Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Протектор шин: лучший рисунок протектора для зимы

Содержание

лучший рисунок протектора для зимы

Содержание



Когда предстоит выбрать комплект шин для очередного зимнего сезона, глаза начинают разбегаться от обилия вариантов. В статье мы попытаемся расставить по полочкам зимние шины по разновидностям протектора и предназначению каждого, чтобы вы могли сами для себя ответить на вопрос: какой протектор лучше для зимних шин.


Чтобы понять какой рисунок протектора лучше для зимней резины, к какому климату больше пригоден ее компаунд и по каким дорогам на ней можно ездить, не обязательно быть профессионалом в области «чтения» резины, по одному только взгляду на ее протектор определяющим ее прошлое и будущее. Вся информация всегда содержится на самой покрышке, и вам достаточно разобраться что означает та или иная маркировка.

Возьмите любую шину и посмотрите на ее боковину. От цифр буквально рябит в глазах, но нам нужны далеко не все. Находим похожую группу: 185/60 R15 84Н XL M+S.

Здесь нет ничего сложного – каждая маркировка отвечает за свой показатель. Разберем данный ребус:

  • Первая цифра «185» – это ширина профиля зимней покрышки;

  • Вторая цифра «60» – высота профиля к ширине в %. Эта цифра отвечает за размер шины: чем этот показатель больше при той же ширине, тем изделие крупнее.

  • «R» – шина с радиальным кордом. Иные довольно редкое явление.

  • «15» – внутренний диаметр посадочного места на шине. Равен внешнему диаметру диска.

  • «84» – индекс максимальной нагрузки на колесо (500 кг). Расшифровку других цифр (70-111) можно найти в специальной таблице.

  • «Н» – индекс максимально допустимой скорости (210 км/ч), при которой покрышка будет хорошо работать в течение нескольких часов. Значения других маркеров (L-Z) также см. в таблице.

  • «XL» – усиленная резина с дополнительным запасом прочности.

  • «M+S» – знак, который говорит о том, что шина предназначена для передвижения по грязи и снегу. Ставится либо на зимние шины, либо на всесезонные.

  • «RunFlat» ставится только на тех покрышках, где используется одноименная технология защиты от проколов.


И значок в виде снежинки на фоне горного пика. Он обозначает разновидность покрышки, которая специально приспособлена под низкие температуры и «снежные» условия вождения. Использовать ее летом и ездить целый год точно не стоит.

Знать размерность резины важно для того, чтобы понимать к каким условиям ее применять. Низкий профиль угрожает целостности диска, если неудачно наехать на бордюр или трамвайный путь, так что разумнее брать профиль повыше и пожертвовать внешней эстетикой. Более широкие шины лучше проходят по рыхлому снегу и не закапываются в нем. Также они стабильнее держатся на сухом асфальте, чем более узкие представители, где пятно контакта намного меньше. Однако, чем покрышки уже, тем быстрее с них удаляется излишки воды и слякоти, а значит узкий протектор удобнее для передвижения по мокрой трассе. Здесь выбор зависит сугубо от условий езды.


Существует два основных вида протекторной конструкции – это так называемая «европейская» разновидность покрышек и «скандинавская». Каждая отвечает своим условиям эксплуатации, у каждой есть свои достоинства и ограничения. Путать их категорически не следует.

«Скандинавский» протектор предназначен для передвижения по заснеженным территориям, где «голый» асфальт довольно редкое явление. Блоки на рабочей поверхности очень крупные и расположены в удалении друг от друга, водоотводящие канавки между ними широкие и очень глубокие, зацепных ламелей очень много. Во многих шинах есть стальные зубья, но о них ниже. Такие шины лучше гребут снег, что позволяет колесам выбираться из сугробов; их ламели и ошиповка цепляются за скользкие зимние поверхности, вроде ледяного или укатанного снежного покрытия.

«Европейский» представляет собой более «мягкий» вариант зимнего дизайна, специально приспособленный для бесснежной зимы с частыми оттепелями и слякотью. Данные модели наиболее приближены к хорошей всесезонной резине. Блоки тут расположены более кучно, а канавки соответственно уже и мельче, чем на «скандинавском варианте». Такая конструкция лучше отводит и впитывает воду, а также плотнее контактирует именно с ровной асфальтовой поверхностью в тех областях страны, которые не знают снегопадов и гололеда.

Однозначно сказать, какой из них лучше, нельзя, ибо каждый разработан для своих условий. В «скандинавской» резине можно уверенно ездить по территории большинства регионов России: высокие блоки и сцепные ламели будут успешно цепляться за снежный субстрат (снег и слякоть), самоочищаться и держать машину на скользких участках. Однако «обувать» такие в Южном Административном округе – большой риск, так как на асфальте «скандинавские» покрышки, да еще с шипами, будут вести себя непредсказуемо и скользить на мокрых трассах из-за меньшего пятна контакта. Соответственно машине в «европейских» шинах не стоит ехать в северные регионы России – сплошная рабочая поверхность без частых сцепных кромок и широких канавок никак не справится с грязью и снегом.


Еще зимние покрышки различаются по разновидности протекторного дизайна. Он не оказывает такое сильное воздействие на поведение автомобиля, но не учитывать его вовсе не стоит.

Есть три варианта дизайна для зимней резины:

  • Направленный симметричный рисунок протектора. Здесь блоки и канавки расположены V-образно, что и придает им определенное направление движения. Такой рисунок повышает тяговое усилие.

  • Ненаправленный симметричный – самый распространенный вариант для бюджетных моделей, в котором канавки и блоки расположены максимально оптимальным образом, одинаково подходящим для многих покрытий.

  • Ассиметричный сочетает в себе и направленный, и ненаправленный вариант, чтобы колесо могло лучше справиться с разными климатическими испытаниями. С разных сторон блоки и ламели расположены в разных вариациях: как правило с внешней стороны элементы рисунка сидят более плотно, чтобы быстрее отводить воду и держаться на асфальте, а с внутренней более разряжено, чтобы цепляться за замерзшую или снежную поверхность.


Последний рисунок протектора помогает колесу эффективнее справляться с последствиями снегопада, дождя или мороза. По показателям сцепления ассиметричные покрышки однозначно предпочтительнее, но их стоимость даже у одного производителя значительно выше, чем для других разновидностей. Тем, кто привык к спокойной, аккуратной езде, можно обойтись более дешевым рисунком.


