Цены снижены! Бесплатная доставка контурной маркировки по всей России

Оборудование для газа на авто – Attention Required! | Cloudflare

Содержание

Устройство и схема работы ГБО простыми словами

Принцип работы

Необходимо отметить, питание газовой смесью, исполнение всей газобаллонной системы предыдущих поколений значительно проще, чем конструкция бензиновой системы подачи топливной смеси.

Перевод транспортного средства для работы на газобаллонном оборудовании, его соответствующее переустройство выглядит таким образом. Предварительно в багажном, грузовом отделении, под днищем машины, на раме монтируют специальную емкость, предназначенную для заполнения газом. В двигательном отсеке (подкапотное пространство) устанавливают редуктор-испаритель, дополнительные устройства, функции которых связаны с подачей в мотор газовой смеси, и механизмы регулировки топлива.

Баллоны заправляются жидкой смесью пропана-бутана. Если давление соответствует атмосферному, топливо имеет газообразное состояние. Если давление выше атмосферного, газ преобразуется в жидкое топливо, которое при бытовых температурах может испаряться. Поэтому под сжиженный газ используются только герметичные емкости. Давление в них может составлять 2-16 атмосфер.

Газовые пары формируют давление, благодаря которому они подаются в газовый трубопровод повышенного давления. Заправка газового баллона и подача из него топлива в магистраль производится через мультиклапан. Для выполнения заправки дополнительно применяется специальное выносное приспособление.

Сжиженная газовая смесь направляется по трубопроводу и проходит через газовый клапан с фильтровальным элементом. Такая дополнительная фильтрация позволяет эффективнее очищать топливо от смолистых соединений, прочих примесей. Это устройство также предназначено для блокировки подачи газовой смеси при отключении зажигания, переключении рабочего режима двигателя на автомобильный бензин.

После фильтрации топливная смесь направляется в редуктор. Здесь давление газовой смеси падает до показателя, составляющего примерно 1 атмосферу. Снижение давления способствует испарению жидкой газовой смеси. При прохождении данного процесса редуктор активно охлаждается. Именно по данной причине его соединяют с системой охлаждения автомобильного двигателя. Подогретая охлаждающая жидкость в результате циркуляции по системе не дает редуктору обмерзать. В холодный период года рекомендуется производить запуск автомобильным бензином, а уже после предварительного прогрева двигателя стоит переводить его рабочий режим на газобаллонное оборудование. Данное требование предполагает выход мотора на рабочий температурный режим, а также подогрев охлаждающей жидкости до необходимой температуры.

После редуктора уже парообразный газ направляется в цилиндры мотора. В ГБ системе отсутствует деталь, схожая функционально с бензонасосом. Газовая смесь содержится в баллоне под определенным давлением, и поступает в редуктор автономно, дополнительная подкачка для этого не требуется. Благодаря этому система ГБО по конструкции значительно проще. А способность газа преобразовываться из жидкости в пар при изменении показателей температуры, давления еще больше сокращает количество элементов конструкции ГБО установок.

Специальный переключатель, установленный в автомобильном салоне, позволяет переключаться с бензина на газ и обратно. После выключения зажигания переключатель занимает нейтральное положение. Газобаллонное оборудование может быть наделено дополнительно функцией отключения подачи газовой смеси, если в автомобильном двигателе отсутствует искра.

Схема установки

www.agts-spb.ru

ГБО что такое в автомобиле

Несколько раз в году при поездках на автомобиле автолюбители сталкиваются с серьёзной проблемой – подорожание топлива. В России она особенно актуальна. Никакие научные разработки в области экономики не могут объяснить механизм цен в этой сфере. Бензин и дизельное топливо дорожают, когда цены на нефть растут, это происходит и тогда, когда они падают вниз. На просторах интернета даже появился весёлый мем: цены на бензин выросли из-за того, что подорожала его транспортировка из-за того, что подорожал бензин.

Подобное положение дел заставляет специалистов искать различные выходы из положения, которые в первую очередь сводятся к экономии топлива с помощью различных видов тюнинга, а также разработке новых систем питания двигателя, переходу на другие виды топлива. Каждый месяц выходит много статей, посвящённых электрокарам и авто на водородных элементам. Однако подобные автомобили крайне дороги, для них отсутствует инфраструктура, да и энергия для них, на поверку, оказывается дороже. Лучше двигателя внутреннего сгорания пока ничего не придумано. К тому же, что делать людям, у которых нет денег на владение электрокаром или водородомобилем? Здесь на помощь приходит газобаллонное оборудование.

Газ стоит дешевле бензина, тем более что заправки, где можно найти метан или пропан, очень распространены. Плюсы его – очевидны, минусы надо поискать.

ГБО – это комплект оборудования, благодаря которому автомобиль может работать не только на стандартном жидком топливе (бензин или солярка), которое предусмотрено заводом-изготовителем, но и на различных видах газа. Сейчас активно используются такие газы как метан, пропан-бутан. Принцип действия любого ГБО – переключение питания двигателя с жидкого топлива на газ без особых изменений в его работе и сохранение динамики. Газовое оборудование бывает двух видов – инжекторное (ставится на инжекторные моторы, газ подаётся под давлением) и эжекторное (ставится на карбюраторные двигатели, газ засасывается карбюратором).

Появление ГБО связано с разработками двигателя, который в качестве топлива использовал газ. Они велись ещё в девятнадцатом столетии. В 1823 году был изобретён первый такой двигатель, который работал на светильном газе, а в 1860 году был выдан патент на их серийное производство. Однако подобные двигатели на тот момент таили немало сложностей в эксплуатации. Они были связаны с добычей и поставкой газа, его хранением, безопасностью, трудоёмкостью производства. Поэтому распространения они не получили.

Однако из-за резкого подорожания нефти после череды кризисов 1970-х годов возникла проблема высокой цены топлива. К этому времени началась разработка систем дублирования жидкого и газового топлива. Этому способствовало и то, что цена газа не так подвержена колебаниям, а сам он при этом дешевле, чем нефть. К тому же, к этому моменту появилась возможность хранить газ безопасно.

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Читать далее >>

Развитие газового оборудования

Плюсы и минусы, которые даёт газовое оборудование при установке на автомобиль, привели к тому, что технология постоянно развивается. В ходе устранений различных недочётов и приспосабливания системы ГБО на разные виды двигателя появилось несколько поколений систем. На сегодняшний момент их шесть.

Начальное поколение в своей работе основывалось на принципе, при котором газ подавался в двигатель благодаря механической системе регулирования. В процессе участвовал редуктор вакуумного или электронного типа. Дозировка газа, подаваемого в двигатель, была основана на механическом принципе.

Однако механическое регулирование имело в своей основе ряд недостатков, которые частично были устранены в следующем поколении систем. Теперь процесс происходил с использованием электронного редуктора и блока управления. Последний получал информацию от датчиков (количество кислорода, частота вращения коленвала и положение дроссельной заслонки). На основе этих данных происходило поддержание на необходимом уровне газовоздушной смеси. Регулирование происходило при различных режимах работы двигателя.

Дозировку газа и его подачу в двигатель в системах третьего поколения осуществлял газовый инжектор.

Добавился датчик абсолютного давления газа, а также возможность распределённого синхронного впрыска газа во впускной коллектор с помощью механических форсунок. Сами форсунки работали за счёт увеличения или снижения давления газа. Проблемой третьего поколения стало то, что корректировка объёма поступающей смеси происходила медленно. Несмотря на это, плюсы этого поколения — в надёжности оборудования.

Проблема была решена при разработке систем четвёртого поколения, которые на данный момент являются самыми распространёнными и сбалансированными. Минусы более ранних версий были решены. Системы 4 поколения обеспечивают параллельный или распределённый последовательный впрыск топлива. Дозировка газа, поступающего топлива точнее, чем в предыдущих поколениях ГБО. Блок управления системой является аналогом стандартного бензинового ЭБУ. Расчёты подачи газа производятся с учётом работы бензиновой топливной системы, так как его работа синхронизирована с ЭБУ, который отвечает за подачу стандартного топливо.

При переключении на газ ЭБУ симулирует работу бензиновых форсунок, что предотвращает возможность появления ошибок стандартного ЭБУ. Оборудование этого поколения меньше всего влияет на ресурс двигателя.

Поколение 4+ было разработано для моторов с впрыском топлива непосредственно к свечи зажигания. Механизм работы ГБО данного поколения основан на том, что два вида топлива (бензин и газ) подаются в двигатель единовременно в соотношении 1 к 4. Такой принцип был положен в основу разработок следующих поколений.

