Функция ННС работает во всех режимах движения вверх по наклонной поверхности. За исключением движения при заблокированном заднем дифференциале и неисправностях в системе ESP.

Функция OffRoad на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.

При включении зажигания в комбинации приборов сигнализатор внедорожного режима включается примерно на 3 секунды. После чего гаснет.

Функция OffRoad:

— Повышает эффективность торможения на рыхлых поверхностях. Гравий, песок, глубокий снег, грязь.
— Оптимизирует тяговый момент на колесах в случае начала движения и ускорения на рыхлых поверхностях. Гравий, песок, глубокий снег, грязь.

Работа АБС переходит в режим работы «АБС OffRoad». В режиме OffRoad допускается кратковременная блокировка колес с целью «нагревания» перед колесами, на рыхлых поверхностях, гравия, песка, снега, грязи и т.п. Это дополнительно способствует остановке автомобиля. Включение функции осуществляется при работающем двигателе нажатием на выключатель внедорожного режима. Продолжительность нажатия около 3 секунд.

При этом в комбинации приборов загорается сигнализатор внедорожного режима. На ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Внедорожный режим» продолжительностью 2-3 секунды. Вывод текстового сообщения сопровождается звуковым сигналом.

Отключение функции OffRoad осуществляется повторным нажатием на выключатель отключения внедорожного режима. Продолжительность нажатия около 1 секунды. Или автоматически при превышении скорости 60 км/ч. Функция OffRoad доступна во всех режимах движения. За исключением режима при заблокированном заднем дифференциале.

Особенности работы системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап.

При движении с работающей системой ESP (TCS) (например, на затяжном подъеме со скользким покрытием или при буксовании в грязи, снегу, песке и т.п.) возможен перегрев тормозов. Это в свою очередь может повлиять на эффективность тормозной системы. В этом случае при торможении потребуется прилагать большее усилие на педаль тормоза, до того момента пока не остынут тормоза. Время остывания тормозов зависит от внешних условий (температура окружающего воздуха, скорость движения автомобиля и т.п).

Доступность системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения.

* — при включении функции OffRoad на ЖК-дисплее комбинации приборов выводятся текстовые сообщения «Внедорожный режим» и «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».
** — при включении режима 4L на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов доступна».
*** — при включении блокировки дифференциала заднего моста на ЖК-дисплее комбинации приборов выводится текстовые сообщения. «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена». «Система помощи при трогании на подъеме отключена». «Антиблокировочная система отключена».

Продолжительность вывода каждого текстового сообщения около 3 секунд.

Доступность функций системы ESP на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап в различных режимах движения при выключении ESP.

* — при выключении ESP на ЖК дисплее комбинации приборов выводится текстовое сообщение «Электронная блокировка межколесных дифференциалов отключена».

В режиме движения 4L+блокировка дифференциала заднего моста, происходит автоматическое полное отключение системы ESP. Повторное включение системы, с доступностью функции ESP в соответствии с режимом 4L, возможно при превышении скорости 30 км/ч. Или при выключении зажигания и при повторном нажатии на выключатель «Блокировки заднего межколесного дифференциала».

Если автомобиль застрял в снегу, грязи, в песке и т.д., попытайтесь освободить автомобиль «враскачку» движением вперед-назад. Для исключения снижения крутящего момента двигателя, для раскачки автомобиля при застревании в снегу или грязи отключите систему ESP.

Похожие статьи:

  • Система электронного контроля устойчивости ESP на Уаз Патриот и ее функции TCS, HBA, HHC, OffRoad.
  • Система Круиз-контроль и Ограничитель скорости на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, назначение, активация и деактивация, режимы обгона и переключения передач.
  • Система помощи при парковке УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, назначение, принцип и порядок работы, расположение датчиков, камера заднего вида.
  • Как и когда включать блокировку дифференциала заднего моста на УАЗ Патриот и УАЗ Пикап, ограничения по использованию блокировки во время движения автомобиля.
  • Система безопасной парковки УАЗ Патриот и УАЗ Патриот Экспедиция, назначение, принцип и порядок работы, расположение датчиков системы.
  • Электронная противоугонная система УАЗ Патриот и УАЗ Пикап с двигателем ЗМЗ-409051 и ЗМЗ-409052, ЗМЗ ПРО и блоком управления двигателем Bosch ME 17.9.71.

auto.kombat.com.ua

Зачем нужна система курсовой стабилизации (ESP) в автомобиле?

Конкуренция между производителями вынуждает их заниматься усовершенствованием своих автомобилей, делать их более безопасными, внедрять новые системы. Это привлекает потребителей к продвинутым моделям, повышается спрос на них. Одним из подобных внедрений стала Electronic Stability Program, система динамической стабилизации. Рассмотрим, что такое ESP.