По наличию или отсутствию шипов скандинавские шины также делятся на две больше категории: шипованные или фрикционные («липучки»).

По поверхности шипованных покрышек по определенной схеме раскиданы стальные (реже керамические) зубья, которые «вгрызаются» в дорожную поверхность и успешно держат автомобиль на снежной или ледяной трассе. Соответственно на асфальтовом покрытии они чувствуют себя неважно – из-за ошиповки плотность соприкосновения с поверхностью шоссе намного хуже и ездить по незанесенным снегом асфальтовым дорогам не слишком безопасно из-за длинного тормозного пути и ухудшенной управляемости. Как дополнительный недостаток из-за постоянной работы стальной «колючки» с дорожным полотном возрастает уровень шума в салоне и даже появляется вибрация. Для властей шипованная резина – это особая головная боль, так как из-за железной ошиповки асфальт изнашивается намного быстрее. Во многих европейских странах с мягкими зимами и оперативной системой снегоуборки шиповки вовсе вне закона.

Фрикционные (шины-«липучки») металла лишены. Контакт с шоссе у них происходит за счет иных протекторных элементов – острых граней шашек и ламелей. Конечно, фрикционная резина не является заменой шиповке на льду и снегу, и машина на «липучках» намного хуже будет проходить заснеженные участки и чаще буксовать в сугробах. Однако фрикционный комплект – то, что нужно для передвижения по городскому асфальту, с которым они «дружат» намного крепче, чем покрышки с зубьями. Вдобавок работают они намного тише и не так сильно разбивают дорожную поверхность.

Здесь так же, как и с протекторным устройством – все зависит только от условий эксплуатации. Тем, кто больше ездит по снежным сельским дорогам лучше шипованной резиной не пренебрегать. Жителям больших городов придется по душе именно фрикционный комплект на зиму.


Однозначно невозможно заявить, какой протектор лучше для зимней резины. Чтобы выбрать из двух основных видов, нужно исходить из того, в каком регионе вы живете. «Европейки» хороши в умеренно-континентальном климате, который для нашей страны характерен для Южного Федерального округа, но не севернее – там ездить на них просто опасно. Скандинавская покрышка на зиму, наоборот, предназначена для северных регионов, где она сможет показать себя во всей красе. По разновидности рисунка выбор только на ваш вкус и кошелек – сильно ощутимой разницы нет, но ассиметричный протектор лучше приспособлен для разных условий эксплуатации, но стоит такой значительно дороже, чем симметричные разновидности. Что касается ошиповки, то здесь та же ситуация, как в случае с вопросом «европейки/скандинавки» – у них своя, более суровая сфера применения за городом, когда «липучки» подойдут жителям мегаполисов. Что касается размерности, то для безопасности брать шины лучше с высоким профилем, чтобы обезопасить диск; тогда как ширина рабочей поверхности целиком зависит от ваших условий передвижения – широкое пятно контакта актуально для снежной зимы, узкое для мягкой европейской.

Это лишь один взгляд на этот вопрос, а сколько водителей, столько и индивидуальных историй. Заходите в наш раздел с отзывами и читайте реальный опыт владельцев зимних шин. Там много интересного и важного.

Типы протектора шин для спецтехники

 

«Елка» R4

Тип протектора «елка» предназначен для работы на мягких грунтах и в полях, поэтому «елка» считается сельскохозяйственным протектором. Такие покрышки имеют широкие грунтозацепы, легко самоочищаются и делают ход транспортного средства более мягким. Устанавливаются на тракторы, комбайны и экскаваторы-погрузчики, использующиеся в аграрной промышленности.

 

«Клюшка» G2/L2

Рисунок протектора «клюшка» имеют рисунок протектора повышенного сцепления, обладает максимальным сцеплением на грунте. «Клюшка» – универсальный протектор, который может использоваться на скользкой поверхности, песке и бездорожье. Такая резина обладает хорошей термостойкостью. Может использоваться как шины на фронтальные погрузчики, экскаваторы-погрузчики и другие типы техники.

 

«Волна» Е3/L3

Тип протектора шин «волна» Е3/L3 имеют рисунок протектора с отношением грунтозацепов к пустотам два к одному. Эти шины, предназначенные для эксплуатации на каменистой поверхности, обладают хорошим сопротивлением к повреждениям, вызванными камнями. Шины Е-3 также имеют хорошую теплостойкость, используется на разных покрытиях, наряду с «клюшкой» является универсальным. Такие шины подойдут для работы на угле, песке, гравии, асфальте. Большое пятно контакта с покрытием делает машину устойчивее, обладают высокой прочностью и износостойкостью.

 

 

 

«Прерванная волна»

Тип протектора «Прерванная волна»  предназначен для использования на агрессивных грунтах и каменистых поверхностях. Обладает широкими грунтозацепами и высокой устойчивостью к проколам и порезам, поэтому подходят для участков с высоким риском повреждений.

 

 

«Шашка»

«Шашка» – рисунок протектора с плотным рисунком и усиленной боковиной. Такие шины практически не исстираются и могут использоваться для езды на длинной дистанции. Большая площадь контакта с поверхностью придает транспортному средству стабильность. Могут использоваться как шины для экскаваторов погрузчиков, экскаваторов и других машин.

 

«Карьерный» L5

«Карьерный» рисунок имеют в 2,5 более глубокий рисунок протектора, по сравнению с шинами Е-3. Этот тип рисунка лучше всего подходит для карьерной техники, использующейся в самых тяжелых условиях эксплуатации. Эксплуатации шины L-5 в долгосрочной перспективе обеспечивает экономию средств, за счет увеличения пробега шины и сокращения издержек.

 

«Гладкий» L5S Как правило, гладкий протектор имеет резина для катков и асфальтоукладчиков, она применяется для выравнивания дорог и уплотнения грунта. Также шины с этим протектором могут использоваться в шахтах. Отличаются хорошей износостойкостью и сопротивляемостью к повреждениям и деформации.

 

Купить шины с разными рисунками протектора вы сможете в нашем интернет магазине индустриальных и сельхоз шин «СПЕЦКОЛЕСА»

Чем отличается протектор шин: Шоссейные, грязевые и т.д.