Особенностью систем следующего, пятого поколения является то, что в них газ на форсунки подаётся в жидком виде. Однако их ахиллесовой пятой стал топливный насос. Данный элемент часто выходит из строя из-за качества использующегося газа, а также конденсата. Стоит отметить, что конденсат содержится в любом газе, его добавляют для того чтобы оперативно по запаху определить утечку. Но именно из-за него приходится постоянно менять топливный насос, при этом цена элемента довольно высока. Это уменьшает конкурентные преимущества оборудования.

Шестое поколение также основано на подаче газа в жидком виде и имеет ряд недостатков пятого поколения.

Кроме того, при подаче объединённой бензино-газовой смеси в двигатель из-за особенностей управления системы газ может испариться до того момента, пока попадёт в коллектор.

Вследствие проблем, возникающих у газобаллонного оборудования последних двух поколений, наибольшей популярностью пользуется ГБО 4 поколения. Кроме того, стоит отметить, что его установка меньше всего затрагивает другие элементы авто. Поэтому, если выбирать, то лучше выбрать именно его.

Топливо

В газобаллонном оборудовании на автомобиле используется газ двух видов – метан и пропан-бутан.

Метан – это природный газ, который используется в кухонных плитах. На автомобиле он представлен в сжиженном виде. Пропан же является элементом отходов при добыче нефти. Однако, учитывая, что он является видом топлива, ему нашли применение в народном хозяйстве. К примеру, пропан используется в качестве хладагента в холодильниках, а также создаёт давление в аэрозолях. На двигателе автомобиля он используется в качестве топлива. Для улучшения характеристик в пропан добавляют газ бутан.

Метан и пропан имеют разные требования к газовому оборудованию. В первую очередь это касается газового баллона.

Причина в том, что давление, при котором хранится метан, в 20 раз больше, чем то, под которым хранится пропан. Вследствие этого стенки баллонов, в которых будет храниться метан, должны быть толще, что ведёт к утяжелению самой ёмкости. Одно из решений данной проблемы – металлопластиковые баллоны. К ГБО, для которого топливом служит метан, предъявляются более высокие требования безопасности. Поэтому большим распространением пользуется газобаллонное оборудование, у которого главный вид топлива – пропан.

Стандартный баллон при этом вмещает до 40 литров смеси, что можно соотнести с ёмкостью бензинового топливного бака. Газ расходуется всего на 10% больше, чем бензин, при этом динамика на автомобиле, как правило, та же. Это и обеспечивает экономическую целесообразность установки, и многие автомобилисты предпочитают выбрать именно пропан.

Мифы, связанные с ГБО

Существует множество мифов, связанных с установкой и эксплуатацией ГБО.

Первый из них – опасность. Противники ГБО указывают на опасность хранения газа, газ (метан или пропан) может воспламениться, существует возможность взрыва его взрыва и тому подобное.

Однако, как показывают опыт и статистика, езда на автомобиле с газовым оборудованием безопаснее, нежели с бензиновым двигателем. Причина этого в том, что температура возгорания газовых смесей, используемых в ГБО, выше, нежели у бензина.

Кроме того, для процесса горения необходим кислород. Он есть в обычном бензобаке, но отсутствует в газовом баллоне, так как газ там находится под давлением в сжиженном виде. Баллоны рассчитываются таким образом, чтобы ликвидировать возможность их повреждения из-за воздействия давления, их пределы прочности максимально завышены. Кроме того, баллоны устанавливаются в наиболее защищённые части авто, где им не грозят механические повреждения. Поэтому возможность взрыва газа в авто, если установка произведена правильно, практически сведена к нулю.

С этим мифом связан другой – при установке ГБО будет запах газа. Данный миф лишён всяких логических оснований. Во-первых, запах газа – свидетельство его утечки, если установка была произведена правильно, а баллон не имеет повреждения, она невозможна. Во-вторых, сам газовый баллон находится в специальной оболочке, которая в случае разгерметизации не позволяет газу попасть в салон. Она снабжена вентиляционными трубками, которые ведут наружу.

Запах газа может быть свидетельством нарушения связей между элементами ГБО, однако, если оборудование сертифицировано, установка выполнена специалистами, это практически невозможно. Если же такая проблема возникает, то она решается в сервисе. Стоит отметить, что ни метан, ни пропан запаха не имеют, его придают дополнительные присадки, которые специально добавляются в газ. Так или иначе, возможность появления запаха газа практически исключена. В то же бензиновая система при своей неисправности приводит к появлению запаха в салоне авто.

Другой контраргумент против ГБО – после установки автомобиль снизит динамику. Такая проблема, действительно, свойственна для авто, оборудованных газовым оборудованием. Однако если установка произведена с соблюдением всех стандартов, то потери мощности может не быть вообще, либо максимально она составит всего 3-5%. Стоит отметить, что данная проблема остро стояла для авто с системами первого и второго поколений, однако в процессе развития она снизошла на нет.

На просторах интернета ходит миф о юридических сложностях, которые могут возникнуть при регистрации авто.

Однако данная проблема преувеличена. С недавних пор регистрировать топливные системы стало необязательно. Если же проблема возникнет при регистрации в случае продажи авто, какого бы оборудования она ни касалась, она решается документами, которые предоставляются в сервисе после установки.

В качестве другой проблемы отмечается возможность прогорания клапанов двигателя, такое влияние может быть оказано из-за слишком высокой температуры, при которой сгорает газ (как отмечалось, температура воспламенения газа выше, чем у жидкого топлива). Однако, как показывает практика, у авто, которые оборудованы ГБО 4 поколения, данной проблемы нет. Возникает проблема проседания клапанов из-за проседания седла. Она вызвана высокой температуры сгорания. Для решения этой проблемы были разработаны средства охлаждения клапанов. Благодаря им ресурс клапанов будет больше

Есть и другие мифы, которые периодически встречаются в сети. Однако, как правило, они связаны с проблемами других узлов авто. Таким образом, минусы газового оборудования слишком переоценены, а его плюсы, особенно экономия средств, заставляют не обращать на них внимания.

Окупаемость и производители

Важный вопрос, который ставят автомобилисты, – окупаемость систем ГБО. На него нет однозначного ответа. Окупаемость зависит от прожорливости авто, а также от пробега. Если за год автомобиль проезжает свыше десяти тысяч километров, то система окупится за несколько месяцев. Если это обычный легковой автомобиль с умеренным расходом – установка газового оборудования окупится через пару лет. В любом случае, деньги, вложенные один раз, будут работать очень долго, принося экономию владельцу авто.

У многих автолюбителей возникает вопрос – оборудование какого производителя лучше выбрать. При выборе стоит обратить внимание на страну. По мнению экспертов, лучше всего использовать оборудование голландского производителя, так как в Голландии высокие требования к качеству и безопасности авто, снабжённых системами газового оборудования. Кроме того, они отмечают оборудование марки STAG. Оборудование данного производителя, как правило, отличается высоким качеством, его основные элементы производятся в Польше.

Все плюсы и минусы оборудования различных производителей кроются в производстве.

Если оно расположено в Европе, то цена будет выше при соответствующем качестве. Если в Китае, то ниже будет цена, но здесь уже стоит задуматься о готовности экономить на безопасности собственной жизни.

Таким образом, газобаллонное оборудование имеет в основном положительные моменты, главным из которых является экономия денег. Заплатив однажды, прибыль от этого вложения можно будет получать многие годы.

Автор: А. Копылов

gboteh.ru

особенности и преимущества, 8 советов

Содержание статьи

Основные узлы и устройство ГБО

Система ГБО включает механические и электронные устройства.

Баллон, оснащённый мультиклапаном — устройством, которое состоит из нескольких миниустройств. В нём: показатель уровня газа, два клапана — для заправки газом и для его расхода. Баллон может иметь различную форму, чаще цилиндрическую и тороидальную. Форму и размеры баллона выбирают так, чтобы оптимально занять пространство внутри автомобиля: в багажнике, запаске или под днищем. Мультиклапан на баллоне сверху закрыт венткоробкой, которая предупреждает возможную утечку газа. Она соединена с наружной стороной автомобиля трубками, которые выводят газ при аварийной утечке.

Баллоны могут быть:

  • стальные;
  • из легированной стали с пластиковым (композитным) чехлом;
  • алюминиевые с пластиковым чехлом;
  • полностью композитные.

Баллон располагается в задней части машины и соединяется с системой ГБО трубой, называемой магистралью.

Все другие элементы системы располагаются под капотом автомобиля.