Это продукт разработки известного немецкого концерна Daimler-Benz. Патент на нее был получен в 1959 году, но из-за технического несовершенства ее внедрение в серийное производство было отложено до 1995 года. Первым полигоном для испытания ESP стало элитное купе «Mercedes» 600 CL.

Читайте также: Подушки безопасности (Airbag) — особенности, принцип работы и назначение

Причиной для установки этой системы стали большие размеры этого «мерса» по высоте. На поворотах при высокой скорости движения у машины возрастала вероятность попадания в занос. Использование системы динамической стабилизации позволило добиться желаемого результата: безопасность движения существенно улучшилась.

Что это – ESP?

Появление системы обусловлено развитием электронной промышленности, так как ее работа основана на управлении курсовой устойчивости авто подобным блоком. Сейчас прогресс дошел до такого уровня, что установка ESP считается обычным делом для всех автомобилей, в том числе и машин бюджетного сегмента. В первое же время ею могли похвастаться только авто премиального класса.

В разных марках она может называться по-разному: VSC, DSC, ESC и т. д. Каждый завод-изготовитель по-своему трактует название.

Расскажем на примере популярных брендов, как может быть зашифрована система:

  • DTSC – в автомобилях «Volvo»;
  • ESC – известных азиатских марках «Kia», «Huyndai», «Honda»;
  • VSA – японской «Acura»;
  • DSC – «BMW», «Jaguar», «Land Rover»;
  • VSC – «Toyota»;
  • VDC – «Nissan», «Infiniti», «Subaru».

Вне зависимости от аббревиатуры суть ее не меняется. Она следит за выбранным курсом движения автомобиля и предотвращает возможные негативные явления.

Во время движения по дороге возникают факторы, которые могут изменить курс машины. Это:

– перестройка между рядами;

– обгон;

– прохождение поворотов;

– возникновение экстремальных ситуаций.

В этих случаях возрастает вероятность, особенно на мокрой или скользкой дороге, попадания в занос. Это чревато созданием аварийной ситуации, получением травм водителем и пассажирами, серьезными повреждениями машины.

Электронные «мозги» автомобиля при помощи датчиков внимательно следят за изменением направления движения и влияния поперечных сил на транспортное средство. При получении информации, что машина выходит за рамки дозволенных параметров, ЭБУ дает команду на механизмы трансмиссии, которая выравнивает колеса в нужном положении.

Устройство и принцип работы ESP

Система динамической стабилизации или, как ее еще называют, курсовой устойчивости, состоит из электронного блока управления и датчиков. Последних – несколько.

Они установлены на передней и задней оси автомобиля:

  1. G-сенсор (поперечного ускорения).
  2. Угловой скорости.
  3. Скорости вращения колес (входят в систему ABS).
  4. Давления жидкости в системе торможения.
  5. Расположения руля.

Помимо антиблокировочной системы колес (ABS), ESP активно взаимодействует с противопробуксовочным блоком (ASR), устройствами распределения тормозных усилий (EBD) и блокировки дифференциала (EDS). Все они являются частями единой системы активной безопасности автомобиля.

Получив тревожную информацию от датчиков, ЭБУ раздает команды для приведения в работу вспомогательных устройств. ESP выполняет крайне важную работу, о которой водитель порой не догадывается: автомобиль сохраняет курсовую устойчивость, продолжает нормальное движение.

Механизм исполнения

Вопрос: зачем нужна эта система – сейчас не стоит даже у скептиков. Своей работой она доказала свою эффективность. ESP самостоятельно определяет: работу какого из колес машины нужно стабилизировать. Это может быть левое или правое, переднее или заднее, одно или несколько колес.

Рассмотрим ситуацию. При прохождении правого поворота из-за большой скорости передние колеса попали в занос. Чтобы выровнять положение, умное устройство притормаживает заднее, ближнее к повороту, колесо, добиваясь попадания в поворотный радиус колес передней оси. В это же время подается команда на снижение оборотов мотора. Если в занос на подобном повороте попала задняя ось авто, то аналогичные действия происходят с передним левым колесом.

Противозаносная система, народное название технического термина, обладает следующим алгоритмом работы:

  1. Датчики передают информацию о критическом изменении параметров в электронный блок управления.
  2. ЭБУ отправляет команду на то колесо, которое необходимо притормозить.
  3. Гидроблок ABS повышает давление жидкости в этой части тормозной системы.
  4. Одновременно передается сигнал о снижении подачи горючего, тем самым замедляя движение автомобиля и уменьшая скорость вращения колес.

Комплекс этих мер безопасности позволяет выправить ситуацию, предотвратить занос. Система курсовой устойчивости эффективно работает как с механической КПП, так и «автоматом». В последнем случае оно изменяет режим движения, «заставляет» переключаться АКПП на низшую передачу.