Существенное влияние на характер движение автомобиля оказывает рисунок протектора установленных шин. Различный рисунок протектора имеют шины, предназначенные для движения по дорогам с твердым покрытием. Рисунок протектора представляет собой различные сочетания продольных и зигзагообразных ребер и канавок, комбинации которых придают шинам характерные эксплуатационные свойства. Для использования шин при различных дорожных и погодных условиях мировые производители совершенствуют протектор шин, позволяя достигать высоких ходовых характеристик в процессе их эксплуатации. Рисунок протектора шинпри соответствующих погодных условиях улучшает уровень устойчивости автомобиля в поворотах, сокращает тормозной путь, ведет к экономии топлива и максимальной скорости автомобиля и т.д.

Легковые шины могут иметь направленный или ненаправленный рисунок протектора, которые, в свою очередь, делятся на симметричный и асимметричный рисунок протектора.

Зимние шины, помимо отличий в составе резины, могут существенно отличаться от летних характером протектора. Протектор зимних шин более глубокий и способствует более качественному сцеплению с дорожным покрытием за счет давления более ярко выраженных зубчатых оснований на дорогу. Протектор летних шин спроектирован специально для того, чтобы наиболее качественно отводить грязь и воду, тем самым улучшая сцепление с асфальтом и делая автомобиль более управляемым на сухой мокрой дороге.

Направленный рисунок протектора

Направленный рисунок протектора наиболее характерен для летних шин и позволяет лучше отводить воду и грязь из места контакта с дорогой, в отличие от шин с обычным ненаправленным рисунком протектора. Такие шины также менее шумные. Шина с направленным рисунком протектора должна вращаться только в направлении, которое указано стрелкой, расположенной на боковине шины. Ввиду этого существует специфический недостаток шин с направленным рисунком протектора – рисунок протектора запасного колеса имеет только одно направление, которое может не совпасть с необходимым направлением в случае повреждения одного из колес. Неправильная установка шины приводит к значительному ухудшению управляемости автомобиля и к более быстрому износу шины. Временная установка шин с направленным рисунком в обратном направлении допустима, но только в случае эксплуатации с ограниченной скоростью.

Симметричный рисунок протектора

Шины с симметричным рисунком протектора являются наиболее распространенными и обладают оптимальными ходовыми характеристиками для езды в городских условиях. Также они наиболее оптимальны с точки зрения показателя цена-качество. Шины с симметричным протектором являются наиболее распространенными, т.к. отличаются низким уровнем шума и хорошими характеристиками для комфортной езды.

Шины с симметричным ненаправленным рисунком протектора обычно имеют достаточно мягкую боковину, удобны в управлении, не имеют ярко выраженных спортивных характеристик и в большей степени предназначены для размеренной езды. Основное внимание в конструкции данных шин уделено комфорту и удобству управления. Достаточно часто шины с симметричным рисунком протектора идут в заводской комплектации бюджетных моделей автомобилей. Установка данных шин на колесный диск возможна любой стороной, т.к. они не имеют направления вращения.

Симметричные направленные шины хорошо работают на мокрой дороге, однако их характеристики хуже на сухом покрытии. Данный сегмент шин становится все более распространенным в последние годы. Установка таких шин на диск производится в соответствии с указанием на боковине колеса по стрелке и надписи «ROTATION». Основное преимущество направленных шин (симметричных и асимметричных) заключается в высоких показателях сопротивлении аквапланированию, что существенно при движении по мокрой дороге.

На шинах с симметричным направленным протектором расходящиеся канавки способствуют эффективному отводу воды из пятна контакта с дорожной поверхностью. На сухом асфальте симметричные направленные шины обеспечивают великолепную курсовую и поперечную устойчивость. Наиболее часто эти шины с симметричным направленным протектором можно встретить в сегменте высокоскоростных спортивных шин. Заголовок Н2: Шины с асимметричный рисунком протектора Асимметричный протектор создан для универсальной работы протектора шины. Асимметричный рисунок сочетает в себе два различных рисунка, расположенных на внешней и внутренней сторонах протектора. Внутренний рисунок необходим для повышения качества движения по скользкой поверхности, а наружный – для сухого покрытия. Шины с асимметричным рисунком необходимо устанавливать в соответствии с маркировкой производителя – боковая сторона с надписью «Outside» должна располагаться снаружи, а с надписью «Inside» – развернута внутрь.

Асимметричный направленный рисунок протектора шин требует специального производства резины, что увеличивает стоимость изготовления данных шин. Такие шины с направленной асимметрией протектора относятся к классу премиум и устанавливаются на автомобили представительского или спортивного класса. Это связано с более высокими показателями характеристик шин, которых удаётся достичь, в сравнении с шинами с симметричным рисунком протектора за счет более эффективного выброса воды или снега из пятна контакта, при сохранении или улучшении других параметров шины.

Данный рисунок протектора может быть применен как к зимней резине, так и летней резине. При установке шин с асимметричным направленным протектором необходимо учитывать, что следует правильно устанавливать колесо с соответствующим направлением рисунка и расположением колеса по отношению к машине.

Шины с асимметричным рисунком протектора хорошо зарекомендовали себя в различных условиях эксплуатации. Наружная сторона этих шин лучше работает на твердой дороге при положительной температуре, а внутренняя – в зимних условиях при пониженной температуре.

Так называемый зимний рисунок протектора – асимметричный ненаправленный предназначен для шин, эксплуатируемых на дорогах со снегом и льдом. Этот протектор состоит из отдельных резиновых блоков угловатой формы, расчлененных надрезами, а также широких и глубоких канавок. Протектор с зимним рисунком обладает хорошей интенсивностью отвода влаги и грязи из зоны контакта. Однако, при его использовании на сухих дорогах с твердым покрытием, в особенности в летнее время, шины с зимним рисунком протектора имеют повышенный коэффициент износа, значительное сопротивление качению и повышенную шумность.

Протектор шин: рисунок, износ, индикатор

Особенности шинных протекторов

Часть автомобильной шины, непосредственно соприкасающаяся с дорогой, именуется протектором. Его предназначение – обеспечить надежное сцепление с дорожным покрытием, а также дополнительную защиту от повреждений и проколов при езде. Отличие протекторов разных производителей друг от друга может заключаться в рисунке, присутствии шиповых вставок, составе резины и т.д.

От протекторов шин напрямую зависит безопасность водителей и пассажиров автомобилей на дорогах. Поэтому необходимо знать, как правильно выбрать резину, и как грамотно ее эксплуатировать.