  1. Блок управления (электронный контроллер) — руководит работой всего ГБО.
  2. Газовый клапан — устанавливается на магистрали (трубе) движения газа. Имеет фильтр для очистки топлива и управляется электроникой.
  3. Редуктор — камера для испарения жидкого газа. Для испарения редуктор снижает давление газа с 16 атм до нормального атмосферного (1 атм) и подогревает его. Редуктор может управляться электроникой или быть механическим. В первых системах ГБО редукторы впрыскивали газ при снижении давления внутри смесителя, поэтому назывались «вакуумными». В некоторых системах ГБО редукторы используют дополнительно — подключают к системе охлаждения, поскольку процесс испарения газа забирает тепло и охлаждает редуктор. Редуктор нагнетает давление газа и впрыскивает его в смеситель.
  4. Смеситель или коллектор — камера, в которую подаются газ и воздух в определённых пропорциях. Далее подготовленная смесь поступает в камеру сгорания.
  5. Бензиновый клапан (этот элемент есть в ГБО-1 для карбюраторных двигателей) — останавливает подачу бензина.
  6. Датчики-контроллеры давления, температуры газа.

Также к системе ГБО относится переключатель видов топлива. Его ставят в салоне. С его помощью меняют положения газового и бензинового клапанов, переключая вид топлива. Сделать это можно в любое время: на холостом ходу или при движении авто.

Принцип работы ГБО

Газовое оборудование на авто работает на различных формах газа: сжиженной и газообразной. Чаще для работы используют сжиженный газ — пропано-бутановую смесь. Реже — сжатый природный газ (метан). Метановых заправок мало, поэтому баллоны со сжатым газом не пользуются популярностью.

Как работает система ГБО? Газ поступает из баллона через фильтр к редуктору. Поскольку в баллоне он находится под давлением (около 16 атм), то по трубе он движется самотёком. Попадая в редуктор, сжиженный газ преобразовывается в пар — испаряется. Для этого редуктор снижает его давление и подогревает. Во время работы двигателя, для подогрева жидкого газа используется тепло от работы мотора.

После редуктора пары газа проходят ещё через один фильтр и поступают в смеситель. Во многих системах ГБО поступление в смеситель происходит через форсунки. Их количество соответствует количеству цилиндров — поршней. А их открытием руководит электронный блок управления. Подавая команды на форсунки, блок управления регулирует количество впрыскиваний и количество газа, которое поступает в камеру сгорания.

Запуск двигателя и первые 20 — 30 секунд работы происходят на бензине. Как только редуктор прогреется, система управления газовым оборудованием автоматически включает подачу газа и его впрыскивание в систему сгорания. При этом подача бензина автоматически выключается.

Обратный переход на бензин происходит при снижении давления в трубах газа, то есть, когда газ в баллоне заканчивается.

Кроме того, в системе управления есть возможность ручного переключения режимов «бензин — газ».

Описанный принцип работы является схемой для сжиженного пропано-бутанового топлива. Для природного газа (метана) используется другая схема. Поскольку он является газом, то поступает сразу к газовым инжекторам и далее — в камеру сгорания без фильтра и редуктора.

Поколения ГБО

ГБО является технической системой, которая развивается и модернизируется. Поэтому на сегодня существуют 6 поколений газобаллонного оборудования. Они отличаются принципом подачи газа и способом отключения подачи бензина.

На заметку: по большому счёту, все системы ГБО можно разделить на 3 основные группы и промежуточные гибридные типы между ними. Три основных системы ГБО — это:

  • для карбюраторного (механического) впрыскивания топлива;
  • для инжекторного распределённого впрыскивания;
  • для непосредственного впрыскивания топлива в двигатель.

Опишем шесть поколений оборудования — их действие и отличия.

  • ГБО-1 — система с механическими блоками, которые устанавливают исключительно на карбюраторные двигатели. Их редуктор впрыскивает газ через форсунки при низком давлении внутри смесителя. Поэтому получил название «вакуумного». Эта система имеет много недостатков и нареканий, не редки возгорания;
  • ГБО-2 — система для карбюраторных и простых инжекторных двигателей, но модернизирована электромагнитным редуктором. Это позволило организовать подачу газа, он при различных значениях давления в смесителе, сделало более лёгким запуск двигателя, возможным «холодный» старт. Электромагнитный редуктор также дал возможность руководить выбором топлива кнопкой из салона авто;
  • ГБО-3 — система для инжекторных двигателей, в которых редуктор оснащён контроллерами и работает в полностью автоматическом режиме. Он считывает показания датчика кислорода в выхлопных газах и по ним регулирует состав газовой смеси. Также редуктор имеет датчик температуры, который позволяет ему включаться только после прогрева. Ещё одно усовершенствование ГБО-3 — это эмуляторы форсунок. Они имитируют работу бензиновых форсунок, чтобы электронный блок не перевёл двигатель в аварийный режим. Эмуляторы форсунок убрали необходимость встраивать в систему отдельный бензиновый клапан.

Системы газового оборудования первых поколений считаются устаревшими. Среди трёх других наибольшую популярность получило ГБО-4, благодаря оптимальному сочетанию цены и качества его работы. Именно его предпочитают устанавливать большинство водителей.

  • ГБО-4 — система для инжекторных двигателей. Усовершенствованием ГБО-4 являются газовые форсунки. Они берут на себя функцию впрыскивания газа в смеситель-коллектор. И избавляют редуктор от необходимости нагнетать давление для впрыскивания газа в смеситель. Количество форсунок соответствует количеству поршней-цилиндров. На каждой форсунке установлен контроллер, который руководит её работой — определяет количество впрыскиваемого газа и частоту впрыскивания. Здесь нет эмуляторов бензина, их функцию выполняет сам электронный блок. Он, блок управления, приостанавливает работу бензиновых форсунок и запускает газовые. При этом бензиновый блок продолжает работать без впрыскиваний бензина.

ГБО четвёртого и последующих поколений являются системами периодической (циклической, фазовой) подачи топлива (газа). Такая подача позволила снизить расход сжиженного топлива.

ГБО последующих поколений, 5-го и 6-го, не работают на газообразном метане, поскольку используют исключительно сжиженный газ. В их конструкции сжиженное топливо поступает в камеру сгорания в жидком виде, минуя фазу парообразования.

  • ГБО-5 — газ впрыскивается в виде жидкости, что получило название «жидкого впрыска». Его подают в камеру встроенные в баллон топливные насосы (аналогично системе подачи бензина). Для подачи жидкого топлива насос нагнетает давление до 5 атм. Для постоянного нагнетания давления в системе работает редуктор давления. Небольшое повышение давления предупреждает испарение жидкого газа при нагреве от работающего двигателя. Эта система легко заводится без бензина, без необходимости прогревать двигатель на бензине. Они также отличаются сниженным расходом газа и увеличенной мощностью. Редуктора-испарителя в ГБО-5 нет;
  • ГБО-6 ставят на двигатели с непосредственным впрыском. Использует сжиженный газ. Система ГБО-6 состоит из бака, который подключается к магистрали подачи бензинового топлива.

ГБО-5 и 6 — самые дорогие варианты установки газового оборудования на авто.

Особенности установки

Что учесть при установке газобаллонного оборудования на автомобиль?

  1. Редуктор — устройство, которое займёт место под капотом. Поэтому необходимо оптимально подобрать ему местоположение. Оно должно быть доступно для обслуживания — периодической замены фильтров.
  2. Крепить редуктор необходимо на раме автомобиля, его нельзя крепить на двигателе, по причине вибраций.
  3. Шланги для подведения тосола не должны быть выгнуты или заломлены. Шланги тосола подключаются к системе параллельно. Тогда редуктору и радиатору печки тосол будет подаваться в равных количествах.
  4. Рядом с газовым баллоном не должно быть горячего глушителя и не должно быть вибрирующих деталей кузова.
  5. Форсунки газа располагаются как можно ближе к форсункам бензина. Смесь должна быть как можно ближе к свече — это гарантирует стабильность её горения.

Однако установка ГБО требует профессиональных знаний, поэтому данный раздел — скорее помощь для контроля работ по установке газобаллонного оборудования на ваш автомобиль.

Правила оформления

ГБО является дополнительным оборудованием и требует обязательного оформления в ГИБДД. Что важно знать для его легализации?