ESP действует в любой фазе движения. Это может быть: торможение, движение накатом, старт и т. д. Ее реакция на появление нестандартной ситуации мгновенная – 20 мс. Система успевает сработать на различной скорости движения автомобиля при любой передаче.

Рекомендации по работе с ESP

Не следует думать, что применение подобной системы дает возможность водителю менее внимательно относиться к управлению машиной. Возможности «умного» устройства не безграничны.

Оно не сможет принести помощь, а автомобиль избежать печальных последствий при:

  • движении в гололед;
  • эксплуатации машины с «лысой» резиной;
  • вхождении в поворот с малым радиусом на высокой скорости.

Для обеспечения эффективной работы ESP шины должны быть накачаны по нормативам. Их типоразмер обязан соответствовать требованиям производителя для конкретной модели. Система не будет правильно работать при размещении на колесах цепей противоскольжения, дефектах механизмов двигателя, трансмиссии.

На некоторых автомобилях установлена кнопка отключения работы ESP. Это дает возможность водителям со стажем самостоятельно выходить из затруднительной ситуации, применяя на практике свои знания. Совмещать в таком случае работу системы и свои попытки решения выравнивания курса авто, не рекомендуется.

Например, опытный автолюбитель, пытаясь выйти из заноса, нажимает педаль газа. В этот же момент ЭБУ устройства дает обратную команду на снижение оборотов. Возникают противоречия в работе, что существенно влияет на безопасность движения.

Отключать ESP рекомендуется при поездках по сыпучей поверхности, допустим, пескам, где ее работа становится неэффективной.

Понравилась статья? Поделитесь в соц. сетях:

www.cars-life.org

Система курсовой стабилизации ESP, все подробности

Раньше удержать транспортное средство на положенной траектории было довольно трудно и проблематично.

Рулевое управление было тяжелым, и даже опытные водительские руки порой были явно недостаточным способом точного управления.

Технологии не стоят на месте

Сегодня ездить стало лучше – и шины появились продвинутые, и рули усилителями оснастили. Но главное – на вооружении водителей сегодня есть система курсовой стабилизации, называемая ESP.

Что такое ESP, когда изобрели ее? Почему так долго ее внедряли? Из чего состоит система? Как это работает? Какова роль данного электронного помощника? В каких случаях машина теряет свою курсовую стабильность?

На все эти вопросы вы получите ответы читая статью дальше.

Обладателями иномарок с ESP успели стать уже многие люди, а еще многие желают совершить такую покупку.

И это не удивительно, ведь благодаря действию умной электроники траектория езды автомобиля стабилизируется, а потом сохраняется в нужном параметре.

 

Чаще всего систему курсовой устойчивости ESP необходимо активировать в критических случаях.

Год создания

Придумали данного помощника немцы, когда шел далекий 1995 год. Этот год признан годом разработки, но на машинах ESP появилась еще не скоро.

Эксперименты длились долго, специалисты из Германии давали лишь приблизительные подсчеты, а потому разработка существенно задерживалась.

Устройство и принцип работы

Функциональными частями ESP являются многочисленные датчики, задача которых – контролировать положение автомобиля в пространстве.

Помимо этого, электроника системы ведет контроль за работой всей автомобильной электроники, гидравлики тормозного контура, а также модулей помпы.

Согласно этому, ESP позиционируется как система обеспечения активной безопасности.

Датчики, которые производители располагают на каждом из колес машины, собирают необходимую информацию.

В частности, они фиксируют угловую скорость колес автомобиля, а потом отправляют информацию на обработку в электронный блок управления.

Помимо колесных датчиков, есть еще датчик и на рулевом колесе – он призван следить за поворотом последнего.

Информация об этом, естественно, тоже идет на электронный модуль.

После получения всех требуемых данных начинается сравнение информации и, если надо, регулировка подачи топлива.

Если ситуация экстремальна, то подача топлива будет ограничиваться очень существенно, а также каждое колесо начнет независимое торможение.

Пара микропроцессоров стабилизирующей системы обеспечивает фактически мгновенный сбор информации и быструю ее обработку.

Можно сказать, что реакция ESP на усложнившуюся обстановку будет молниеносной.

Когда эффективна система

 

Нарушение курсовой стабилизации машины происходит лишь в двух случаях:

  1. Занос — машина потеряла сцепление, и ее задние колеса заскользили по дорожной поверхности.
  2. Снос — тут скользить начинают уже передние шины, но сцепление с дорогой тоже теряется.

Заносы и сносы могут привести к ДТП, к опрокидыванию автомобиля под трассу и другим нежелательным последствиям.

 

Система курсовой стабилизации ESP предотвратила уже немало аварий, а сколько людей выживет еще, благодаря ее действию?

Поэтому выбирая автомобиль обязательно обращайте внимание на наличие данной системы в понравившейся

Оцените статью

autotopik.ru

alexxlab / 07.09.2017 / Разное

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны для заполнения *