Какие бывают протекторы

Структура рисунка шинного протектора во многом определяет его заданные эксплуатационные параметры. Современные производители выпускают шины четырех основных разновидностей. Каждая из них соответствует различной манере управления автомобилем и различным дорожным условиям.

Итак, различают симметричный и асимметричный виды протекторных рисунков. Каждый из них, в свою очередь, может иметь направленную или ненаправленную структуру.

Наибольшей популярностью у автомобилистов в течение многих лет пользовались шины с ненаправленным симметричным рисунком. Они отличаются зеркальным расположением рельефа и прорезей по отношению к центральной линии протектора. Их основное преимущество – удобство монтажа, когда колесо можно установить с любой стороны, независимо от направления его вращения. Сбалансированность таких шин максимальна. Она обеспечивает плавное, комфортное движение. За счет минимальной себестоимости шин с ненаправленным симметричным рисунком для изготовителя их розничная цена также оказывается меньше.

Шины с направленным симметричным протекторным рисунком стали производить для лучшего отведения воды из-под колес. Данный вид шин характерен для спорткаров и других скоростных автомобилей. Но вращаться такие колеса должны в строго определенную сторону. Её обычно показывают маркировкой сбоку от протектора.

Чтобы наделить протектор дополнительными полезными свойствами, изготовители применяют ненаправленную асимметричную структуру рисунка. Эти шины одинаково хороши, как на мокром асфальте в дождливую погоду, так и при сухой дороге. Такой протекторный рисунок характерен для всесезонных шин.

Максимальное число полезных свойств сочетают в себе протекторы с направленным асимметричным рисунком. Этим шинам не страшны любые погодные осложнения. При их установке обязательно соблюдать соответствие расположения внешней и внутренней части, а также учитывать направленность вращательного момента.

У любого протекторного рисунка есть свои плюсы и минусы.

Протекторы для летней резины

С учетом особенностей дорожного покрова различается и соответствующий им протекторный рисунок. Шины для езды по скоростным автострадам должны иметь небольшое сопротивление качению, чтобы снизить расход топлива. Для ежедневного передвижения по различным дорогам используют универсальные протекторы. Специальные грязевые шины дают возможность перемещения не только по асфальтированным, но и по грунтовым проселочным дорогам и даже бездорожью.

Большая часть владельцев автомобилей, проживающая в городских условиях, предпочитает протекторы шоссейного типа. Эти шины отлично ведут себя на бетонном и асфальтовом покрытии дорог. На них отсутствуют широкие канавки с глубоким рельефом и большие шашки. Центральная часть обычно состоит из близких друг к другу параллельных полос. Такие колеса устойчиво держат курс и способствуют минимизации затрат топлива. Они надежно защищают автомобиль от эффекта аквапланирования, но совершенно не годятся для езды по бездорожью.

Если использовать универсальный протекторный рисунок, то, наряду с передвижением по асфальтированным улицам и магистралям, можно позволить себе периодическую езду по грунту. Проселочные дороги без покрытия и низкая влажная трава для таких шин не помеха. Они уверенно чувствуют себя везде, кроме явно выраженного бездорожья, для которого не предназначены.

Суровое бездорожье требует использования специальной резины с грязевым протекторным рисунком, расположенными по бокам рельефными грунтозацепами и большими шашками особой формы. Межблочные промежутки таких шин делают шире, чтобы добиться лучшего сцепления и не допустить скоплений грязи на колесах. Эти шины отлично подходят для тех, кто привык к экстриму, и не ищет легких путей, а также для большей части российских дорог, не отличающихся особым качеством.

При езде по нормальным асфальтовым дорогам на таких колесах особого комфорта не наблюдается из-за сильных вибраций и шумов во время скоростного разгона.

Протекторы для зимней резины

С учетом эксплуатационных требований к шинам для езды в зимний период и различных погодных условий их протекторный рисунок также может отличаться.

Принятая условная классификация включает в себя следующие виды зимней резины:

  • европейский тип;
  • скандинавский тип;
  • шипованный тип.

Суровые зимы с обледенелыми и заснеженными дорогами не характерны для европейских стран и регионов с мягкими климатическими условиями. Специально для них создан европейский тип резины для зимней езды. Материал таких шин сохраняет мягкость и пластичность при падении температур до — 20ºC. Их рельефная протекторная структура рассчитана на дождь, мокрую грязь и снег. Расположенные по диагонали канавки для дренажа эффективно отводят воду. Сбоку на шинах присутствуют небольшие грунтозацепы.

Скандинавский тип резины разработан для более суровых зимних условий. Его изготовляют из не дубеющих даже на крепком морозе мягких материалов. Для этих протекторов характерна заостренная кромка плечевых блоков и повышенная плотность расположения ламелей. Такие колеса отлично чувствуют себя в мороз на дорогах с твердым покрытием, а также укатанном или рыхлом снежном покрове.

Шипованная резина в отличие от «липучки» дает возможность дополнительно увеличить сцепление при наледях и снеге. Однако перемещение по голому асфальту сопровождается заметным шумом. Шипы также часто выпадают и теряются. Необходимо знать, что потеря значительного числа шипов увеличивает риски при вождении. Это объясняется тем, что для изготовления шипованных протекторов используют резину большей жесткости.

Последствия износа протекторов

Эксплуатационные свойства изношенных протекторов становятся гораздо хуже. Стертые шины уже не так крепко сцепляются с покрытием дорог. Растет опасность возникновения заноса, схода с трассы, пробуксовок. Увеличивается длина тормозного пути. Становится меньше площадь контактных пятен между колесами и дорогой. Шины с предельным износом, шины среднего срока эксплуатации и совсем новые протекторы по-разному ведут себя при езде.

Это ощутимо для любых дорожных покровов. Разнится и длина тормозного пути. Особенно, если сравнивать движение по асфальту, присыпанному снегом, влажному или сухому.

Как меряют высоту протектора?

Допустимое минимальное значение остаточной высоты протекторного рельефа для шин легковых машин в летнее время – 1.6 миллиметра. Правила дорожного движения предписывают менять резину для езды зимой, если глубина канавок не превышает 4 миллиметров. Отдельные изготовители советуют выполнять замену шин чуть ранее достижения предельных цифр. При этом для грузовиков допуск составляет 1.0, а для мотоциклов даже 0.8 миллиметров.