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, в которой он подробно объясняет, какой штраф за ГБО предусмотрен законодательством в случае неправильной установки или оформления.
  1. Начинать оформление дополнительного оборудования необходимо до его установки, а именно — пройти в ГИБДД экспертизу (осмотр) и получить разрешение на установку ГБО. В ходе экспертизы ГИБДД должно подтвердить возможность установки газа на авто.
  2. После установки — пройти ещё одну экспертизу для проверки безопасности.
  3. Далее, с подтверждёнными результатами безопасной работы и сопутствующими документами необходимо направиться в ГИБДД. Взять с собой: пакет документов на газовое оборудование, сертификат на право устанавливать ГБО от тех, кто выполнял работу и личные документы на водителя и на машину.

На заметку: установка второй топливной системы — достаточно серьёзное вмешательство в конструкцию машины.

Преимущества ГБО

Газовое оборудование для автомобилей экономичнее, чем работа бензинового или дизельного двигателя. Оно сокращает расходы топлива и продлевает жизнь двигателя. Приведём описание основных преимуществ машин «на газу»:

  1. Машина с ГБО может передвигаться как на газу, так и на бензине.
  2. Сокращаются расходы на топливо.
  3. Улучшается качество езды машины: движется мягче, без рывков, стартует и разгоняется быстрее.
  4. Сокращается количество вредных выбросов. Это происходит благодаря более полному сжиганию топлива. Смесь пропана и бутана отличается высоким октановым числом (до 108), благодаря чему прогорает почти полностью, не оставляя выхлопных газов или других выбросов.

На заметку: по данным проведенных исследований, процент сокращения вредных выбросов для карбюраторного двигателя составляет 2/3 или 70%. Для дизельного — половина или 52%.

Так же к преимуществам ГБО можно отнести:

  • увеличение ресурса работы двигателя, благодаря бережному отношению к мотору, боле полному сгоранию топлива, меньшему количеству нагара на цилиндрах;
  • увеличение пробега машины без дозаправки; вместо одного бензинового бака в машине — два бака с двумя видами топлива.

Перечисленные выше достоинства присущи системам ГБО, установленным в лицензированных проверенных мастерских, с использованием качественного сертифицированного оборудования. Также важно после установки ГБО своевременно делать технические обслуживание и менять фильтры. А именно — каждые 10 — 15 тыс. км.

На заметку: первый после установки ГБО осмотр надо пройти раньше — уже через 1,5 тыс. км.

Недостатки ГБО

  1. Существенные денежные траты на установку газовое оборудование на автомобиль. Его стоимость составляет несколько десятков тысяч. Кроме того, необходимо оформить установку дополнительного оборудования в ГИБДД, что также потребует затрат денег и времени.
  2. Снижение количества свободного места — актуально для автомобилей с небольшим багажником. Однако этот недостаток можно сделать неактуальным, если использовать выносную модель газового баллона, которая крепится снаружи корпуса и не занимает пространства внутри багажника, салона.
  3. Увеличение количества техосмотров и оплаты на их проведение.
  4. Повышенные требования к соблюдению техники безопасности — газ опаснее бензина.

Установка нового оборудования аннулирует гарантии производителя. Поэтому она не всегда целесообразна для нового автомобиля на заводской гарантии.

Заключение

Установка ГБО оправдана почти всегда. Для разных автомобилей она будет отличаться сроками окупаемости. Наиболее целесообразно ставить дополнительное газобаллонное оборудования на автомобили с большим расходом бензина — более 10 л на 100 км. Также установка даёт заметный результат, если автомобилем активно пользуются, проезжая в день по 80 — 100 км. В большинстве случаев ГБО позволяет снизить не только расходы на топливо, но и отодвинуть капремонт двигателя. А также сократить количество выбросов в окружающее пространство. И конечно, газовые баллоны оправдывают затраты на свою установку экономией на заправочных станциях.

Пожалуйста, оцените этот материал!

Загрузка…

Если Вам понравилась статья, поделитесь ею с друзьями!

motorsguide.ru

Установка ГБО своими руками (6 необходимых шагов)


Установка ГБО своими руками дело не столь сложное, как может показаться на первый взгляд. Сегодня мы поверхностно поговорим об этапах установки и попробуем выявить самые главные сложности, которые появляются при монтаже конструкции.

1. Выбор подходящего комплекта

В наши дни, производителей комплектов ГБО довольно много, поэтому приобрести сразу весь комплект не составит труда. Самые известные бренды весьма надежные и выпускают качественный товар. Примером качества может быть бренд Digitronic.

Если же хочется сэкономить, то можно покупать комплектующие в разнобой. Но при таком выборе лучше проконсультироваться со специалистом. Часто покупая элементы оборудования по отдельности владельцы сталкиваются с проблемами калибровки форсунок из-за их несовместимости с ЭБУ ГБО. Покупать же оборудование, которое уже было в употреблении, не стоит, за исключением, разве что ЭБУ.  Выбирая комплект оборудования руководствуйтесь принципом безопасности.

2. Установка редуктора

После выбора комплекта оборудования появляется необходимость его правильной установки на автомобиль. Во время установки редуктора приходится делать отверстия в кузове автомобиля, поэтому их следует обработать антикором. Устанавливать редуктор лучше таким образом, чтобы к нему был свободный доступ. В дальнейшем такая установка поможет в обслуживании редуктора. Подробно о том, как установить редуктор мы описывали в этой статье.

3. Выбираем место и способ монтажа ЭБУ

Электронный блок управления должен быть надежно закреплен в подкапотном пространстве или в салоне автомобиля. Следует также учесть правильную прокладку кабеля, и выполнить ее таким образом, чтобы при эксплуатации автомобиля не появились замыкания. Диагностический разъем от ЭБУ следует вывести таким образом, чтобы к нему было удобно подключить компьютер.  Сам ЭБУ не требует к себе прямого доступа, поэтому может распологаться в любом месте.

 

4. Фиксирование форсунок для подачи газа

Установка ГБО своими руками также подразумевает установку и крепление газовых форсунок. Чаще всего приобретают уже готовую констукцию форсунок на рампе и крепят ее. Способ крепления зависит от модели газовых инжекторов. Если Вы хотите сэкономить, то лучше всего Вам подойдут форсунки Валтек, более подробно про них читайте здесь. А о том, как устанавливть форсунки на автомобиль и врезать штуцеры в коллектор читайте здесь.

5. Установка баллона и остального оборудования

Установку газового баллона производят под днище, на место запаски или за задними сидениями в автомобиле. Это зависит как от модели автомобиля, так и от формы газового баллона. В баллон следует установить мультиклапан, как это сделать самостоятельно описано здесь. Где будет располагаться заправочный клапан каждый решает сам. Наиболее распространенным вариантом является установка:

  • под днищем автомобиля;
  • в бампере;
  • в заправочном лючке бензобака.

Сам баллон необходимо жестко зафиксировать, чтобы избежать его перемещение при нештатных ситуациях.

6. Прокладка магистрали

О том, какие виды газовых магистралей бывают и какой из них лучше всего отдать предпочтение мы описывали здесь. Если позволяют средства, то лучшим выбором станет термопластиковая магистраль. Если бюджет ограничен можно остановитсья на медной. Саму трубку пускают рядом с тормозной магистралью и надежно закрепляют. Места соединения обмыливают и проверяют на возможную утечку.

Подробно о том, как самостоятельно установить ГБО на карбюраторный автомобиль читайте в этой статье.

Настройка оборудования

Если речь идет о настройке ГБО 4 поколения, то лучше это дело доверить профессионалам. В четвертом поколении необходимо настроить ЭБУ, откалибровать форсунки и правильно выставить топливную карту. Для получения максимальной мощности и большей экономии установить и настроить вариатор угла опережения зажигания.

Также следует помнить о регистрации ГБО в ГИБДД. Для регистрации Вам необходимо предоставить комплект документов, которых при самостоятельной установки ГБО, у Вас не будет. В случае же, когда настройку проводят сертифицированные специалисты, с ними вполне реально договриться о получении таких документов.

Выводы

Мы специально сделали статью «установка ГБО своими руками» максимально простой, чтобы каждый смог оценить свои силы. Если Вы не видите в установке ничего сложного, смело выбирайте оборудование и приступайте к монтажу. Если же какие-то моменты в статье Вам не понятны, лучше не рисковать и доверить установку ГБО профессионалам.

Установка ГБО своими руками

5 (100%) 4 vote[s]

 

 

gbo4auto.ru

Лучшее газовое оборудование для установки в автомобиль в 2019 году

Сжиженный природный газ всегда стоил дешевле бензина, причём разница в цене достаточно существенная, в среднем – примерно двукратная. Это заставляет многих автовладельцев задуматься об установке газобаллонного оборудования, позволяющего существенно снизить затраты на эксплуатационные расходы. Актуальность такого шага в нынешних условиях столь велика, что увидеть автомобиль элитного класса, заправляющийся пропан-бутаном – вовсе не редкость. Что уж тут говорить об обычных автолюбителях? Окупаемость такого оборудования – от четырёх месяцев до года, в зависимости от интенсивности эксплуатации транспортного средства.

Однако этот показатель зависит и от других факторов – например, от качества комплектующих, из которых собрано подобное оборудование. Как выбрать ГБО, чтобы достигнуть значительной экономии без ухудшения эксплуатационных характеристик силового агрегата? Постараемся подробно осветить все важные детали, касающиеся выбора «правильного» газобаллонного оборудования.

Поколения ГБО

Как и в любой другой сфере, в газобаллонном оборудовании имеется тенденция следовать духу технического прогресса. Производители постоянно совершенствуют свою продукцию, ориентируясь на повышение безопасности и улучшение совместимости с современными двигателями, которые со временем также становятся всё более сложными. Всего на данный момент существует 8 поколений газового оборудования, устанавливаемого на автотранспортные средства:

Первое поколение ГБО появилось в 70-е годы прошлого века, когда в ходу были карбюраторные двигатели. Разумеется, почти полвека – это весьма внушительный срок, и в западных странах оборудование первого поколения уже не встретишь. Но, как ни странно, в нашей стране парк карбюраторных автомобилей всё ещё огромен, поэтому, несмотря на несоответствие современным экологическим нормам, это ГБО по-прежнему в ходу, в немалой степени из-за низкой стоимости и простоты установки. Отличительными особенностями 1-го поколения газобаллонного оборудования являются использование дозатора газа механического типа, вакуумных редукторов, возможность установки на карбюраторные и моноинжекторные авто, отсутствие обратной связи с лямбда-зондом.

Второе поколение оборудования

Второе поколение является, по сути, усовершенствованием первого без кардинальных изменений в конструкции оборудования. В качестве исключения можно назвать появление дозаторов, управляемых электроникой, а также наличие обратной связи между дозатором и датчиком содержания кислорода. Данное оборудование соответствует требованиям экостандарта Евро-1, в то время как первое поколение давно запрещено к использованию в большинстве стран.

Третье поколение ГБО совместимо с предыдущим примерно на 80%. Среди основных изменений можно отметить наличие встроенного ЭБП, обратной связи с несколькими датчиками, кроме лямбда-зонда (MAP, TPS, RPM), параллельный впрыск газа, связь с ЭБУ и наличие газового мотора. В нашу страну по ряду причин это оборудование не завозится, но его можно встретить на автомобилях, ввезённых из стран ЕС.

Оборудование четвёртого поколения в настоящее время можно назвать самым востребованным. Во многом – благодаря внесению в конструкцию целого ряда усовершенствований, делающих его более надёжным, экономичным и безопасным. Среди этих новшеств можно выделить возможность отдельной подачи пропан-бутана на каждый цилиндр, работу под управлением современных ЭБУ, возможность автоматического переключения режима работы (когда один из используемых видов топлива заканчивается), соответствие экологическим нормам стандарта Euro-3, унификацию соединительных узлов/деталей. Словом, такое ГБО и легче устанавливать, и проще эксплуатировать, и подходит оно для большинства инжекторных автомобилей.

Главным отличием газобаллонного оборудования пятого поколения от предшественника является подача газа в форсунки в жидком виде благодаря использованию специального газового насоса. В силу дороговизны используется намного реже, в основном – на автомобилях японского производства последних поколений, отличающихся повышенной сложностью.

Шестое поколение

Если говорить о ГБО 6-го поколения, то оно более экономично за счёт отсутствия редуктора. Возрастает эффективность работы мотора, исчезает необходимость подключения к системе охлаждения транспортного средства. Но наряду с преимуществами существует и обратная сторона медали. Это поколение требовательно к качеству очистки газа. В России оно крайне низкое, поэтому ГБО быстро приходит в негодность.

Не так давно появились предложения о приобретении систем газобалонного оборудования 7 или 8 поколения. Данные решения существуют лишь в умах экспертов и до рядового потребителя ещё не дошли. Все объявления в интернете по этому поводу на момент создания статьи являются попытками продажи модифицированных систем, описанных выше.

Суммируя вышесказанное, можно достаточно просто запомнить, какое поколение ГБО выбирать для разных типов автомобилей: оптимальным вариантом для карбюраторных/моноинжекторных авто будет ГБО 1 – 2 поколения, для современных инжекторных моделей лучшим выбором будет оборудование четвёртого поколения – его устанавливают, по разным подсчётам, в 80 – 90% случаев.

Подробнее о ГБО 6 поколения

Команда проекта решила подробно остановиться на 6-м поколении. Хотя оно и имеет отрицательные стороны, но преимущества в ряде случаев перевешивают. Если потребитель решается на установку такого оборудования, он принимает на себя обязанность поддерживать его в рабочем состоянии.

Одно из первых достоинств такого оборудования – отсутствие необходимости переделки топливной системы автомобиля. Принцип его работы идентичен работе стандартного ДВС. При этом газ или бензин попадают не в форсунки, или коллектор, а напрямую в цилиндры. Мощности впрыска жидкого газа

хватает для обеспечения производительности спортивных и многолошадных автомобилей с инженерными системами.

Данный алгоритм гарантирует полное прогорание смеси и отсутствие примесей в подаваемом в цилиндры топливе. Здесь, конечно, проявляется негатив баллонов из-за приёма на себя этого богатства добавок.

Но последний факт характерен для отечественных реалий. Большинство экспертов склоняются во мнении, что это одна из лучших систем будущего, которая практически не требует обслуживания. Тем более что последнее поколение соответствует новейшим евростандартам 5 и 6, которые обязательны к исполнению во всем мире.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6,5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне Мас Моторс

rating-avto.ru

Сайт о газовом оборудовании на авто

Установка газобаллонного оборудования на авто – оптимальное решение для тех, кто не хочет переплачивать за топливо. Во многом из-за качества…

Для понижения вредных температурных нагрузок и сохранения работоспособности газораспределительного механизма ДВС автомобиля, в конце 70-х годов учёные из Австралии изобрели…

Чтобы газовая установка 4-го поколения на автомобиле работала максимально эффективно, по мере износа ее компонентов (редуктора, форсунок), необходимо проверять и…

Двигатели современного транспорта в основном работают на бензине или дизтопливе. Однако повышение цен на горючее заставляет многих автовладельцев принимать решение…

Ещё не так давно в системах газобаллонного оборудования, для передачи топлива под высоким давлением (пропан или метан) из баллона до…

В системах газобаллонного оборудования на автомобилях кроме расходной и заправочной магистрали высокого давления, присутствует ещё несколько рукавов различного назначения. О…

При переходе с бензинового топлива на газовое, в автомобиле с газобаллонным оборудованием, иногда происходят отказы. Если ГБО 4 поколения не…

С 1 января 2015 года в России вступил в силу новый технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств (018/2011). Согласно…

Второе поколение газобаллонного оборудования до сих пор пользуется популярностью, особенно у владельцев авто с карбюраторными ДВС, а также с инжекторными…

Для легализации газобаллонного оборудования в автомобиле необходимо пройти несколько определённых этапов. Один из которых — посещение отдела ГИБДД для осмотра…

Калькулятор ГБО

Перед установкой газовой системы в свой автомобиль, необходимо подсчитать экономическую целесообразность такого решения. Для удобства, можно воспользоваться готовым решением –…

Первые моторы, где бензиновое топливо подавалось напрямую в камеру сгорания, серийно начали применять на автомобилях в 90-х годах 20 века….

Количество автомобилей, работающих на газе, растет из года в год. Собственники таких машин периодически сталкиваются с неполадками в работе системы,…

Что такое ГБО в автомобиле? Газовое оборудование – это дополнительная топливная система и как любое другое техническое устройство в машине,…

Для заправки авто с пропановым газобаллонным оборудованием, в его комплект входит специальный заправочный клапан ГБО. В данной статье рассмотрим способы…

Для управления подачей топлива, в системе газового оборудования на автомобиле, предусмотрен электромагнитный клапан ГБО. Основной его функцией является открытие и…

Преследуя цель повысить мощность силовой установки, автопроизводители часто комплектуют легковой и коммерческий транспорт турбированными моторами. У владельцев таких машин также…

Владельцы авто устанавливают газовое оборудование, ожидая существенного снижения затрат на заправку, но в процессе эксплуатации часто происходит повышение потребления топлива….