Чтобы определить, когда пора заменить резину, отдельные заводы-изготовители помещают на протекторах индикатор износа. Он показывает владельцу автомобиля минимальное остаточное значение высоты протектора. Позволяет увидеть, достигнуто оно или еще нет. При отсутствии такого индикатора износа автовладелец сам может выполнить замеры глубины протекторных канавок. При этом можно использовать специальный глубиномер – простой или электронный прибор.

Если у вас нет такого устройства, можно применить плоскую линейку из металла или штангенциркуль.

При отсутствии под рукой любых инструментов можно использовать для измерений монету достоинством 10 копеек, если она у вас сохранилась. Этот метод не отличается точностью, но дает возможность определения степени износа шин. Резину пора менять, если в протектор помещается только ободок монетки.

Восстановление протекторов нарезкой

Чтобы продлить время эксплуатации стертых протекторов, выполняют специальную процедуру нарезки. Это можно делать только в том случае, когда шины промаркированы специальной отметкой «Regroovable».

Протекторы нарезают особым устройством под названием «Регрувер». Его стоимость относительно высока. Если вам надо выполнить процедуру нарезки всего один раз, лучше не покупать прибор, а обратиться в шиномонтажную мастерскую, где он уже есть.

Индикатор износа шин

Легко определить, надо менять резину или еще нет, поможет вам специальный индикатор износа. Разные изготовители применяют различные способы индикации износа шин. Наиболее эффективным и наглядным считаются исчезающие цифровые отметки и особые перегородки. Такая индикация дополнительно показывает, можно ли ездить на этих протекторах по разным видам дорог.

Искренне надеемся, что приведенная информация и рекомендации помогут вам правильно выбрать протекторы для своего авто, повысить комфортность езды и снизить риск аварий на дорогах!

Рисунок протектора автомобильной шины

Рисунок протектора на автомобильных шинах – не декоративный элемент, а сложная система насечек, улучшающая сцепление колес с дорожным покрытием. Больше всего на сцепление влияет способность шины отводить воду, грязь или снег из пятна контакта с дорогой. От рисунка протектора зависит устойчивость автомобиля в поворотах, длина тормозного пути, уровень шума в салоне, расход топлива и максимальная безопасная скорость.

Шум от шин с неправильно подобранным рисунком, наложившись на общий шумовой фон в салоне, может спровоцировать сердечный приступ

Рисунок протектора

Виды рисунков протектора

Рисунок протектора зависит не только от сезонности шины, но и от типа дорожного покрытия, для которого он предназначен. Дорожное покрытие бывает разным, и для движения по каждому из них подходит определенный рисунок протектора. Кроме того, каждый производитель, разрабатывая новую модель шины, старается решить задачу улучшения сцепления с дорогой по своему. Поэтому внешний вид и структура рисунка зависит еще и от общей концепции отдела разработки производителя. Именно поэтому рисунки всех шин всех производителей отличаются друг от друга.

Есть две общие категории строения рисунка — сезонность и предназначение для определенного дорожного покрытия. Различают шины с летним, зимним и всесезонным рисунком. Бывают шины шоссейные и внедорожные. Также в зависимости от типа покрытия, рисунок протектора бывает направленным, ненаправленным и ассиметричным.

Шины с направленным рисунком 

Сейчас подавляющее большинство шин выпускается с направленным рисунком, так как легковые машины большую часть жизни проводят на асфальте. Исключение составляют джипы, но и на них внедорожную резину ставят редко, так как на ней можно элементарно слететь с мокрой дороги на скорости более 100 километров в час. Чаще всего на Land Cruiser или Land Rover Discovery ставят шины с направленным шоссейным рисунком и с легким намеком на внедорожное строение. Роль «намека» выполняет более высокий протектор и «тени» грязезацепов по бокам рисунка. На таких шинах джип ездит по шоссе как обычный легковой автомобиль, и может залезть в неглубокую грязь.

Правильный подбор рисунка протектора позволяет сэкономить от двух до трех полных баков топлива в год

 

Протектор с направленным рисунком отводит воду из зоны пятна контакта с дорогой так быстро, что эффективности хватает для уверенной езды на предельной скорости. Что же происходит, когда протектор не справляется с отводом воды? Колесо уже не контачит с асфальтом, оно плывет по лужам. Это называется аквапланированием, и это страшно.

Любой рисунок — направленный или ненаправленный — бывает симметричным и ассиметричным. Если условно провести черту вдоль окружности покрышки точно посередине, и при этом рисунок справа от черты буде точно повторять рисунок слева, значит, рисунок симметричный. Ассиметричный рисунок состоит из двух разных частей. Его применение повышает универсальность покрышки: одна часть (внешняя, с маркировкой «outside») предназначена для езды в дождь. Вторая, внутренняя («inside») – для сухого покрытия. Устанавливать направленные, а тем более, ассиметричные шины можно только в соответствии с направлением.

Большим уважением среди джиперов пользуются тракторные шины с рисунком «елочка». Как ни удивительно, но тракторные шины — направленные

 

На правильно установленном колесе должна быть видна надпись «Outside» или стрелка, которой некоторые производители ее заменяют. Если установить такие шины против направления движения, можно «словить» эффект аквапланирования даже на очень невысокой скорости.

 Шины с ненаправленным рисунком 

Второй тип – это ненаправленный рисунок.  Покрышки с рисунком такого типа применяют на автомобилях, не развивающих высокую скорость. Таких автомобилей с каждым годом все меньше и меньше. Даже традиционный потребитель ненаправленных шин — УАЗ — перестал штатно устанавливать их на свой классический внедорожник Hunter.

Ненаправленные шины по-прежнему востребованы у джиперов, так как настоящая грязевая резина, как правило, обладает ненаправленным рисунком. Этому есть логичное объяснение — застрявшему в грязи джипу жизненно важно иметь возможность двигаться назад, сохраняя максимальное сцепление с «покрытием». Однако большинство поклонников внедорожного спорта держат такие шины, смонтированные на отдельном комплекте дисков, в гараже, переобуваясь лишь для соревнований. Большим уважением среди джиперов пользуются тракторные шины с рисунком «елочка». Его преимущество в том, что выступы «елочки» в рисунке настолько редки, что в промежутки между ними грязь, песок или гравий не могут забиться чисто физически. Как ни удивительно, но это — направленные шины.

Также существует рисунок протектора покрышек для автомобилей повышенной проходимости. Его конструктивная особенность заключается в том, что он имеет так называемые «грунтозацепы», которые уплотняют мягкую среду и обеспечивают тем самым достаточное сцепление с покрытием.