Для управления топливной системой автомобиля с газовым оборудованием, в его салоне устанавливается переключатель газ бензин. Модели кнопок ГБО различаются в…

По разным причинам иногда у собственников авто появляется необходимость демонтажа автомобильной газовой установки. Но в ходе процесса снятия могут возникнуть…

gbomotor.ru

Газ на автомобиль: особенности и поколения ГБО

Многие автолюбители, особенно в условиях постоянно растущих цен на топливо, принимают решение о переводе своего автомобиля с бензина на газ. Установка газобаллонного оборудования позволяет существенно экономить денежные средства тем водителям, которые активно эксплуатируют свой автомобиль и имеют солидные пробеги. О преимуществах и недостатках использования ГБО мы поговорим в отдельной статье, а сейчас давайте рассмотрим классификацию подобных решений и принцип работы такого оборудования.

Читайте в этой статье

Устройство газовой системы

Основные компоненты газовых систем:

  • Редуктор-испаритель. Данное устройство реализует подогрев смеси пропан-бутана, отвечает за испарение и снижает давление до показателя, приближенного к атмосферному. Газовый редуктор отлично подходит для  авто с небольшим  рабочим объемом ДВС, так как это компактное решение не сложно разместить в подкапотном пространстве. Управление устройством может быть как вакуумным, так и электронным при помощи отдельного блока.
  • Электромагнитный газовый клапан. Осуществляет перекрытие газовой магистрали, что необходимо во время простоя или после переключения работы двигателя на бензин. Имеет также фильтр, который производит очистку топливной смеси.
  • Электромагнитный бензиновый клапан. В автомобилях с карбюратором прекращает подачу бензина тогда, когда мотор работает на газу. В авто с инжекторным впрыском такую функцию выполняет эмулятор форсунок.
  • Переключатель между видами топлива. Устройство располагают в салоне автомобиля. Переключатели могут иметь различное исполнение, некоторые из них получают подсветку и шкалу-индикатор остатка газа в баллоне.
  • Мультиклапан. Данное решение монтируют на горловину баллона. Устройство состоит из заправочного клапана и расходного клапана. Имеется также измеритель уровня газа и заборная трубка. Конструктивно устройство включает в себя еще один клапан (скоростной), который способен предотвратить утечку газа в случае аварийной поломки газовой магистрали.
  • Венткоробка. Решение  также устанавливается на горловине баллона. Внутри коробки размещают  названный выше мультиклапан. Главной задачей венткоробки становится отвод паров газа наружу в случае его утечек из баллона в багажном отделении.
  • Емкость для сжиженного газа (газовый баллон). Баллоны могут быть цилиндрическими и торроидальными. Вторые позволяют осуществить монтаж в нишу для запасного колеса. Баллоны заправляют не более чем на 80% от максимального объема, что делается согласно требованиям техники безопасности в процессе их эксплуатации.

Принцип работы

Стоит отметить, что питание газом и реализация всей системы ГБО ранних поколений заметно проще, чем устройство бензиновой системы подачи топлива. Для наглядности еще раз обратим Ваше внимание на сравнительно небольшой список основных элементов.

Перевод автомобиля на систему питания газом и соответствующее переоборудование выглядит следующим образом. В самом начале в багажнике, грузовом отсеке, на раме или под днищем транспортного средства устанавливают емкость для хранения газа (газовый баллон). В моторном отсеке размещают редуктор-испаритель и устройства, отвечающие за подачу газа в двигатель. Дополнительно устанавливают решения, позволяющие выполнять регулирование смеси.

Газом в баллоне выступает пропан-бутан, который является сжиженным нефтяным газом. Если давление находится на уровне атмосферного, тогда вещество пребывает в газообразном состоянии, но при относительно небольшом повышении давления с легкостью переходит в сжиженное состояние. Полученная жидкость склонна к испарению при бытовых температурах. По этой причине газ помещают в герметичные емкости (баллоны) под давлением от 2-16 атм, где он и хранится в виде жидкости.

Пары газа создают давление, благодаря чему из баллона они попадают в газовую магистраль, которая называется магистралью высокого давления. Расходуется газ из баллона благодаря его проходу через мультиклапан. Как уже говорилось выше, через этот клапан осуществляется также заправка газом. Для заправки используют дополнительное выносное устройство.

Газ в жидком состоянии движется по магистрали и попадает в газовый клапан, оборудованный фильтром. Фильтр предназначен для эффективной очистки газа от примесей и смолистых отложений. Устройство дополнительно отвечает за перекрытие подачи газа в момент выключения зажигания, а также при выборе режима работы мотора  на бензине. 

После фильтра очищенный сжиженный газ движется по газопроводу и оказывается в редукторе-испарителе. В этом устройстве его давление понижается до показателя,  приблизительно равного 1 атм. Понижение давления ведет к тому, что жидкий газ начинает испаряться. При этом происходит активное охлаждение редуктора. По этой причине  редуктор присоединяют к системе охлаждения мотора. Разогретая ОЖ, которая циркулирует в системе, предотвращает обмерзание редуктора, а также мембран в устройстве. Основной рекомендацией в холодное время года является предварительный запуск и прогрев мотора на бензине, а потом уже осуществляется перевод двигателя на газ. Это требование подразумевает выход ДВС на рабочую температуру с необходимым нагревом ОЖ.

Из редуктора газ, который уже имеет парообразное состояние, поступает в цилиндры двигателя. За  его подачу отвечают дозирующие устройства. Примечательно то, что в устройстве газовой установки отсутствует элемент, который по своим функциям похож на бензонасос. Газ уже находится в баллоне под давлением и поступает в редуктор самостоятельно, а не принудительно. Это значительно упрощает систему ГБО. Способность газа при смене давления и температуры переходить из жидкостной фазы в паровую еще более сокращает число конструктивных элементов в цепи.

Смеситель в ГБО является устройством сложной формы, которое устанавливают перед дроссельной заслонкой. Главной задачей этого решения становится приготовление рабочей смеси газа и воздуха. Дозатор является устройством для регулировки. Перед редуктором устанавливается специальный электромагнитный клапан, который отключает подачу газа.

Переключатель выбора бензина или газа в салоне имеет три положения: «газ», «бензин» и нейтральное положение. Выбор режима перекрывает один или оба клапана. Когда зажигание выключается, тогда все клапаны находятся в закрытом состоянии. ГБО могут иметь также функцию отключения подачи газа в том случае, если отсутствует искра зажигания в ДВС.

Схема ГБО

 

  • баллон (1)
  • мультиклапан (2)
  • газовая магистраль высокого давления (3)
  • выносное заправочное устройство (4)
  • газовый клапан (5)
  • редуктор-испаритель (6)
  • дозатор (7)
  • смеситель воздуха и газа (8)
  • бензиновый клапан (9)
  • переключатель видов топлива (10)

По принципу подачи газа в двигатель ГБО условно принято делить на поколения. В качестве наглядного примера возьмем ранние системы и проследим за алгоритмом их работы. Нефтяной газ (пропан-бутан), который находится в сжиженном состоянии и под давлением, поступает из баллона (1). Газ идет по магистрали высокого давления (3). За контроль расхода газа отвечает мультиклапан (2). Посредством этого же клапана осуществляется заправка при помощи выносного заправочного устройства (4). В жидкой фазе по магистрали газ проникает в газовый клапан-фильтр (5). Там происходит его очистка от взвесей и смолистых отложений, а также фильтр перекрывает подачу газа в момент отключения зажигания или при выборе режима работы на бензине.

Очищенный в фильтре газ идет по трубопроводу и оказывается в  редукторе-испарителе (6). Давление газа понижается там до уровня атмосферного. Начинается интенсивное испарение газа. Разряжение во впускном коллекторе запущенного ДВС позволяет газу из редуктора пройти по шлангу низкого давления. Далее газ проникает в дозатор (7) и оказывается в смесителе (8). Смеситель установлен между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. На крбюраторных авто вместо смесителя может быть осуществлена врезка газовых штуцеров прямо в карбюратор.

Режимы работы ДВС на бензине или газе выбираются при помощи переключателя видов топлива (10), который ставят на приборной панели. Когда выбран режим «газ», переключатель инициирует открытие электромагнитного газового клапана (5) и  происходит отключение электромагнитного бензинового клапана (9). Если имеет место переход с газа на бензин, тогда переключатель осуществляет закрытие газового клапана и позволяет открываться бензиновому. Подсветка на переключателе позволяет определить, какой вид топлива задействован в тот или иной момент.