Глубина протектора и ее значение

Помимо этого, существует еще один параметр – это глубина протектора, то есть глубина «канавок». Этот параметр нормирован Правилами дорожного движения: для легковых автомобилей глубина протектора должна быть не менее 1,6 миллиметров, а для грузовых автомобилей и автобусов – 2 миллиметра. Это касается летней резины. Для европейских шин введен даже специальный знак  TWI на боковине шины  — он показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для зимних шин глубина должна составлять не менее 5 миллиметров.

Для того чтобы определить, в какой момент шина приходит в негодность, в конструкции протектора предусмотрен так называемый индикатор износа шины. Он представляет собой выступ, расположенный в «канавках». Как только покрышка стирается до его уровня, эксплуатировать ее дальше нельзя.

Сезонность шин

Для зимнего рисунка протектора характерно большее количество канавок и насечек. Это позволяет получить на поверхности большое количество ребер с активными углами, улучшающими управляемость на снегу. Канавки и ламели цепляются углами за снег, липнут к нему. Поэтому, кстати, нешипованные шины в России называют «липучками». Насечки в рисунке протектора часто называются ламелями. Как правило, на поверхности зимней шины в пять раз больше ламелей, чем на летней.В рисунке зимней шины почти всегда есть несколько широких центральных канавок. Они обеспечивают быстрый отвод воды большого количества воды и талого снега. Если канавок нет, рисунок зимней шины делают V-образным. Выходящие наружу канавки успешно выполняют ту же функцию. V-образные шины приобретают все большую популярность за счет меньшего уровня шума при движении. Всесезонные шины по определению гибрид летних и зимних шин. На них чаще всего можно встретить асимметричный рисунок. Протектор разделен на две, а то и на три полосы. Это позволяет оптимизировать работу шины в различных условиях.

Интересные факты о рисунке протектора

Правильно подбирая шины по рисунку протектора и покупая продукцию фирм, которые справедливо считаются ведущими, владелец, согласно подсчетам американского статистического управления, экономит от двух до трех полных баков топлива в год.

Мало кто знает, что езда в автомобиле с повышенным уровнем шума в салоне становится причиной одного из 50 сердечных приступов. Покупка качественных шин позволяет в значительной мере снизить этот фактор риска.

Новый комплект шин необходимо «прикатывать» прежде чем развивать на них максимальную скорость. Дело в том, что на предприятии покрышки изготавливаются путем отливки в формы, покрытые специальным разделительным составом, не позволяющим шине прилипать к форме. Это покрытие остается на шинах, и от него необходимо избавиться.

Типы протектора грузовых шин и спецшин. Помощь в выборе

Грузовые шины отличаются типом протектора: магистральные, региональные, для бездорожья. Также важное значение имеет место установки — на рулевую, ведущую оси, а также универсальные.

Собираясь приобрести шины для грузового автомобиля, нужно правильно подойти к выбору типа протектора. Тип протектора грузовых шин зависит от двух основных параметров:

  • для какой оси предназначены — рулевые, ведущие;
  • область применения — магистральные, региональные, для условий бездорожья.

Также в продаже имеются спецшины, которые устанавливаются на разнообразные погрузчики, экскаваторы, комбайны и так далее. Они отличаются повышенной прочностью и особым рисунком.

Их главной особенностью является наличие продольных канавок, благодаря которым обеспечиваются хорошая курсовая устойчивость и управляемость автомобиля. Еще один важный критерий — низкий уровень шума, поскольку они устанавливаются непосредственно под кабиной, а постоянный шум будет отвлекать и утомлять водителя.


На эти грузовые шины приходится наибольшая нагрузка, также они должны обеспечивать надежное сцепление с поверхностью. Поэтому протектор здесь особый — крупные блоки (ромбики, квадратики, «гусиные лапки») и ламели. Благодаря им отводится влага и грязь, покрышки самоочищаются от слякоти, повышая уровень сцепления с дорожным покрытием.


Их можно ставить как на ведущую, так и на рулевую ось. Обычно водители-дальнобойщики сначала ставят их на переднюю ось, а потом переставляют по мере износа на неведущие.

Обращаясь в магазины, в которых предлагается продажа грузовых шин, необходимо также учитывать условия эксплуатации автомобиля. Так, покрышки, предназначенные для движения по городу или по качественным магистралям, очень быстро будут изнашиваться в условиях разбитых дорог или на бездорожье.

Данный вид протектора подходит для магистралей с твердым покрытием в любое время года. Эти покрышки являются универсальными, то есть их ставят на любую ось грузового автомобиля. Как правило, имеют радиальную конструкцию.

Протектор может быть продольного типа с канавками для отвода грязи, либо с крупными элементами типа ромбиков или гусиных лапок. Он обеспечивает хорошую курсовую устойчивость, сцепление с дорожным покрытием, даже если оно покрыто снегом, низкий уровень шума.




Магистральные шины.


По рисунку протектора практически идентичны рулевым. Они обеспечивают хорошую управляемость и курсовую устойчивость. Важная их характеристика — повышенная норма слойности (как минимум PR18), потому что они используются для фур или самосвалов при максимальной загруженности.


Региональные шины.


Их следует покупать, если транспорт передвигается преимущественно по грунтовым или некачественным асфальтированным дорогам. Протектор характеризуется наличием продольных линий, крупных блоков и дренажных канавок для отвода грязи. Такие покрышки отличаются повышенной износоустойчивостью.


Сюда также могут входить спецшины. Их устанавливают на карьерные самосвалы, спецтехнику. Рисунок во многом схож с протектором шин для сельхозтехники — «ёлочка». Благодаря мощным грунтозацепам и направленному рисунку с крупными выступами обеспечивается хорошая проходимость по бездорожью.



Если вы затрудняетесь с выбором, сомневаетесь в правильности своего  решения, позвоните по номеру 8 (800) 250-29-76 (звонок  бесплатный) и наши  сотрудники подберут Вам оптимальный вариант. 

Что такое протектор, и какой лучше выбрать?

Все вместе формирует пятно контакта. От него зависит устойчивость автомобиля на скорости и в поворотах, в дождь, снег и на льду.
Когда говорят об особенностях протектора, чаще всего имеют в виду его рисунок. Он бывает двух типов – ассиметричный и симметричный. В обоих видах идет разделение на направленный и ненаправленный. Итого получается 4 вида. У всех есть свой минимальный протектор шин, требования к нему обозначим далее.

Симметричный ненаправленный рисунок. Половины покрышки зеркально отражены. Это самые популярные колеса мира, Нижний Тагил по продажам подтверждает статистику. У подобных покрышек много преимуществ: колесо можно ставить на любую ось, производство менее затратно, чем другие типы. Самый сбалансированный вариант для плавности хода на средних скоростях.   
Симметричный направленный. Направляющие рисунка на левой и правой части покрышки идут в одну сторону. Не простая модель. Симметричный направленный протектор шин – это строгое следование указаниям производителя во время монтажа. Информация указана на боку колеса: стрелка и надпись «rotation». Важно, чтобы элементы рисунка вращались в определенную сторону. Главный козырь резины с симметричным направленным узором – отличное водоотведение.  Колеса популярны в спортивном вождении именно по этой причине.
Ассиметричный ненаправленный. Рисунок считается признаком универсальных шин. Колеса достаточно уверенно ведут себя на мокром асфальте и сухом покрытии. 
Ассиметричный направленный. Тип узора протектора, который нужно устанавливать на определённые стороны осей, чтобы шина вращалась в правильном направлении. С внешней стороны колеса должен «работать» один тип рисунка, а с внутренней – другой. Таким образом достигаются разные цели: шина одной частью борется с водой или снегом, а другой – «держит» дорогу.

Кроме типов рисунка, верхняя часть шины имеет сезонные особенности – глубина и крупность узора.

Летние покрышки
Шоссейные. У них будет почти гладкий рисунок, его задача – сохранять высокую скорость. Пригодны только для ровной дороги. Влажный асфальт не умаляет преимуществ, но также только на шоссе.
Универсальные. Самый востребованный в России тип. Подходит для города, для трассы и сельских дорог (грунтовая, травянистая тоже сюда). 
Грязевые. Имеют сегментированный рисунок. Протектор как бы разделен на соты. Эти элементы будут зацеплять грунт на труднопроходимых участках.
Для бездорожья. Такой узор покрышки подходит для езды по размытым, глинистым, каменистым покрытиям. Благодаря масштабу ячеек, эти колеса не только проходимы, но и обладают способностью самоочищаться. На трассе шины для бездорожья произведут плохое впечатление – будут шуметь и вибрировать.

Зимние покрышки
Европейский тип. Рисунок без грубых переходов, считается универсальной резиной для эксплуатации при температуре до -20 градусов. Не для льда и снега, а для дождя и мокрой «каши», хотя боковые грунтозацепы в наличии.
Скандинавский рисунок. Подходит для русской зимы не только из-за внешнего вида протектора. Это более мягкая резина, по сравнению с европейским видом. Ламели нарезаны часто, боковые элементы ярко выражены и буквально врезаются в снег. Бывают шипованные подвиды и липучка.

Во всех случаях, какой бы тип рисунка вы ни выбрали, надо учитывать износ резины. Минимальный протектор шин для летних покрышек на легковом автомобиле допускается не меньше 1,6 мм. На зимней резине – 4 мм. Этот показатель очевидно влияет на размер и форму пятна контакта. Новое колесо на скорости 5 км/ч дает 100%-й отпечаток, а изношенное – только половину. На скорости 100 км/ч новая покрышка оставит след в 47% от полного, а изношенная вполовину только 11%. Поэтому замена покрышек вовремя – определяющее условие для безопасности вождения.

Найти подходящие всегда можно в нашем каталоге самостоятельно или с помощью консультантов. Задумались, куда обратиться: Колесо Профи или Колеса мира Нижний Тагил?  Наши клиенты отмечают широкий ассортимент, консультации персонала, скорость доставки, график работы и пунктуальность. Подробная информация – в разделе «Отзывы».

 

Узнайте и избегайте опасностей изношенных протекторов шин

Люди, покупающие подержанный автомобиль, должны убедиться, что они проверили множество потенциальных проблем. Одной из наиболее распространенных из них являются неравномерно изношенные протекторы шин. Эта проблема затрагивает многие шины и вызывает множество трудностей при вождении, включая проблемы с управлением в снегопад и дождливую погоду.

В результате владельцы автомобилей должны принимать надлежащие меры, чтобы их протекторы были прочными и не ломались. Понимание того, почему протекторы шин изнашиваются неравномерно и почему профессиональная помощь так важна, может помочь водителям отремонтировать протекторы после покупки подержанного автомобиля.

Износ протектора может быть неравномерным 

Люди, покупающие автомобиль, получают в наследство все проблемы, вызванные предыдущим водителем. Например, некоторые люди могут пренебрегать правильным вращением своих шин или накачивать в них неправильный уровень воздуха. Эти проблемы могут вызвать чрезмерный износ протекторов шин. Однако износ может быть неравномерным по всей поверхности шины, затрагивая одни области, но не затрагивая другие.

Неравномерный износ протектора может сократить срок службы шины из-за повышенной вероятности разрывов или утечек в местах чрезмерного износа.Например, протектор, изношенный с одной стороны больше, чем с другой, может оказать чрезмерное давление на это изношенное место и потенциально может вызвать разрыв.

Другие проблемы, такие как снижение маневренности зимой и более быстрое аквапланирование, также могут возникать при неравномерном износе протектора шины. Поэтому автовладельцы должны знать, когда нужно отдать машину на ремонт или замену шин.

Три простых теста протектора

Владельцы автомобилей, обеспокоенные чрезмерным износом протектора, могут попробовать один из трех различных тестов, обсуждаемых Goodyear Auto Service.Эти тесты помогают измерить глубину протекторов, чтобы убедиться, что они имеют глубину не менее 4/32 дюйма. Как только они упадут ниже этого уровня, вероятно, потребуется немедленная замена шины. Эти три теста включают в себя:

  • Тест на пенни — Медленно вставьте монету в канавку протектора шины головой Авраама Линкольна вниз. Если видна вся головка, протектор слишком изношен, чтобы быть в безопасности. Проверьте несколько областей шины для максимальной безопасности.
  • Квартальный тест —  Этот тест очень похож на пенни-тест.Вставьте четверть, головой Вашингтона вниз, в гусеницу. Если протектор касается головы, протектор шины безопасен и не требует замены.
  • Индикатор износа протектора –  Каждая шина автомобиля имеет небольшую планку, установленную в нижней части протектора. Когда эта полоса становится видимой, протекторы шины сильно изношены и должны быть заменены или отремонтированы как можно скорее.