В процессе эволюции сложилась устоявшаяся практика деления установок на поколения. В СНГ с классификацией ГБО возникли определенные сложности. Дело в том, что третье поколение после его появления на рынке не получило широкого распространения и после исчезло, а первое и второе по этой причине стали ошибочно называть вторым и третьим.

Еще большую путаницу вносят многочисленные установщики, которые в ряде случаев ошибочно присваивают системам ГБО с функцией OBD-коррекции, а также системам BRC Sequent Direct Injection для моторов с непосредственным впрыском топлива, статус пятого поколения. Для максимальной ясности системы стоит делить по способу подачи газа в ДВС:

  • оборудование эжекторного типа, к которому относят ГБО первых поколений. Решение является аналогом бензинового карбюраторного и ранних образцов инжекторного впрыска;
  • распределенный газовый впрыск, относящийся к четвертому поколению систем;
  • жидкий впрыск, который представляет собой ГБО пятого поколения;
  • непосредственный впрыск жидкого газа, являющийся шестым поколением газового оборудования;

Поколения ГБО и конструктивные особенности

 I поколение

К этому поколению относятся механические системы, которые выше были частично описаны в виде схематичного примера. Решения получили вакуумное управление, а также оснащаются механическим дозатором газа. Такие системы устанавливаются на бензиновые агрегаты, конструктивно имеющие карбюратор или простой инжектор. ГБО первого поколения получили также смеситель газа.

Регулирование подачи газа в смеситель для таких систем реализуется вручную. Для этого используется дозатор. Дозатор представляет собой патрубок, который позволяет изменять проходное сечение посредством вкручивания регулировочного винта, который вставлен в патрубок. Под регулировкой дозатора понимают такое положение винта, которое позволяет мотору устойчиво работать на газе в различных режимах. Положение винта в процессе эксплуатации авто изредка может потребовать коррекции, особенно при засорении воздушного фильтра. Переключатель выбора топлива в таких ГБО может дополнительно иметь указатель уровня газа в баллоне. Функция реализуется при наличии сенсора уровня топлива в конструкции мультиклапана.

Первое поколение ГБО для автомобилей с инжектором конструктивно отличается тем, что бензиновый клапан для прекращения подачи бензина заменен на устройство, которое называется эмулятор форсунок. В процессе подачи газа элемент имитирует работу штатных бензиновых форсунок, чтобы ЭБУ двигателя не переходил в аварийный режим работы. Аналогичное решение в виде эмулятора лямбда-зонда позволило решить проблему касательно ошибок ЭБУ инжекторного двигателя.

II поколениe

Механическая система дополнилась электронным дозирующим устройством, работа которого основывалась на обратной связи с  лямбда-зондом (датчик содержания кислорода). Такое решение устанавливается на инжекторные двигатели с катализатором. ГБО второго поколения избавили от ручного дозатора. Его место занял электронный дозатор, который регулирует подачу газа при помощи электродвигателя шагового типа.

Дозатор управляется электронным блоком, который опирается на сигналы штатного лямбда-зонда. Это позволяет обеспечить поддержание оптимального состава газо-воздушной рабочей смеси. Электронный блок дополнительно принимает сигналы от датчика положения дроссельной заслонки и датчика оборотов двигателя, что необходимо для оптимизации смеси на переходных режимах работы силового агрегата. Настройку ГБО этого типа производят при помощи ПК.

Такие системы устанавливались на автомобили с электронными карбюраторами или инжекторами, которые оборудованы лямбда-зондом и катализатором, имеют в конструкции датчик положения дроссельной заслонки. Эти поколения ГБО являются системами переходного типа. Сегодня такие решения практически не используются.

Причиной послужило то, что ранние поколения ГБО не соответствуют действующим требованиям по вопросу токсичности, находясь на уровне норм ЕВРО-1. С учетом этих требований производители создали системы третьего и четвертого поколений, которые намного более распространены.

III поколениe

Такие системы способны обеспечить распределенный синхронный впрыск газа. Конструктивно имеют дозатор-распределитель с управлением от электронного блока. Подача газа во впускной коллектор реализована посредством механических форсунок. Форсунки открываются за счет  избытка давления в газовой магистрали высокого давления. Электронно-механический дозатор-распределитель шагового типа находится между редуктором, который подаёт избыточное давление, и штуцерами-клапанами, которые установлены во впускном коллекторе двигателя. Элемент отвечает за оптимальную дозировку газового потока во впуск. Переключение режимов и создание оптимальной газо-воздушной рабочей смеси возложено на электронный блок управления, который получает сигналы от штатных датчиков двигателя (МАР-сенсор, лямбда-зонд, ДПДЗ и т.д.).

Стоит отметить, что ГБО 3-го поколения не задействуют ЭБУ автомобиля и не опираются на топливные карты, которые зашиты в штатный блок управления ДВС. Системы подачи газа работают параллельно и имеют собственные топливные карты. Корректировка состава смеси в таких ГБО не самая качественная, что  напрямую зависит от скорости работы шагового дозатора-распределителя. После введения норм ЕВРО-3, а также появления систем OBD II и EOBD (бортовая диагностика второго поколения), газовые системы 3-го поколения утратили популярность. Выход систем ГБО 4-го поколения вытеснил предыдущее 3-е с рынка окончательно.

IV поколениe

ГБО этого поколения получило название распределенного газового впрыска ( также встречается определение фазированного распределённого впрыска газа). Поколение систем распределенного последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками имеет управление от более совершенного электронного блока. Подобно системам 3-го поколения, газовые форсунки монтируются на впускном коллекторе. Установка подразумевает непосредственную близость сопла форсунки и впускного клапана каждого отдельного цилиндра. Это поколение ГБО задействует мощности ЭБУ и топливные карты, которые заложены в штатную программу контроллера автомобиля. В 4-ом поколении вносятся только необходимые поправки для того, чтобы адаптировать газовую систему применительно к топливной карте в ЭБУ, рассчитанной на бензин.

В этом поколении систем газ из редуктора-испарителя проходит через фильтр тонкой очистки газа. Далее он поступает в специальную рампу газовых форсунок. Эти форсунки устанавливаются на впускном коллекторе, а местом их установки становится пространство около бензиновых штатных инжекторов. Газовые форсунки в основе имеют тарированные жиклеры, через которые и осуществляется подача газа в область нахождения впускного клапана силового агрегата.

Управляет газовыми форсунками отдельный блок управления. Блок использует те сигналы,  которые идут от штатного бортового компьютера в автомобиле и предназначены для бензиновых форсунок. Газовый блок преобразует эти сигналы и направляет на газовые форсунки. Бензиновые форсунки в этот момент отключаются этим же блоком.

Необходимое количество газа, которое распределяется по впускному коллектору, рассчитывается на основе времени впрыска, которое определяет штатный ЭБУ. Блок управления газовыми форсунками корректирует это время для газа, так как необходимо учитывать его давление и температуру. Результатом становится то, что газ своевременно и в точно определенном количестве попадает в каждый цилиндр ДВС.

Настраивается ГБО 4-го поколения при помощи персонального компьютера и соответствующих программ. Софт должен быть совместим с поколением ГБО. Отдельным плюсом таких систем выступает функция перехода в автоматическом режиме с бензина на газ при прогреве двигателя. Если же в баллоне газ закончился, тогда также произойдет автоматический переход на бензин. Возможность ручного выбора топлива при помощи переключателя в салоне осталась неизменной. Сегодня ГБО 4-го поколения является наиболее популярным и оптимальным оборудованием для инжекторных автомобилей.

 ГБО IV и непосредственный впрыск

Отдельно стоит отметить ГБО 4-го поколения для таких автомобилей, в которых система топливоподачи устроена по принципу непосредственного топливного впрыска. Некоторые компании по установке ГБО относят этот тип системы к пятому поколению, но детальное изучение вопроса выявляет ошибочность такого определения. На самом деле, система остается оборудованием 4-го поколения, которое доработано и адаптировано применительно к конкретному типу ДВС.

Еще не так давно установка ГБО на автомобили с непосредственным впрыском топлива в цилиндры была попросту невозможной. К таким авто можно отнести Mitsubishi с линейкой моторов GDI, VW, Skoda и Audi с агрегатами FSI, отдельные модели Toyotа, Nissan и т.д. Главной проблемой являлось то, что бензиновые форсунки в таких моторах осуществляют топливный впрыск не во впускной коллектор, а подают топливо напрямую в камеру сгорания. Установить газовые форсунки для прямой подачи газа в камеру сгорания было невозможно. Обычное ГБО 4-го поколения с газовыми форсунками на впускном коллекторе также не подходило, так как сильно страдала бензиновая система питания этих ДВС и за короткий срок выходила из строя.