Эти простые тесты не следует рассматривать как окончательный показатель безопасности шины.Они не столько самостоятельный диагностический инструмент, сколько общий показатель состояния шины. Единственный способ узнать наверняка, является ли шина слишком изношенной для безопасного вождения, — это обратиться за профессиональной помощью к уважаемому и высококвалифицированному специалисту по ремонту и установке шин.

Получить профессиональную помощь по ремонту протектора

Люди, которые только что купили подержанный автомобиль и беспокоятся об изношенных протекторах, должны серьезно подумать о профессиональной замене, чтобы избежать опасных дорожных ситуаций.Не пытайтесь производить такие виды ремонта или замены самостоятельно, независимо от того, насколько вы опытны в качестве механика-любителя, потому что это, скорее всего, плохо кончится.

Итак, если вы только что купили новый автомобиль и беспокоитесь о том, что протекторы сильно изношены, не стесняйтесь обращаться к нам в Evans Tire & Service Center , чтобы назначить встречу для осмотра. Наши специалисты помогут выявить любые проблемы с вашими шинами и при необходимости заменят или отремонтируют их.

Когда следует заменить шины? Три способа измерения протектора

Способы сообщить, что шины нужно заменить

Эксперт по продуктам | Опубликовано в Советы и рекомендации в пятницу, 16 ноября 2018 г., в 8:00.

В прошлом мы писали о том, как часто нужно переставлять шины, и даже о разнице между всесезонными, зимними и летними шинами, но в этом блоге мы хотели рассмотреть основной вопрос: когда следует заменить шины? Есть несколько способов сказать, что шины нужно заменить.Если вы заметили сильное проскальзывание во время вождения, это может быть красным флажком, что ваши шины не держат дорогу, но большинство других способов проверить, в порядке ли ваши шины, сводятся к одному: измерению оставшегося протектора шины. .

Вам может понравиться: Можно ли ездить со спущенной шиной?

Когда следует заменить шины?

Протектор ваших шин обеспечивает сцепление с дорогой, а также служит для отвода воды, когда вы едете по мокрой дороге. Слишком изношенные шины могут привести к проскальзыванию и даже к аквапланированию.Глубина, с которой начинается протектор шины, зависит от типа и марки шины, но все шины необходимо заменять, когда они достигают 2/32 дюйма. Вы, вероятно, должны начать планировать новые шины, когда ваш протектор снизится до 4/32 дюйма. Вот три способа узнать, когда это произойдет.

Тест на пенни или четверть

Пенни-тест — один из проверенных временем способов проверки глубины протектора. Если человек кладет пенни в гусеницу транспортного средства головой Линкольна вниз, в идеале голова должна быть полностью покрыта.Если голова Линкольна начинает показываться, или шина доходит до основания головы, значит, пришло время для новых шин, потому что протектор, вероятно, составляет 2/32 дюйма.

Если вы используете четверть, когда край протектора шины едва касается головы Вашингтона, вам следует начать искать новые шины, потому что глубина протектора составляет 4/32 дюйма.

Измеритель протектора шин

Если вы не хотите возиться с копейками, четвертаками и протекторами, вы можете измерить протектор шин в любом магазине автозапчастей (и, возможно, сможете попросить сотрудников магазина автозапчастей проверить шины для вас). в следующий раз вам нужно будет получить новые дворники).Это маленькое устройство имеет цветовую кодировку, чтобы сообщить вам, в порядке ли ваш усталый протектор, на краю или в красном цвете.

Стержни износа протектора

Еще один способ узнать, нужна ли вашим шинам помощь, встроен непосредственно в шины. Где-то в открытых участках рисунка протектора в конструкцию шины встроена полоса износа. Это будет выглядеть как небольшая полоска шины значительно ниже остальной части протектора. Когда полоса износа сравняется с остальным рисунком протектора, определенно пора приобретать новые шины.

  • Фейсбук
  • Твиттер
  • Пинтерест

Эта запись была размещена в пятницу, 16 ноября 2018 г., в 8:00 и находится в разделе «Советы и рекомендации». Вы можете следить за любыми ответами на эту запись через ленту RSS 2.0. И комментарии и запросы в настоящий момент закрыты.

Рисунок протектора | Yokohama Tire

Протектор шины находится буквально там, где резина соприкасается с дорогой. Это единственная часть шины, которая соприкасается с дорожным покрытием. Помимо внешнего вида, рисунок протектора влияет на такие важные факторы, как управляемость, сцепление с дорогой и шум шин.

Типы рисунка протектора

Симметричный рисунок протектора

Симметричный рисунок протектора одинаков по всей поверхности шины. Обе половины поверхности протектора имеют одинаковую конструкцию.

Асимметричный рисунок протектора

Асимметричный рисунок протектора характеризуется изменением рисунка протектора по всей поверхности шины.Обычно он включает в себя более крупные блоки протектора на внешней части для повышения устойчивости на поворотах и ​​​​меньшие внутренние блоки, которые способствуют сцеплению и рассеиванию воды.

Однонаправленный протектор

Термины «направленный» и «однонаправленный» взаимозаменяемы и означают, что шина предназначена для вращения только в одном направлении (и должна быть предназначена для определенной стороны автомобиля). Однонаправленные шины улучшают прямолинейное ускорение за счет снижения сопротивления качению и сокращения тормозного пути.

Элементы протектора


Ламели
Небольшие щелевидные канавки в блоках протектора позволяют блокам двигаться. Эта дополнительная гибкость увеличивает тягу, создавая дополнительную режущую кромку. Лампы особенно полезны на льду, легком снегу и рыхлой грязи.

Блоки
Сегменты, из которых состоит протектор шины. Основной функцией блоков протектора является обеспечение сцепления.

Ребра
Прямолинейный ряд блоков, создающих круговую контактную полосу вокруг шины.

Плечо
Плечи слегка охватывают внутреннюю и внешнюю боковину шины и обеспечивают постоянный контакт с дорогой при маневрировании.

Коэффициент пустотности
Количество открытого пространства в протекторе. Низкий коэффициент пустотности означает, что больше резины находится в контакте с дорогой.

alexxlab / 26.11.1996 / Разное

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны для заполнения *