Для нормальной работы бензиновых форсунок на двигателях, в которых подача топлива реализована прямо в цилиндр, необходимо их постоянное охлаждение. Это охлаждение обеспечивает проходящий по форсункам бензин. Если просто перевести мотор на газ, тогда бензиновые форсунки большую часть времени отключены. Это приводит к тому, что бездействующие инжекторы быстро закоксовываются. Разработчики из итальянской компании BRC успешно решили эту задачу. Результатом стало появление в 2007 году системы BRC Sequent Direct Injection (SDI).

Данное решение представляет собой такую систему питания газовым топливом, которая разработана специально для взаимодействия с двигателями, которые имеют непосредственный впрыск топлива.

Sequent Direct Injection представляет собой многоточечную систему, которая обеспечивает последовательный фазовый впрыск (распределенный впрыск газа). Подобно обычным системам ГБО четвертого поколения, газ по-прежнему впрыскивается во впускной коллектор, а бензин параллельно впрыскивается в камеру сгорания по схеме производителя. Такой подход позволил  предотвратить закоксовывание бензиновых форсунок. Во время работы мотора на газу одновременно производится подача небольшого количества бензина, который охлаждает форсунку. Соотношение составляет 10% бензина от общего количества поданного газа.

Итогом стало то, что инженеры сохранили простоту установки ГБО, оставили возможность использования уже проверенных механических элементов, которые имеют заметные преимущества и высокий показатель надежности. Такое оборудование отличается от обычной системы ГБО BRC (система распределенного газового впрыска) лишь уникальным блоком управления. Редуктор, газовые форсунки и другие элементы системы Sequent Direct Injection остались такими же.

Главной особенностью SDI остается то, что подобную систему  можно устанавливать исключительно на определенные модели силового агрегата. Нужно учитывать, что BRC SDI ставится на конкретную модель самого мотора, а не на все машины конкретной марки. Для примера стоит упомянуть двигатель 2.0 FSI концерна Volkswagen. Этот ДВС стоит на Passat или Golf, Skoda Octavia, SuperB, Seat Leon, Audi A3, A4 и т.д. Указанное газовое оборудование подойдет только для такого мотора. Помимо системы от BRC предлагается также система Easy Fast Direct Injection, которую производит итальянская компания Lovato. Данное оборудование очень редко встречается на просторах СНГ.

V поколениe

Система LPi (Liquid Propane Injection) является впрыском сжиженного газа. Такая система стала детищем компании из Голландии Vialle. Специалисты бренда разработали и первыми представили системы впрыска газа, который находится в жидком состоянии, еще в далеком 1995 году. Главным отличием этой системы от других систем ГБО с распределенным впрыском является то, что газ впрыскивается во впускной коллектор ДВС не в испаренной фазе, а в жидком виде. Данное поколение газовой системы имеет также ряд отличий по составным компонентам. Большинство элементов системы LPi  отличаются от тех привычных решений, которые используются в конструкции привычных предыдущих систем ГБО.

В газовом баллоне присутствует газовый насос. Указанный насос позволяет обеспечить подачу газа именно в жидком состоянии. В таком виде газ поступает к газовым форсункам. Необходимость испарять газ во впускном коллекторе отпала, что автоматически исключает из системы редуктор-испаритель. Вместо данного элемента присутствует регулятор давления. Задачей устройства становится поддержание постоянного рабочего давление в системе подачи газа. Показатель находится на такой отметке, чтобы выходное давление было минимум на 5 бар выше давления в газовом баллоне. Такое давление не позволяет газу перейти в паровую фазу в трубках по причине нагрева работающего двигателя. Необходимость подогревать элементы ГБО под капотом путем их интеграции в систему охлаждения ДВС для циркуляции  разогретой ОЖ теперь утратила актуальность.  Регулятор давления заключен в специальный блок, в котором имеется электроклапан безопасности. Этот клапан открыт при работе ДВС на газе, закрывается устройство при переводе мотора на бензин.

Остатки неизрасходованного газа из форсунок поступают через регулятор давления обратно в баллон, что напоминает принцип «обратки» в бензиновых агрегатах. Видоизменилась и топливная магистраль. В ранних поколениях ГБО присутствовала трубка, материалом изготовления которой в большинстве случаев выступала рафинированная медь. Трубка использовалась для подачи газа из баллона к редуктору-испарителю. В системе 5-го поколения её заменили на одиночные магистрали, материалом для которых послужил армированный пластик.

Если внимательно изучить систему LPi, тогда вполне очевидно значительное сходство с бензиновой инжекторной системой питания ДВС. Жидкий впрыск позволяет целиком заменить бензиновую систему питания. Южнокорейские автопроизводители оценили такую возможность, наладив для своего внутреннего рынка выпуск монотопливных газовых авто.

Основным преимуществом ГБО 5 выступает высокая точность впрыска, отсутствие подключения к системе охлаждения ДВС, независимость от уровня давления газа в баллоне и т.д. Более того, за счет эффекта охлаждения при испарении газа, мотор при работе на некоторых режимах выдает чуть более высокую мощность.

Запустить ДВС в условиях низких температур становится проще, так как в холода в LPi сжиженный газ имеет лучшую характеристику испарения сравнительно с бензином, что позволяет не заливать свечи. К недостаткам системы можно отнести высокую конечную стоимость и небольшой опыт обслуживания данных решений специалистами на территории стран СНГ.

Если за системой не ухаживать должным образом, тогда срок эксплуатации без поломок ГБО 5-го поколения сокращается в разы. Для примера, газовый насос старого образца для своей безотказной работы требовал периодической смазки. Не все специалисты знали о такой необходимости. Отсюда и возникли мифы о быстром выходе газовых насосов из строя, которые списывались на низкое качество газа в СНГ, конструктивные недоработки системы и т.п. 

Правильное же обслуживание, даже с учетом реалий и посредственного качества газа, способно обеспечить минимальный ресурс  Vialle LPi даже с насосом старого типа около 200-300 тыс. км. В современных системах применен еще более совершенный насос турбинного типа, что и вовсе исключает необходимость дополнительной смазки и других манипуляций для ухода за системой.

VI поколениe

Система Liquid Propane Direct Injection представляет собой решение для непосредственного впрыска жидкого газа. Параллельно с системой LPi, компания из Голландии Vialle создала систему LPdi. Это решение предназначено для моторов с непосредственным впрыском горючего в цилиндры.

Данная система занимает условный статус шестого поколения ГБО, повторяя ситуацию с 4-м поколением и системой Sequent Direct Injection (SDI). Решение имеет схожую конструкцию с ГБО 5-го поколения. Главным отличием является то, что жидкий газ подается через штатные бензиновые форсунки силового агрегата. В системе используется все тот же баллон с газовым насосом высокого давления. Этот насос подает сжиженный газ к специальному устройству, которое называется селектором топлива. Именно в этом устройстве и происходит переключение между подачей бензина или газа.

Вполне очевидно, что основой данной системы ГБО выступает указанный селектор топлива. Это устройство является запатентованным блоком клапанов. В процессе работы блока бензин, находящийся перед топливным насосом высокого давления, подменяется жидким газом. Оставаясь в сжиженном состоянии, газ подается в штатный ТНВД. Указанный ТНВД
поднимает давление до 100 бар и выше, подавая газ на топливные форсунки-инжекторы.

Использование такой системы ГБО позволяет в полной мере сохранить все плюсы от использования ДВС с непосредственным впрыском топлива. Обеспечено максимально точное дозирование горючего, двигатель уверенно работает на обедненной рабочей смеси, нет проблем на переходных режимах. Мало того, но использование сжиженного газа позволяет дополнительно снизить токсичность выхлопа.

Еще одним положительным моментом от использования ГБО 6-го поколения является возможность не только сохранить ту мощность мотора, которую инженеры заложили в него на заводе, но и превысить этот показатель. Производитель приводит пример, что после установки такой системы ГБО на Volkswagen Passat 1.8 TSI, паспортная мощность которого на бензине 160 л.с, мощностная характеристика на газе выросла до 169 л. с. Производить установку системы Vialle LPdi возможно только на отдельные модели автомобилей с соответствующим типом силового агрегата.

Читайте также

krutimotor.ru

alexxlab / 28.09.2019 / Авто

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны для заполнения *